Анализ учебников русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Анализ программмно-методического обеспечения преподавания русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uchebnikov.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждый учитель русского языка постоянно ощущает, какое важное место в его работе занимает учебник. От учебника в немалой степени зависит и отношение ученика к уроку. Недостаточно понятно сформулированная теория, неинтересные, однообразные упражнения могут свести на нет усилия даже опытного учителя. И наоборот: настоящим  помощником и поддержкой нам  является  хороший учебник - живое, толковое изложение, вопрос, который заставляет напряженно размышлять, тексты упражнений, интересные новой информацией.

Сейчас перед учителем встаёт серьёзный вопрос выбора  хорошего и умного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Выбирать необходимо вдумчиво, прикидывая, что согласуется именно с вашим стилем и вкусом, с уровнем подготовки ваших учеников, зная сильные и слабые стороны разных учебников, хорошо представляя себе, чем они похожи, чем существенным различаются, каких дополнительных усилий потребуют от учителя. 

                                                                                                               

Учебник «Русский язык. 5-9 классы» (под редакцией Т.А. Ладыженской) 

Учебник весьма удобен в применении. Материал представлен логично, интересно.

Распределение по годам обучения удачное. Например, темы «Причастие» и «Деепричастие» изучаются в 7 классе. Программы 6-го и 7-го классов равномерно насыщены, через весь комплекс учебников красной нитью проходят темы «Орфография» и «Культура речи». Тема «Орфография» представлена отдельными параграфами, о культуре речи говорится и при изучении стилей языка, и в процессе написания творческих работ. В 8-9 классах тема «Орфография» даётся через систему повторения.

В учебнике для 5-го класса и отчасти 7-го представлен начальный курс синтаксиса.

Учебники 8-9 классов представляют собой курс синтаксиса и пунктуации, также в них помещены общие сведения о русском языке. В качестве положительного момента следует отметить, что в 9 классе изучается тема «Авторские знаки препинания». В текстах упражнений используются отрывки и из хорошо знакомых ученикам произведений классиков, и из не изучаемых в курсе литературы произведений. Это, несомненно, повышает интерес детей к русскому языку и литературе.

Вызывает  сомнение учителей включение в учебный материал спорных вопросов в науке, так как на ранних этапах изучения языка это отвлекает учащихся от целенаправленной выработки умений и навыков и вносит сумятицу в их головы. Например, причастие, деепричастие и категория состояния определяются как самостоятельные части речи. Не даётся понятия о формообразующих морфемах (кроме окончаний), основа слова определяется как часть слова без окончания, тогда как формообразующие морфемы, как известно, тоже не входят в основу; при морфемном разборе не требуется указания части речи.

Комплект учебников «Русский язык». 5-11 кл.

(под редакцией В.В. Бабайцевой)

Среди положительных свойств комплекта следует отметить следующие:  во-первых, наличие учебника «Теория», который содержит весь материал за курс 5-9-го классов и даёт возможность обращаться к нему как к справочнику. Структура учебного комплекса позволяет изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке в системе. Теория изложена просто и стилистически ровно, без излишнего наукообразия.

Во-вторых, использование данного учебного пособия помогает в организации активных форм обучения, в частности, семинарских занятий, в подготовке учащихся к экзаменам.

В-третьих, дает возможность учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять новые передовые технологии, в частности, выдавать материал блоками.
Также следует отметить, что система заданий и упражнений рассчитана на разноуровневый подход к обучению. Задания требуют не просто определённых знаний, а умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Богатый справочный материал способствует организации самостоятельной работы. Кроме того, учебник содержит подробные образцы различных видов грамматического разбора, введены такие виды разборов, как орфографический и пунктуационный.

В учебниках «Практика» много текстов, что всегда предпочтительнее отрывочных предложений, много разнообразных заданий. Начиная с 6-го класса в учебник "Практика" вводятся разделы "Повторим орфографию" и  "Повторим пунктуацию", это позволяет учителю планировать и осуществлять систематическое повторение наиболее трудных вопросов.  В учебнике "Практика" для 8-9-го классов в разделе «Синтаксис» представлены упражнения на редактирование текста. В приложение включён толковый словарь, обращение к которому способствует расширению словарного запаса и повышению уровня грамотности учащихся.

Несомненным достоинством  данного комплекта является наличие учебника Е.И. Никитиной "Русская речь", позволяющий выстроить систему уроков по развитию речи.  Разнообразие творческих заданий, иллюстративный материал делают привлекательным для учащихся работу с этим учебником.  Поскольку цель уроков русского языка сегодня заключается в том, чтобы научить ребёнка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душой самобытность русского слова, выражать себя в слове, то в большей степени привлекает в этом комплексе речевой аспект изучения языка. Задания предусматривают наблюдение над сферой использования изучаемых явлений (в текстах разного назначения, типа, стиля), над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создание речевых ситуаций, которые определяют отбор языковых средств для должного случая; совершенствование чужого высказывания с точки зрения норм использования рассматриваемых фактов языка; самостоятельное конструирование высказывания и стилистическое оправдание употребляемых в нём языковых средств.  Подчёркивается общественная важность умения правильно воспринимать чужое высказывание и  грамотно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатством языка, соблюдая этические нормы речи.

Содержание учебника В.В. Бабайцевой для 10-11 классов соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретённые учащимися в 5-9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающий изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты. Обобщающие задания по орфографии и пунктуации имеют ответы.

В то же время этот комплекс, по мнению многих учителей, имеет и недостатки. Например, в учебнике для 5-го класса при изучении некоторых тем по орфографии дано крайне мало упражнений для закрепления (например, для отработки навыка постановки дефиса в неопределённых местоимениях предложено одно упражнение из трёх предложений). Недостаточно продумана организация словарной работы: количество слов, предназначенных для запоминания учащимися старших классов меньше, чем, например, учащимися 5 класса. Количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает. Трудно отличить словарные слова, помещенные на полях, от слов, помещенных там же для другой цели.  

Учебник «Русский язык. 5-9 классы»

(под редакцией М.М. Разумовской)

За создание учебно-методического комплекта для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык» коллективу авторов присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г.

Главной целью обучения русскому языку, по убеждению авторов, является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В учебниках для 5-7-го классов в связи с изучением грамматики вводятся соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи. В учебниках предусмотрена систематическая работа с лингвистическими текстами, направленная на их информационно-смысловой анализ. При изучении теории предложен обучающий и разъясняющий подход, то есть, кроме формулировок определений и правил, обязательно даётся разъясняющий текст.  В учебниках есть упражнения разноуровневого характера, упражнения, раскрывающие значение, структуру, правила правописания слов. Даны образцы разборов синтаксических единиц, включающий орфоэпический разбор слова. В конце учебников представлен справочный материал: орфографический и толковый словарики, раздел, посвящённый трудным случаям орфографии. Очень примечательно то, что многие упражнения содержат задания по комплексному анализу текста. Среди положительных моментов следует ещё отметить наличие материалов об общих сведениях о языке и о ведущих специалистах в области лингвистики.

По мнению учителей, недостатком учебника является то, что в нём содержится мало материала для отработки навыка орфографической зоркости, то есть в малом количестве упражнений пропущены буквы-орфограммы и пунктограммы, чтобы ученик мог осознанно с ними поработать. Представляется, что учебник для 6 класса перенасыщен содержанием и что изучение трудных тем «Причастие» и «Деепричастие» начинать в 6 классе рано.  

 «Русский язык. 5-9 классы» (под ред. М.В. Панова)

Принципы построения учебника:

  • обучение должно быть научным, то есть представлять классическое языковедение;
  • опора на современную лингвистическую теорию позволяет воспитывать у детей умение наблюдать, вдумываться, понимать, доказывать, рассуждать, то есть дает простор для их интеллектуального развития;
  • обучение русскому языку только в том случае станет эмоциональным (и поэтому успешным), если оно раскроет детям красоту русского языка, его выразительность, меткость, богатство. Эстетическое переживание языка и речи – важная сторона школьного обучения;
  • занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры. Нельзя забывать слова Ф. Шиллера: «Человек бывает в наибольшей степени человеком, когда он играет». Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.

        На основе этих четырех принципов осуществляется обучение детей нормам русского языка. Они должны стать для них привычными, удобными, своими - основой для сознательного творчества. Имеются в виду не только орфографические, но и лексические (точный выбор слова), и грамматические (верное использование грамматической выразительности речи) нормы.

Учебник отличается от других научным подходом, естественно, ограниченным рамками возрастного развития учащихся. Это не только не усложняет описание языка, но, наоборот, облегчает понимание языковых законов. Научное понятие способно точно назвать то, что обычно описывается многословно и приблизительно. Это видно хотя бы на примере понятия фонема, введение которого позволило назвать ту языковую единицу, которой соответствует в русском письме буква. Введение таких  понятий, как фонетическая позиция, позиционные чередования звуков, помогает избавиться от принятой в школе формулировки «сомнительные гласные и согласные» и сформулировать главный принцип русской орфографии как необозначение на письме позиционных изменений звуков.

У М.В. Панова показан весь научный путь того или иного открытия: постановка вопроса, формулировка проблемы, задачи; убедительно разрешаются, казалось бы, неразрешимые противоречия. Научная логика, обоснованная последовательность изложения материала высвобождают учителю время для более продуктивной подготовки к уроку. Русский язык, по Панову, не система сухих правил и  выводов, а яркий научный мир, в котором буйствует подлинная жизнь: успехи и взлеты одних языковых явлений, угасание и медленное умирание других, рождение нового, исключения, которые не признают никаких общепризнанных норм...  Лингвистическая новизна, соответствующая нынешнему уровню развития науки о языке, также выгодно отличает учебники М.В. Панова от других.

Необходимо отметить и язык учебников: при научной строгости мысли авторы стремятся говорить просто: в младших классах - с ориентацией на язык Б. Житкова. При этом авторы не потешают, не забавляют детей, не снимают с них обязанности думать. Вот как подаются в 5-м классе важные научные понятия. «Звонкий – брат глухого» – так дается понятие о парности звуков. «Второй согласный заражает своей мягкостью первый», «один звук приноравливается к другому». «Глухость своя или от соседа» – о различении самостоятельного и вызванного позицией качества звука. «Слабой позиции не верим, верим сильной» – это о принципе передачи звуков в русской орфографии. Авторы стремятся доказать, что о научных тонкостях можно говорить живым и даже шутливым языком. В учебниках М.В. Панова нет изнуpительных тренингов: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Грамотность авторами рассматривается в более широком смысле: и лексическая, и грамматическая, и стилистическая, и речевая, включая, разумеется, и пунктуационно-орфографическую. Специального «натаскивания» на правописание нет: оно опирается на постижение основного принципа русской  орфографии – множество фонем: почему Сгорел? - потому что Срезал (проверка сильной позицией по глухости-звонкости перед сонорным); почему на деревЕ? – потому что на столЕ... Не зубрежка, а понимание, не репродукция, а открытие и научное обоснование. Естественно, что пpи таком подходе меняются и формы работы с детьми: не «спишите и вставьте...», а «проверьте, порассуждайте, докажите, найдите ошибки, исключите избыточное или восстановите недостающее звено» и др. Подобная работа способствует развитию научного и творческого потенциала не только учащихся, но и самого учителя. Кроме того, занимаясь анализом орфографических премудростей нашего языка, нельзя забывать и о развитии коммуникативных умений ребят. Знакомство с тем или иным правилом орфографии служит магистральной цели уроков русского языка — учить различной работе с текстом: умению свёртывать и развёртывать его, строить грамотное, умное, убедительное высказывание, владеть различными стилями языка, уметь просто говорить о сложном и т.п. Вот, к примеру, как изучается в 6-м классе такая  исключительно орфографическая тема, как правописание союзов.

Задание 1. Проанализируйте примеры и сделайте выводы о том, как не перепутать союзы с омонимичными им частями речи.

  • Чтобы пополнеть, сначала надо подумать, что бы такое вкусненькое и сладенькое съесть. И т.п.

Задание 2. Придумайте предложения, включив в них как можно больше разных «ошибкоопасных» союзов и похожих на них слов. Вот несколько вариантов, предложенных ребятами.

  • Чтобы дойти от того дома до этого, нужно потихоньку перейти улицу, так же тихо проскользнуть в переулок и только затем юркнуть в подворотню. И т.д.

Задание 3. Используя союзы и омонимичные им слова, напишите памятку «Как поймать майского жука» («Как распутать запутавшийся клубок» и т.п.).

Задание 4. Объедините два-три данных предложения в одно, используя союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ и устраняя повторы (на основе образца).

Задание 6. Допустим, вы авторы нового учебника русского языка. Как бы вы изложили свое понимание темы «Союз», чтобы вашим предполагаемым ученикам изучать ее было бы и легче, и интереснее? Для этого разверните данные (незаконченные) тезисы, чтобы получилось связное высказывание.

 

1. Чтобы соединить однородные члены предложения, используются...

2. Для связи простых предложений в составе сложных также участвуют...

3.Предложения с подчинительными союзами называются сложноподчиненными, оттого что...

4. Чтобы не спутать союз с другими частями речи, нужно...

 Форму подачи материала нельзя считать обычной. Теоретические положения не преподносятся, не сообщаются, учащимся не дается готовое знание. В учебнике принят и постоянно выдерживается определенный способ подачи нового материала: понятия и правила вводятся через решение проблемных задач, разгадывание загадок и цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке. Нет ни одной проходной формулировки. И отсутствует поучительный, наставнический тон. Принципиально новый подход к подаче заданий, упражнений обеспечивает высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся. Авторы используют приёмы, активизирующие самостоятельную работу учащихся, с тем чтобы они сами приходили к выводам, совершали научные открытия. Это очень нравится детям, вселяет в них уверенность в своих силах, развивает в них творческое начало. В учебнике действуют сквозные, переходящие из раздела в раздел герои, каждый со своим характером (в 5 классе это Настя Кувшинчикова, Вова Бутузов и др.,  растущие и взрослеющие вместе с учениками). В их рассуждениях, догадках, сомнениях, спорах школьникам предлагается принять участие и выступить арбитрами. Увидев в рассуждениях героев ошибки, которые ученики и сами могли бы допустить, дети глубже понимают суть проблемы.

        Особенно эффективно исследовательские навыки вырабатываются при написании лингвистических изложений. Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что детям нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Тексты берутся из научно-популярной лингвистической литературы (которой, к сожалению, не так много), и их не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное - передать мысль, логику, ничего не искажая и не теряя. Тем самым дети ставятся в ситуацию «говорить о языке на языке», а это, поверьте, очень непростая задача.

        Вот пример лингвистического текста для изложения.

Слова готовые и сделанные

        Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от изнурительного и непосильного запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объему) слов языка требует механического запоминания. Это слова, которые существуют в языке как готовые единицы. Большую часть этих слов составляют наиболее употребительные, известные каждому с детства слова, такие как ДОМ, СТОЛ, СЫН, ВОДА, ЗЕМЛЯ, СПАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИНИЙ, ДОБРЫЙ и т.п. Языковеды называют такие слова простыми, в отличие от слов производных («сделанных» в языке). Сравните слова ДОМИК, ДОМАШНИЙ, ДОМИЩЕ; СТОЛИК, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛОВАЯ; УСЫНОВИТЬ, СЫНОК; ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ПОДВОДНЫЙ, ОБЕЗВОДИТЬ; ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМЛИЦА; НАГУЛЯТЬСЯ, ГУЛЯКА, ГУЛЯНЬЕ; СИНЕТЬ, СИНЕВАТЫЙ, СИНЕНЬКИЙ; ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ с приведенными выше. Каждому ясно, что слова второй группы связаны со словами первой, основываются на ней, являются по отношению к первым вторичными.

        Значение простых слов никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие олова СОБАКА, ЛОШАДЬ, СТЕНА, ДЕЛО, ОКНО, ЯЙЦО, то вы догадаться об этом не можете. А значение производных слов определяется значением слов простых. Значение слов СТОЛИК и ДОМИК определяется значением слов СТОЛ, ДОМ и значением суффикса -ИК, обозначающего уменьшительность, точно так же значение глагола ПРИВОДИТЬ определяется значением слова ВОДИТЬ и поставки ПРИ-, обозначающей приближение.

Е.А. Земская

        Текст не читается учителем вслух, а распечатан для каждого учащегося (это более точно воспроизводит ситуацию работы с научной литературой). Затем проговариваются основные мысли текста, уточняется, где аргументы, где примеры, где вывод. Обращаем внимание на требования к научным текстам: невозможность бездоказательных утверждений, непротиворечивость, недвусмысленность, уважительная критика иных точек зрения (подобной работой следует заниматься систематически, при написании каждого лингвистического изложения).

        Каковы преимущества этой формы учебной деятельности? На изложение уходит немного времени - 25-30 минут, дети овладевают «секретами» научной речи, учатся излагать мысли убедительно, доказательно, грамотно (и не только с точки зрения орфографии), наконец, для многих ребят лингвистические тексты являются единственной возможностью познакомиться с огромным миром нехрестоматийной литературы, зачастую неожиданной и  увлекательной.

        В учебнике много разнообразных по типу заданий: творческих (например: «Объясните, в каких случаях, с какой целью вы могли бы употребить следующие крылатые слова из басен Крылова», «Придумайте рассказ»), на сообразительность, подводящих к самостоятельным выводам (многие из заданий вписаны в общий контекст как звенья рассуждений). Задания, в которых предлагается эстетически оценить отрывок из художественного произведения, задания, отсылающие к работе со статьями толкового словаря, – дети приучаются пользоваться толковыми словарями, знакомятся с другими словарями, например, орфоэпическим.  Кстати, в конце учебника содержатся справочные материалы: орфографический и орфоэпический словарики – для всех классов, для 5 – толковый, для 8 – 9 – тематические группы «трудных» слов с заметками об их произношении.

        По сравнению с другими учебниками значительно большее место отводится стилистике. Ей посвящены многочисленные задания в разных разделах.

        Приводимые в тексте учебника исторические справки расширяют кругозор детей. Например, справка о кратких прилагательных, склонявшихся в древнерусском языке и сохранивших следы склонения в поговорках, пословицах и устойчивых выражениях (от мала до велика, на босу ногу); справки «Из истории имен собственных», об изменениях в произношении, об истории русского письма и другие. В текст учебника введены рассказы: об индоевропейских языках, о литературном языке, о русских диалектах; рассказы-портреты видных языковедов помогают живо представить личность ученого и его роль в науке.

        Учебник, как отметила Комиссия по преподаванию русского языка при Отделении литературы и языка Российской Академии наук, «направлен на воспитание думающей, творческой личности и, следовательно, отвечает требованию настоящего времени».

        Сомнение в преимуществе этого учебника может вызвать следующее:

  • тема «Служебные части речи» изучается в 6 классе, а «Самостоятельные части речи» - в 7;
  • правила помещены в рамке, но количество и объём их доведён до минимума; правила как бы растворены в диалогах действующих персонажей и других материалах учебника.

Учебник «Русский язык. 5-9 классы». Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов

УМК состоит из программы, учебников, рабочей тетради, пособия для учащихся и учителей.

        Программа реализует деятельностно-системный подход, в который входят:

  • система понятий, подлежащих изучению;
  • особенности употребления в речи языковых единиц;
  • поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности;
  • умения и навыки, обеспечивающие системность в усвоении родного языка;
  • перечень основных умений и навыков.

        Учебник осуществляет принцип единства процессов совершенствования речевой деятельности, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков.

        Все учебные материалы в программе представлены в виде таблицы:

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности

        По убеждению авторов учебника, каждый урок русского языка является уроком развития речи, реализующегося через взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности и развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

        Задачу развития речемыслительных способностей учащихся призваны реализовать:

  • содержание учебника (теоретический и практический материал, система упражнений: «Пишем творческую работу», «Проводим наблюдение», «Русский язык на других уроках», «Речевой этикет», «Конкурс художников»);
  • структурные компоненты учебника (особенность предъявления материала, структурирование содержания каждого раздела, параграфа, система наглядных средств).

        Развитие речи способствует тому, что школьники учатся думать, интересоваться окружающим миром, анализировать и оценивать прочитанное, прослушанное, увиденное, выражать результаты этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания.

        Формирование и развитие всех видов речевой деятельности происходят в их зависимости и взаимосвязи. (Умения – читать, слушать, говорить, писать).

        Основной единицей обучения  русскому языку в учебнике является текст.

        Представлены следующие виды текста:

  • связное высказывание;
  • словарная статья;
  • таблица;
  • формулирование заданий к упражнениям;
  • план;
  • эпиграф.

        Учебник организует разнообразную работу с текстом, что позволяет развить у детей  следующие умения:

  • анализировать тексты разных стилей и жанров;
  • объяснять структуру и содержание текста;
  • пересказывать текст;
  • проводить наблюдения за языковыми особенностями;
  • редактировать текст;
  • самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему или на тему, сформулированную учащимися; по картине, фотографии, фотоколлажу, рисунку, на основе схем, наблюдений или прослушанного, прочитанного текста.

        Формирование систематических знаний, умений и навыков осуществляется посредством:

  • сочетания дедуктивных и индуктивных способов предъявляемого теоретического материала;
  • систематизации знаний в виде ответов на вопросы;
  • обобщения материала в виде схем и таблиц (используется на разных этапах обучения);
  • анализа содержания учебника (оглавления учебника, структуры параграфов и разделов).

        Развитие навыков правильного, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, то есть культуры речи, представлено самостоятельным разделом курса и является важным аспектом, пронизывающим все другие разделы, основным условием формирования навыков использования языковых средств в разных ситуациях общения.

Основные способы предъявления материала по культуре речи:

  1. Специальный раздел «Культура речи».
  2. Специальные параграфы внутри грамматических разделов.
  3. Словарик «Говорите правильно».
  4. Дополнительные задания по культуре речи к упражнениям.
  5. Материал по речевому этикету.

        Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется через предъявление теоретического материала - основного («Теоретические сведения», «Знайте и применяйте»),  дополнительного («Обратите внимание») и необязательного («Любознательным») – и через систему упражнений.

        Это обеспечивает развитие познавательного интереса к предмету, углублённое изучение русского языка, самостоятельную работу для сильных учащихся.

        Основные формы работы с сильными учащимися:

  • чтение, пересказ текста;
  • рубрика «Обратите внимание»;
  • выполнение заданий повышенного уровня (отмеченных красным цветом).

        Доступность учебного материала обеспечивается следующими условиями:

  1. Дифференциацией теоретического и практического материала.
  2. Системой предтекстовых и послетекстовых вопросов к учебным темам.
  3. Системой иллюстративно-изобразительных средств.
  4. Использованием справочных материалов.
  5. Ориентацией на создание учащимися собственного речевого высказывания малых объёмов (сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, устного высказывания).
  6. Графическими выделениями в теоретических текстах ключевых слов, чётким разделением текста на структурно-смысловые части.

        Реализация межпредметных связей в обучении.

        Формирование общеучебных коммуникативных, интеллектуальных, информационных и организационных умений и навыков осуществляется через выполнение заданий типа «На уроке (математики, биологии и т.д.)»

        Реализация эстетических функций родного языка происходит через систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями русского языка и наблюдение за использованием языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

        Культуроведческий аспект в обучении родному языку реализуется посредством:

  • формирования представления о русском языке как духовной ценности, национальном достоянии русского народа;
  • анализа материала по истории русского языка, фразеологии, этимологии;
  • использования сведений об истории русистики;
  • использования произведений художественной литературы, репродукций русских художников.

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».

Авторы: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко

        Цели данного пособия следующие:

1) укрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторений грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

2) расширить лексику учащихся;

3) исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка.

Практические цели пособия обусловили его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Орфографические и пунктуационные правила, а также включённые в книгу краткие сведения по лексике, орфоэпии, грамматике и стилистике предназначены не для заучивания, а для справок и самостоятельной работы учащихся. Большинство таких сведений является повторением и обобщением того, с чем ученики должны быть знакомы из курса основной школы.
        Сложность работы по русскому языку в старших классах обусловливается некоторой пестротой в подготовке учащихся. Это обстоятельство определило своеобразный характер упражнений в пособии — от очень простых до сравнительно трудных.
        В пособии есть такие разделы, как «О правильном произношении», «Лексика (краткие сведения)».
        Сильна практическая направленность пособия, включены тексты разных стилей, размещены   упражнения преимущественно комплексного характера. Основная целевая установка пособия направлена в первую очередь на выработку у учащихся старших классов твёрдых навыков грамотного письма, пособие поможет учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. В книге значительное место отводится работе с текстами из художественных произведений, которые в настоящее время изучаются на уроках литературы и входят в школьную программу. Удобно пособие и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.


Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.

Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

        Данный учебник ориентирован на базовые компоненты содержания образования по русскому языку. В нём даны теоретические сведения и разработана система упражнений; систематизированы важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. Учебный материал способствует выработке практических умений и навыков, предусмотренных требованиями программы. Система упражнений вполне удовлетворяет уровню подготовки учащихся: возможна организация разноуровневого обучения. Практический материал дан в избытке, что позволяет организовать индивидуальную работу. Язык изложения доступен для понимания учащимися.

        Способ изложения теоретического и практического материала дает возможность для реализации современных педагогических технологий: проведения семинаров, уроков-практикумов, лабораторных работ. Тексты, помещённые в учебнике (теоретические, отрывки из художественных произведений), способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, литературного вкуса, внимания к слову. В текстах научного стиля прослеживаются межпредметные связи. Учебное пособие ориентировано на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыков переработки текстов, подготовки собственных текстов разных жанров и стилей. Хорошо подготовлен раздел «Стили речи». Теоретический материал дается в системе. Разнообразные упражнения предоставляют возможность для разностороннего анализа текстов.

        Учебник содержит материалы о роли русского языка в современном мире, об активных процессах в русском языке на современном этапе, о выдающихся учёных-русистах, о принципах русской орфографии и пунктуации, о культуре речи.

        Теоретический материал дается в системе, но недостаёт иллюстративного материала по таким темам, как «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи», «Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов», «Литературная и языковая норма». Кроме того, мало теоретического материала по теме «Индивидуальный  языковой стиль писателя», нет образцов, которым следовали бы учащиеся в процессе работы над текстами разных авторов. В учебнике нет словарей (толкового, орфографического), в которых была бы представлена  общественно-политическая лексика, новейшие заимствования. Нет информации о выдающихся лингвистах. Подготовка учащимися сообщений о них вызывает определенные трудности в поиске и отборе сведений.

Учебник «Русский язык. 10-11 классы».

Авторы: Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин

        УМК получил премию Правительства РФ в области образования за 2003 г. (Постановление Правительства РФ от 15.12.2004 г. № 792 «О присуждении премий Правительства РФ в области образования за 2003 г.).

        В данный УМК вошли следующие учебные пособия:

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя.

2. Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы».

3. Гольцова, Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы.

5. Голъцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «ЕГЭ. Русский язык».

6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.

        Учебник включает все элементы образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку и представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нём представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.

        Содержание курса:

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография.
  2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
  3. Морфемика и словообразование.
  4. Морфология и орфография.
  5. Синтаксис и пунктуация.
  6. Культура речи
  7. Анализ текста.
  8. Из истории русского языкознания.

        Особый интерес представляют такие темы, как «Факультативные знаки препинания», «Авторская пунктуация», «Анализ текста», «Сочетаемость знаков препинания».

        Цели курса: обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, закрепление основных правописных и речевых навыков и  навыков лингвистического анализа. Расширение литературного кругозора, углубление уровня понимания не только языковых единиц, но и механизма их функционирования.

        Общее количество объяснённых в учебнике понятий – 314.

        Структура темы:

  1. Теоретические сведения.
  2. Система упражнений (тренировочные, объяснительные, комментированное письмо, упражнения по конструированию, упражнения на развитие речи, обобщающие упражнения, контрольные упражнения и задания, выборочные упражнения и задания, упражнения по стилистике).
  3. Вопросы для повторения.
  4. Рекомендуемая литература.

        Учебник реализует принцип системности в изучении языка. Например, вставляя пропущенные буквы в слова из текста стихотворения М. Цветаевой «Чтобы помнил не часочек, не годок…», ученикам необходимо применить полученные ранее знания по морфемике. Объясняя такие морфологические признаки глаголов, как переходность – непереходность, ученики повторяют сведения из раздела «Лексика» о словах-паронимах.

        Достоинством учебника является его практическая ориентация.

        Деятельностный подход осуществляется следующими способами освоения учебного материала:

  • самостоятельной работой с учебником;
  • работой с учебной и справочной литературой;
  • работой со словарями;
  • изучающим чтением теоретического материала;
  • составлением схем, планов, структурированием текста;
  • алгоритмизацией;
  • форматированием информации;
  • информационно-коммуникативной деятельностью.

Знание языковой системы без практики не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии.

        Единство языка и речи в полной мере реализовано в учебнике: школьник активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

        Теоретические сведения учебника излагаются полно, логично и доступно, носят инструментальный характер. Кроме того, старшеклассники могут пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах. Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом. Необходимо отметить включение в содержание курса 10 класса такой темы, как «Основные принципы русской орфографии». Эта тема очень важна, так как обеспечивает сознательный подход старшеклассников к изучаемому материалу. Например, объясняя орфограммы в тексте стихотворения А.С. Пушкина «Не мысля гордый свет забавить…», ученики находят слова, написание которых соответствует морфологическому принципу русской орфографии, и слова, в написании которых наблюдаются отступления от этого принципа.

        По всем темам учебник предлагает 570 упражнений. Все они практически целесообразны, направлены на развитие орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

        Учебник предоставляет учителю возможность организации уровневой дифференциации обучения. Дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания, связанные с грамматическими разборами; комплексные упражнения (орфографические и пунктуационные) учитывают индивидуальные особенности ребенка.

        Необходимо отметить вариативность заданий учебника. Большое количество упражнений (как тренировочных, так и обобщающих или контрольных) дает возможность учащимся сделать свой выбор, в соответствии с индивидуальными способностями. Например, к обобщающим урокам в конце года ученикам предлагается четыре текста диктанта.

        Упражнения ориентированы не только на репродуктивный, но и продуктивный и творческий уровни. Так, при изучении темы «Происхождение лексики современного русского языка» ученикам предлагается составить предложения с приведёнными иноязычными словами и русскими синонимами; указать сферу употребления иноязычных слов (репродуктивный и продуктивный уровни). Затем следует упражнение продуктивного уровня: объяснить значение иностранных слов и подобрать к ним русские синонимы; выделить иноязычные словообразовательные элементы и подобрать слова, в которых встречались бы сходные словообразовательные элементы.

        Формированию лингвистического мышления способствуют вопросы и задания для повторения и обобщения по каждой теме. Выполняя такие задания, ученики обязательно аргументируют ответы. Проблемные вопросы мотивируют учащихся на внимательное изучение теоретического и справочного материала, требуют пристального внимания к тренировочным упражнениям. Например, отвечая на вопрос «почему в современном русском языке краткие прилагательные могут быть только сказуемыми?», ученикам нужно хорошо знать особенности образования и изменения имён прилагательных. Востребованность знаний, полученных ранее, отражают такие задания: «Порядковые имена числительные склоняются как имена прилагательные. Какие еще сходные признаки обнаруживаются у этих разрядов слов?», «Какие изменения происходят при переходе причастий в прилагательные и существительные?» и т.д.

        Учебник помогает учителю организовать разнообразную деятельность учащихся. Безусловно, необходимы традиционные задания, развивающие орфографические умения и навыки. Переписывая упражнения и раскрывая скобки, ученики обязательно аргументируют выбор написания. Упражнения распределительного характера эффективно проводить в группах. К примеру, закрепляя навыки правописания сложных имён существительных, каждая группа получает своё задание: выписать сложные существительные с глагольным элементом или слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных и т. д. Большое внимание авторы учебника уделяют работе со словарями (35 упражнений).

        Ребятам предлагается установить по словарям значение иноязычных приставок; используя «Этимологический словарь», учащиеся могут найти ответ на вопрос, были ли приставки в некоторых современных словах и по какой причине произошло их слияние с корнем. Учащимся, проявляющим особый интерес к языку,  можно предложить задания, предполагающие интеграцию знаний из лингвистической и литературоведческой областей. Так, при изучении раздела «Лексика» ученики выписывают авторские неологизмы из произведений поэтов серебряного века и готовят сообщение для класса о роли окказионализмов в поэтических текстах. Выделение старославянизмов в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» предшествует сообщению об их функции в тексте.

        Большое внимание авторы учебника уделяют самостоятельной работе после тренировочных упражнений на закрепление материала: проверочный диктант с последующей самопроверкой, написание изложения и т.д.  Специальные упражнения по развитию речи (их в учебнике 52) направлены на развитие творческих способностей учащихся. Это задания на устный и письменный монологический ответ, работа с фрагментами текстов, связные высказывания на лингвистическую тему, написание изложений, чтение образцов сочинений-миниатюр из книги для учителя и т.д. Ученикам предлагается написание сочинений-миниатюр, отражающих изучаемые лингвистические явления. Например, при изучении темы «Употребление устаревшей лексики и неологизмов» ученики, опираясь на предложенный текст (отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»), пишут миниатюру «Жизнь слова». Закрепляя знания о морфологических признаках глаголов, ученики не только работают с текстом-описанием В.Солоухина, но и дают описание любимого гриба, используя глаголы различных грамматических категорий.

        Ещё одним достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.

        Речевая культура старшеклассников формируется целенаправленно и систематически. Так, при изучении темы «Имя прилагательное» учебник предлагает после прочтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» не только работать над морфологическими признаками прилагательных, но и объяснить значения некоторых прилагательных в контексте стихотворения, установить их функцию.

        Орфографическая зоркость, пунктуационная грамотность, владение грамматической нормой, обогащение словарного запаса – вот  основные условия формирования коммуникативной культуры и компетентности, представленные авторами учебника.

        Очень важным является наличие в учебнике раздела «Стилистика», в котором предлагается повторение системы стилей русского языка, что ориентирует учащихся на различение коммуникативных ситуаций. Стилистический аспект учебника заслуживает особого внимания учителей-практиков. Чтобы подготовиться к выпускному экзамену, необходимо обобщить и повторить сведения по стилистике, закрепить практические навыки определения стиля текста. Например, при изучении темы «Имя существительное» ученики отрабатывают навыки нормативного употребления окончаний, устанавливают стилистическую окраску употребления существительных с разными суффиксами. При изучении темы «Местоимение» десятиклассники характеризуют смысловые и стилистические особенности местоимений в стихотворении А.С. Пушкина «Пустое вы сердечным ты…»; указывают в предложениях случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления местоимений.

        В разделе «Из истории русского языкознания» происходит знакомство с известнейшими лингвистами XVIII-XIX в.в.: М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, В.И. Далем, А.А. Шахматовым и др. и их вкладом в отечественное языкознание.

        Очерки об известных русистах не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Так, при изучении раздела «Лексика. Фразеология. Стилистика» десятиклассники имеют возможность принять участие в беседе по очерку, посвящённому В.В. Виноградову, и определить роль выдающегося лингвиста в изучении языка А.С. Пушкина, его вклад в изучение лексикологии, фразеологии и стилистики.

        Отличительная особенность учебника – замечательные упражнения-тексты (их 156), взятые из произведений отечественной классической литературы XIX-XX веков и имеющие огромный нравственный потенциал. Десятиклассники знакомятся с образцами художественного слова на примерах произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Б. Пастернака, И. Гончарова, А. Чехова, А. Грина и др. Такие тексты помогают учителю достичь не только хорошего учебного результата, но и результата развивающего, воспитательного. Например, при изучении темы «Глагол» ученикам предлагается текст Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Решается учебная задача – анализ типов и видов сказуемых. Развиваются умения и навыки анализа текста – выделение главных мыслей, объяснение смысла заглавия. Воспитываются такие качества личности, как умение слышать и слушать собеседника, с уважением относиться к общественному мнению.

        Завершают учебник орфоэпический и орфографический словари («Говори правильно», «Пиши правильно»), насчитывающие 710 слов, а также задания для самостоятельной работы, а также список литературы по разделам, который может пригодиться ученику и учителю. Так, при подготовке сообщений, докладов, рефератов можно воспользоваться списком рекомендуемой литературы. Время, которое может быть потрачено на поиски необходимой литературы, освобождается.

        Таким образом, учебник полностью соответствует современным требованиям к образованию. Он представляет научную и методическую ценность, может быть использован для работы в школах с предпрофильной и профильной подготовкой, а также в школах с углублённым изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарной направленности. Авторами учебника учтены все 26 умений, которые проверяет ЕГЭ по русскому языку. Задания полностью соответствуют требованиям контрольно-измерительных материалов.

        Новый учебно-методический комплекс по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий. Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.

Приложение

«Рекомендовано»

Основное общее образование

1) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык, 5-9, Дрофа.

2) Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. под ред. Купаловой А.Ю. Русский язык, 5, Дрофа.

3) Никитина Е.И. Русский язык, 5, Дрофа.

4) Бабайцева В.В., Линдман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. Русский язык, 6, Дрофа.

5) Бабайцева В.В.. Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык, 7, Дрофа.

6) Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык, 8, Дрофа.

7) Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык, 9, Дрофа.

8) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5, Просвещение.

9) Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 6, Просвещение.

10) Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 7, Просвещение.

11) Тростенцова А.А., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 8, Просвещение.

12) Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык, 9, Просвещение.

13) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 5, Мнемозина.

14) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 6, Мнемозина.

15) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 7, Мнемозина.

16) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 8, Мнемозина.

17) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 9, Мнемозина.

18) Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. Русский язык, 5, Русское слово.

19) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 6, Русское слово.

20) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 7, Русское слово.

21) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е. и др. Русский язык, 8, Русское слово.

22) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 9, Русское слово.

Среднее (полное) общее образование

1) Бабайцева В.В., Михальская А.К., Русский язык (профильный уровень), 10-11, Русское слово.

2) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык (базовый и профильный уровни), 10-11, Просвещение.

3) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Русский язык (базовый и профильный уровни), 10-11, Русское слово.

4) Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень), 10-11, Просвещение.

«Допущено»

Основное общее образование

1) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык, 8, Просвещение.

2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык, 9, Просвещение.

3) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 6, Баласс.

4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 7, Баласс.

5) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 9, Баласс.

ЛИТЕРАТУРА

В последние годы произошли серьезные изменения в школе. Появился обязательный минимум, школа реализует стандарт образования, началась подготовка к новому стандарту. С его появлением у нас будет 3 обязательных для выполнения документа, и все они неприкасаемы, новый не отменит предыдущие, а дополнит их. Программы и учебники должны соответствовать требованиям этих документов.

Объявлено, что с сентября 2008 года учебниками, как и в прежние годы, обеспечивает школа, школьные библиотеки. Это ставит нас, учителей, перед необходимостью более вдумчиво выбрать программы и учебники, соответствующие современному уровню, позволяющие решать задачи выполнения государственного стандарта образования, преподавания литературы на базовом и профильном уровнях, позволяющие обеспечить новое качество образования.

Сегодня известно много программ и учебников по литературе, готовятся к изданию и переизданию программы и учебники новых авторов. Поскольку они рассчитаны на пятилетний срок годности (в прямом смысле - не разорвутся, будут пригодны, и в переносном  полученный гриф Министерства образования, рекомендующего этот УМК, действует пять лет) надо особенно серьезно отнестись к выбору учебников.

Министерство образования России в обязательном списке учебников разводит их по двум группам: одни «рекомендованы» (за них Министерство образования несет ответственность, они соответствуют концепции образования, ориентированы на современные технологии, единые критерии в оценке знаний), другие  «допущены» (в них, очевидно, есть какие-то сомнения, может быть, неполное соответствие современной структуре школы, двухуровневому подходу к обучению, современным технологиям обучения).

Для 5-8 классов рекомендованы учебники «Литература» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой (издательство «Баласс»). Они продолжают линию учебников начальной школы. У них своя логика построения программы обучения, структуры учебников с ориентацией на возрастные особенности школьников. Но это не законченная еще линия, поскольку в ней нет программы и обеспечения ее в 9-11 классах.

Рекомендованы и учебники Т.Ф. Курдюмовой «Литература» 5-9 класс (издательство «Дрофа»). Эти учебники хорошо известны всем учителям, по ним много лет работали в общеобразовательной школе.

Рекомендованы учебники, обеспечивающие выполнение программы В.Я. Коровиной «Литература. 5-9 класс» (издательство «Просвещение»).

Министерство образования рекомендует и получившие высокую оценку учителей-словесников учебники по программе РАО под редакцией Г.И. Беленького  5-9 класс (издательство «Мнемозина»). В них есть возможность осуществлять, следуя заданиям по каждой теме, дифференцированный подход к обучению. В них учитель находит вопросы и задания, активизирующие эмоциональное восприятие школьников, позволяющие стимулировать их интеллектуальное развитие, формировать творческое отношение к учению и воспитывать культуру чтения.

Скажем сразу, что никто: ни Министерство образования России, ни ФИПИ, ни местные Министерства образования  не отменяет, не исключает из списка рекомендуемых учебников те, которые обеспечивали преподавание по программам обучения на повышенном уровне,  учебников В.Г. Маранцмана, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина. Они действительны до тех пор, пока действует срок их грифования. Они «допускаются» для обучения в 5-8 классах.

«Допущены» Министерством образования учебники под редакцией Б.А. Ланина «Литература. 5-6 класс» (издательство «Вентана  Граф»), Н.П. Михальской «Литература. 5-9 класс» (издательство «Дрофа»). Для 5 класса есть 3 новых учебника: под редакцией Г.В. Москвина («Вентана  Граф»), В.Ф. Чертова («Просвещение») и В.Ю. Свиридовой (издательство «Федоров»). Этих учебников еще не было в нашей области, по ним никто не работал , и судить о них трудно.

В старших классах несколько сложнее с учебниками, с их выбором. Возвращение к линейному принципу построения программы, отход от концентрического построения требует сегодня новых учебников для 9-11 классов.

Старые учебники для 9, 10 класса (по программам Беленького, Курдюмовой, Маранцмана, Ладыгина, Кутузова) не могут быть использованы без соответствующих коррективов.

Для старших классов Министерство образования рекомендует старые учебники, прошедшие многолетнюю проверку практикой, дополненные и скорректированные в соответствии с новыми требованиями . Это учебники Ю.В. Лебедева  (базовый и профильный уровни) для 10 класса (издательство «Просвещение»), В.В. Агеносова (базовый уровень) для 11 класса (издательство «Дрофа»). Относительно новыми, предложенными лишь 2-3 года назад, являются учебники А.Н. Архангельского (базовый уровень) для 10 класса (издательство «Дрофа») и под редакцией В.П. Журавлева (базовый уровень) для 11 класса (издательство «Просвещение»).

Привлекаем особое внимание к новой линии учебников по литературе, рекомендованных Министерством образования.

Что такое линия учебников? Это разработанная программа изучения литературы от начала и до конца  с 5 по 11 класс, отличающаяся общей концепцией в понимании целей и задач курса, содержательного компонента, методического аппарата, обеспечивающего решение познавательных, воспитательных задач и развивающего обучения в соответствии с современным уровнем литературоведческой и педагогической наук.

Среднее звено  закладывает фундамент литературного образования. УМК для 5 – 8 классов содержит программу, хрестоматию-учебник в двух частях (8 класс – в трех), рабочие тетради. Программа и учебники в соответствии с концепцией всей линии учебников, опираются (в отличие от других) не на тематико-хронологический, а на историко-литературный принцип. И это призвано сделать то, о чем давно говорят как о необходимости  уроки чтения в среднем звене становятся уроками литературы. Литература на доступном уровне рассматривается как искусство слова. Этому служат рубрики «В мире слова», «Живое слово», «Пофантазируем», «Поговорим о прочитанном», «Для вас, любознательные», «После уроков...» Последняя рубрика побуждает учащихся к действию, предлагая такие задания:

  1. Попробуйте инсценировать одну из басен И.А. Крылова.
  2. Проведите конкурс рисунков к басням.
  3. Разыщите в библиотеке сборники с баснями писателей вашего региона.

Что вы узнали о баснописцах? О чем их басни? Какие персонажи в них действуют? Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение.

Уже в 5 классе учащиеся знакомятся с тестированием.

Учебник может служить справочником по многим вопросам, дает, например, словарь мифов. Соединение познавательного и занимательного делает учебник привлекательным для подростков.

Методический аппарат учебника основан на активном деятельностном и коммуникативном подходе, обеспечении индивидуализации и дифференциации обучения, на современных педагогических технологиях, на выполнении проектных заданий.

Создание новой программы и линии учебников, отвечающих современным требованиям, под силу только коллективу, соединяющему высокий научный уровень и знание школьной аудитории - ученической и учительской. Такой союз науки и практики позволил разработать учебно-методический комплект, состоящий из программы, учебника, хрестоматии, тематического планирования, методических рекомендаций для учителя по каждому классу. Методическим сопровождением программы являются рабочие тетради для школьников (по классам), сборник критических материалов, наглядные пособия, программы элективных курсов и материалы к занятиям, дополнительные пособия для учителей по изучаемым авторам (серия «Писатель в жизни и творчестве»), монографии по самым сложным и недостаточно освещаемым проблемам истории и теории, методики преподавания литературы (романтизм, внутренние связи в преподавания литературы и др.)

В 2004 году учебники новой линии получили Национальную премию Русской Государственной библиотеки (бывшей им. Ленина в Москве). Это учебники В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина для 10, 11 классов. К ним мы хотим привлечь особое внимание учителей, рекомендовать их для приобретения школами.

Что характерно для программы С.А. Зинина и этой линии учебников?

  1. Научность. Она обеспечивается участием в разработке лучших специалистов Института мировой литературы: по 19 веку  В.И. Сахаров, по 20 веку  В.А. Чалмаев, методистов Г.С. Меркина  учителя, отлично знающего школу, доктора педагогических наук, зав. кафедрой методики Смоленского педагогического университета  и С.А. Зинина  доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, сотрудника Федерального института педагогических измерений. Каждый из них – на стрежне современных научных исследований.
  2. Программа разработана авторами на почвеннической основе, на образцах отечественного искусства, на русской ментальности (соборности, причастности к миру, идеалах духовности...) В ней представлены русские писатели, русская картина мира. Зарубежная литература не является главной. Она изучается в контексте с отечественной литературой в профильных классах. В программе базового уровня это встраивается на понятийном уровне. Говорится о байронизме (в учебнике), поясняется понятие, дается портрет Байрона, называются его произведения, темы, раскрывается содержание понятия байронический герой. В профильном классе учитель знакомит с каким-то произведением Байрона.
  3. Отбор произведений основан на соответствии пафосу отечественной литературы 19 и 20 веков, включена классика, которая созвучна вечным идеалам, а не обслуживает время, его запросы (успешный человек, предпринимательская жилка, неутолимость в поисках денег), которая учит смотреть вглубь, сопереживать, сострадать.
  4. Современный подход к обзорным темам. Русское зарубежье изучается не отдельным обзором, а «встроено» во временные рамки истории отечественной литературы, рассматривается как ее органическая часть (советская и эмигрантская литература воспринимается в единстве).
  5. Литературный курс достигает желаемой системы, насквозь «прошит» историко-литературными связями, сквозными идеями. Вопросы и задания для учащихся тоже это отражают, ориентируют на сопоставление текстов, авторских стилей.
  6. В старших классах представлен образ русской литературы во всех ее направлениях.
  7. Изложение историко-литературного курса доведено до конца 20 века (анализ стихов И. Бродского, произведений В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова,

В. Шукшина).

  1. Учебник в соответствии с новыми стандартами образования дает возможность двухуровневого обучения. Как это достигается? Для учащихся базового уровня программа предлагает 1 рассказ М. Горького и пьесу «На дне». Для  профильного – 2-3 рассказа, «На дне». Авторы учебника представляют анализ 5 рассказов и пьесы «На дне». По В. Маяковскому предусмотрено изучение 6 стихотворений и по базовому, и по профильному уровням плюс  «Облако в штанах». А учебник содержит анализ  6 стихотворений, поэмы «Облако в штанах» плюс «Во весь голос» и «Про это». Это обеспечивает возможность выбора и для учителя, и для ученика профильного класса.
  2. Учебник имеет серьезный методический аппарат, маркированные задания (по степени сложности), ориентирован на современную методику (проектные задания, деятельностный принцип обучения, личностно ориентированный подход в обучении, формирование умений анализа, филологической компетентности).
  3. Учебник своеобразно иллюстрирован (портреты писателя в разный период его жизни, на полях учебника  иллюстрации к «Евгению Онегину», выполненные рукой А.С. Пушкина).

        Авторы заинтересованы в том, чтобы найти в учителе единомышленника, чтобы помочь ему в использовании учебника в двухуровневом обучении. С.А. Зинин написал Методические рекомендации по использованию учебника в 10 и 11 классах. Он же разработал и опубликовал Поурочное планирование при изучении, ориентированном и на 102, и на 170 ч.

        Учебники сразу вошли в школьную проверку. На основании ее Г.Х. Ахбаровой, Т.О. Скиргайло подготовлено тематическое планирование к учебнику 11 класса с учетом национального регионального компонента (Татария). В каждом регионе компонент будет, естественно, свой.

  1. Следует сказать, что учебник по литературе имеет свое «лицо» даже внутри жанра учебника. Вчитаемся и вслушаемся в формулировки рубрик.

«Горький». Биография как труд по сотворению личности.

«На дне» - вечно современный диалог.

«Дом Турбиных» как библейский ковчег на волнах истока.

«Поединок, в котором все проиграли».

«На поле Куликовом» - трагическое предупреждение об эпохе неслыханных перемен».

Замечательны запоминающиеся формулировки.

  • Продумана система освоения школьниками теоретико-литературных понятий. В 10-11 классах уточняются и углубляются знакомые понятия.

        Содержательность материалов заслуживает самой высокой оценки учителя: конкретность, четкость, многообразность освещения, что облегчает усвоение, являет образец работы и для учителя, и для ученика.

        Приведем пример: «Сатирические приемы воссоздания В. Маяковским бюрократического действа как комедия абсурда» раскрываются с приведением плана:

  1. сочетание архаизмов («аудиенция» и революционного «новояза»  «губкооператив»;
  2. гиперболизация пространства («исколесишь сто лестниц»);
  3. метафорические обороты («обдают дождем дела бумажные»);
  4. алогизмы («объединение ТЕО (театральный отдел) и Гукона («главное управление коннозаводства»);
  5. ироническое формообразование («заседание  а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома »);
  6. гротеск («И вижу: сидят людей половины...»);
  7. обобщенность персоналий («товарищ Иван Ваныч»);
  8. реализация разговорно-экспрессивной формулы «разрываться на части».
  • Богат выбор приводимых в конце каждой темы вопросов и заданий. По

В. Маяковскому их 16, шесть теоретических понятий (гипербола, антиэстетизм, ступенчатая строфа, неологизм, агитка, лирический монолог), формулировки шести тем сочинений, четырех тем докладов и рефератов и семи авторов в рекомендуемой литературе.

  • В учебнике для 10-11 классов хорошо излагаются обзорные темы: «Литература периода Великой Отечественной войны», «Новый образ русской деревни и крестьянской души», «Характеристика новейшей прозы 80-90-х годов». Учебники дают представление о субкультуре и контркультуре, о постмодернизме, жанрах «фэнтези» и «ремейке», о неореализме, «интертекстуальности», монтажном начале как черте современной литературы, о виртуальности, о жанре эссе. Литература последних десятилетий освещает произведения В. Ерофеева, Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Маканина, В. Пелевина, В. Цоя и др.

        Все это позволяет особо выделить как современный, соответствующий актуальным задачам преподавания литературы УМК Г.С. Меркина, В.И. Сахарова,

В.А.  Чалмаева, С.А. Зинина и рекомендовать их для приобретения школьными библиотеками.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Анализ декады русского языка и литературы

Анализ проведённой декады руского языка и литературы...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...