ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья
Дополнительное образование является сегодня необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванов А.С., педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №258 Колпинского района
Санкт-Петербурга
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дополнительное образование является сегодня необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Дополнительное образование сориентировано на решение задач воспитания и обучения в их взаимосвязи и взаимозависимости человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом.
Дополнительное образование детей обладает следующими конкурентными по отношению к общему образованию преимуществами:
- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся
осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
- отсутствием ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими
возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности и творчества детей;
- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);
- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
- возможностями меж возрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.
Условием повышения качества дополнительного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов.
При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как:
дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как: инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, к творчеству. Учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести педагог дополнительного образования, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.
Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
•быть чутким и доброжелательным;
• понимать потребности и интересы детей;
• быть активным;
• обладать чувством юмора;
• располагать творческим потенциалом;
• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе
дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога.
Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.
Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- само проявление, анализ, само корректировка.
К профессионально значимым качествам педагога относятся:
- педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
- педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
- педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;
- педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;
- педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.
И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга. Образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...
Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...
Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.
Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...
Статья - Деятельность педагога дополнительного образования в контексте требований ФГОС
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным инеобходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено наформирование и развитие творческих способностей дет...
1.1 Наличие аналитико-диагностической деятельности педагога дополнительного образования по выявлению результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Результаты мониторингов...
«Панорама деятельности педагога дополнительного образования в условиях организации дополнительного образования»
спортивные соревнования, как одна из форм совершенствования ЗУН учащихся...