Использование технологии проектов в пропаганде здорового образа жизни
консультация по теме
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_proektov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проектов в пропаганде
здорового образа жизни
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу воспитанников под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: воспитанники не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
- Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у воспитанников положительную мотивацию к изучению литературы и информатики;
- Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ребенок в совместной деятельности с другими детьми, с родителями, с педагогом формирует знания и умения и создает объекты;
- Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему;
- Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ребенок становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим;
- Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности;
- Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Построенная таким образом учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и воспитанника, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются ребенком в совместной деятельности с педагогом, родителями, детьми.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются воспитанники. Работая над проектом, дети имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей детей: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов:
- постановка проблемной ситуации и формирование группы;
- сбор и обработка материала;
- презентация проекта;
- обсуждение результатов.
Дети делятся на несколько групп в составе 4-5 человек, в каждую из них входят воспитанники, разные по уровню обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного до нескольких занятий. Группы получают конкретные задания. Каждый воспитанник должен, используя различные источники, подготовить информацию-ответ на свой вопрос. Представители группы готовят презентацию, чтобы наглядно, эмоционально представить свое задание на занятии, подключая выдумку и фантазию.
Безусловно, проект от создания и до своего логического конца создается под руководством педагога, который при необходимости помогает воспитанникам начать работу в группах, наблюдает за тем, как идет сотрудничество между детьми, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оценивает работу учеников и сотрудничество в группах. Это может быть одна "награда" на всех в виде балльных оценок, сертификата, значка отличия. Что же дает самим учащимся обучение в сотрудничестве?
- Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы.
- Осознание творческой взаимозависимости членов группы.
- Умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.
- Интенсивное творческое общение между детьми.
Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность. Защита проектов может быть как в форме презентаций, так и в форме стенгазеты, иллюстраций, схем, таблиц, сценария.
Презентация проекта может быть приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного занятия. После презентации следует обязательное обсуждение работы с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.
Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент воспитанника, как книга или карандаш.
Мы постарались обобщить наш опыт по созданию презентаций и представляем его в виде десяти советов, затрагивающих как организационно-техническую, так и содержательную стороны:
- Все презентации должны быть объединены одной коммуникативной ситуацией;
- Должен учитываться принцип одной трудности;
- Нужно равномерно распределить словесные и иллюстративные;
- Следует выбирать единый «спокойный» фон для всех презентаций;
- Все персонажи и объекты должны быть выполнены в одном стиле;
- Во всех презентациях должны быть использованы однотипные эффекты анимации;
- Каждая презентация должна иметь простую навигацию и быть легкой в использовании;
- Во всех презентациях смена слайдов должна происходить по щелчку мыши;
- В презентациях, направленных на отработку материала, смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок;
- Каждая грамматическая презентация должна состоять не более чем из 12 слайдов.
Как видим, информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения - в нашем случае это отсутствующий на занятии воспитанник, находящийся на домашнем обучении. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство.
Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
Использование метода проектов для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся
Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения - одна из «больных» тем современного общества в целом, в частности, современной школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и шк...
Проект по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи «Здоров будешь – все добудешь!»
Профилактика вредных привычек и асоциального поведения среди учащихся - одна из важных проблем современного общества. Результаты многочисленных исследований показывают существо...
Проект по пропаганде здорового образа жизни «Здоровая еда, ДА!»
Данный проект построен на основе альтернативного метода. Все, что нельзя заменяется на то, что можно. Акценты сделаны на правильный здоровый образ жизни и правильные полезные привычки....
Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...
Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...