Организация логопедической преемственности "Детский сад- Школа" в г.п. Лянтор
статья по теме
В данной статье освещены вопросы логопедической преемственности между дошкольными и школьными общеобразовательными учреждениями, приведены примеры организации взаимодействия учителей- логопедов в г.п. Лянтор Сургутского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_logopedicheskoy_preemstvennosti_detskiy_sad-_shkola_v_g.p._lyantor.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая преемственность «Детский сад- Школа» в г. п. Лянтор
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть, этот ребенок? Какими качествами обладать? Какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли его иметь?
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Он – ученик, и это значимо! К обучению в 1-ом классе необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок. Это такие ошибки, как
- замены букв,
- нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов,
- нарушения употребления лексико-грамматических категорий,
- ошибки в построении предложений.
Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. На начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будет тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами: часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами, а учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
В г.п. Лянтор организовано кустовое методическое объединение для учителей – логопедов и учителей - дефектологов Сургутского района, в котором принимают участие учителя- логопеды и учителя- дефектологи ДОУ и школ. В результате совместной работы учителей логопедов осуществляется ознакомление со списочным составом детей-логопатов, учителя- логопеды посещают занятия в ДОУ, коллеги знакомятся с планами сопровождения учеников-логопатов, рамках школьного КОК «Адаптация учащихся 1-х классов» логопеды ДОУ посещают уроки с их выпускниками, участвуют в работе круглого стола.
В результате совместной работы учителя- логопеды выработали единую форму передачи данных о ходе речевого развития выпускников ДОУ. (Приложение 1)
Что дает такое взаимодействие?
- Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
- Целостное видение проблем будущего ученика.
- Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
- Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
Для нас преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления....
Организация логопедической работы в школе на классах-группах с детьми-инвалидами.
Психолого-педагогическая характеристика детей со сложной структурой дефекта. Содержание логопедического занятия....
Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"
Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...
Организация логопедической работы в образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №148»
Логопедическая работа...
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...