Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроке"
презентация к уроку по теме
Данная методическая разработка мастер-класса знакомит с приемами создания проблемных ситуаций на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАША РЕАЛЬНОСТЬ
« Для того, чтобы процесс изучения математики на всех этапах обучения проходил осознанно, необходимо: … ..7) создавать проблемные ситуации, побуждая учащихся к самостоятельному открытию математических результатов; …» (Концепция математического образования )
МОУ «ТУРОЧАКСКАЯ СОШ» МАСТЕР – КЛАСС «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ». « ЗНАНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЕ, КОГДА ОНО ДОБЫТО УСИЛИЕМ СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ, А НЕ ПАМЯТЬЮ» Л.Н. ТОЛСТОЙ
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия , а через это – формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ С удивлением С затруднением
“ КЛАССИЧЕСКИЕ» ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ” Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2 .Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.
ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях .
проблемная ситуация легко возникает в том, случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования
ПУТИ, ПРИВОДЯЩИЕ К ПРОБЛЕМЕ побуждающий диалог Подводящий диалог Это «экскаватор» , который выкапывает проблему, т.е. помогает сформулировать учебную задачу логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию. Мотивирующий прием «яркое пятно» – сообщение интригующего демонстрация непонятных явлений; «актуализация» – обнаружение смысла. значимости проблемы
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫДВИГАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ: Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Посильность выдвигаемой проблемы Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Немалую роль играет естественность постановки проблемы
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ТРЕБУЕТ ОТ ПЕДАГОГА ВЛАДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ: через домашнее задание. через умышленно допущенные учителем ошибки. через использование занимательных задач. через решение задач, связанных с жизнью. через решение задач на внимание и сравнение. через противоречие нового материала старому, уже известному. через выполнение небольших исследовательских задач . через различные способы решения одной задачи .
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учебная задача проблемного характера: Цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10 %. В новом году она снизилась на 10 %. Изменилась ли первоначальная цена товара. Каково выше мнение?
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у обучающихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие проблемы.
Недостатки: В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.
После чашки чая мы становимся внимательными и собранными, и готовы удивляться жизни снова и снова. В древности ни одно важное решение не принималось без чайной церемонии, помогающей найти равновесие и прояснить мысли. Аромат чая и вкус чая обогащают душу человека, очищают сознание, укрепляют отношения между людьми. Лучше три дня прожить без пищи, чем один без чая». (Китайская мудрость)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Я понял(а), что… Я попробую…. Меня удивило…. Мне захотелось…. Я считаю, что….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23058.jpg)
Статья "Использование метода разрешения проблемных ситуаций на уроках технологии"
В данной статье предлагается познакомиться с опытом использования на уроках технологии метода решения проблемных ситуаций. Материал будет интересе и всем тем кто собирается заниматься проектной ...
Обобщение опыта по теме "Художественная - педагогическая драматургия и проблемные ситуации на уроках музыки
Выступление "Художественная - педагогическая драматургия и проблемные ситуации на уроках музыки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-126946-1421564176.jpg)
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-168504-1357150608.jpg)
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-617710-1428131191.jpg)
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648631-1436628459.jpg)
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....