"Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания", выступление.
презентация к уроку по теме
Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания. Проблема аттестации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_otsenka.pptx | 192.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль педагогической оценки сложна и многопланова, поэтому будет целесообразно развести два понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это мнение о ценности и качестве чего либо или кого-либо. Отметка – это установленное обозначение степени знаний ученика.
Оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика, о чем мы мало думаем. Оценка оказывает глубокое воздействие на мотивационную сферу ученика. Проанализируем его переживания при получении им разных отметок.
«ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ПЯТЕРКА»: радостное переживание успеха учеником; чувство гордости у родителей ученика; чувство собственной полноценности; уважение в классе. Как мы видим ,происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно.
«ОБНАДЕЖИВАЮЩАЯ ЧЕТВЕРКА» Переживания ученика зависят в данном случаи от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая , т.е. заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке».
«РАВНОДУШНАЯ ТРОЙКА»: отсутствие переживания успеха; безразличное отношение к учебе; не формируется потребность хорошо учиться; чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания на стороне – плохие уличные компании, или различные неврастенические явления – депрессия, агрессивность и.т.д.
«УНИЧТОЖАЮЩАЯ ДВОЙКА» негативные переживания; угнетенное положение в классе; конфликты в семье; школа – источник переживаний для ученика.
Таким образом, мы не должны забывать стимулирующую роль оценки, т.к. она есть мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при одном условии: если она используется психологически грамотно .
Что значит «психологически грамотно»? Оценка должна быть справедлива. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, представить глубину психологических пластов, задеваемых оценок, и степень воздействия на ребенка. Необходимо подбирать верный тон для высказывания своей оценки (одному ее лучше высказывать строгим тоном, другому – с ноткой сожаления , третьему – с некоторым удивлением и.т.д.).
Нельзя сравнивать одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой. Отметка должна сопровождаться высказываемым учителем суждением. Отметка и учительское суждение выполняют разные психологические функции, поэтому заменить друг друга не могут. Отметка показывает насколько его сегодняшний уровень по отношению к уровню других ребят в классе высок, а суждение учителя фиксирует достижения (отставание) ученика по отношению к самому себе
«Торжествующая пятерка» формирует потребность повторного успеха. Наблюдения показывают, что учителя тяготеют к отрицательным оценкам. «Если можно поставить два, надо ставить, а вот если можно поставить пять – то надо подумать». Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки. Отметка должна быть очевидной ученику и не может быть «спрятанной» от него.
Таким образом, мы не должны забывать о мотивационной функции оценки, а должны «психологически правильно» ее использовать. Каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей.
Используемая литература: «Журнал для администрации школ», №5, 2009. Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение функций современного учителя (выступление на педагогическом совете, 20.03.13)
Выступление на тематическом педагогическом совете посвящено изменениям педагогической реальности...
Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на ...
Выступление на педагогическом совете «Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охо...
Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...
Структура системы оценки / Методы и формы оценивания
Структура системы оценки учащихся по биологии....
Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП...
Выступление на Педагогическом совете по теме "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"
Выступление на Педагогическом Совете по теме: "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"...