урок обобщения знаний "Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по теме
Урок по ФГОС с использованием технологической карты. Групповая работа с применением игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasova_e.a._maou_sosh_no54_g.tomsk_.rar | 997.44 КБ |
инклюзивное образование | 49.5 КБ |
priyomy_raboty.rar | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: физика
Учитель: Власова Элеонора Анатольевна, МАОУ СОШ №54 г.Томска
Уровень образования: общеобразовательный, базовый
Тема: обобщение материала по теме "Изменение агрегатного состояния вещества"
Тип урока: комбинированный, урок обобщения знаний
Форма работы: групповая с элементами исследования и элементами игровой технологии
Время проведения: декабрь
Участники: 8 класс, общеобразовательный
Цель урока: обобщить знания обучающихся по данной теме, осмыслить алгоритм построения графиков и решения задач по теме "Расчёт количества теплоты", развивать речь, мышление, совершенствовать умственную деятельность, анализ, синтез, способность наблюдать., делать выводы, работать в коллективе, подготовиться к тематическому контролю.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты :
- формировать основы научного мировоззрения;
- развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- уметь планировать индивидуальную образовательную траекторию;
-уметь находить и формулировать проблемы в индивидуальной учебной деятельности;
-уметь находить и формулировать проблемы в групповой учебной деятельности;
-уметь находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат;
- уметь планировать индивидуальную или коллективную деятельность по разрешению проблемы;
- уметь выбирать средства достижения цели из предложенных средств и искать самостоятельно;
- уметь использовать наряду с основными учебными средствами и дополнительные: физическое оборудование, справочную литературу,
интернетресурсы;
- уметь оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и деятельность каждого члена коллектива;
- уметь понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;
-уметь настраиваться на занятия;
- уметь оценивать своё психофизическое состояние.
Познавательные УУД:
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;
-уметь выделять главное, формулировать цели и задачи;
- уметь строить логичное рассуждение;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь представлять информацию в виде графиков;
- уметь трансформировать информацию из одного вида в другой ;
-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
- работать в коллективе;
- слушать окружающих;
- с достаточной точностью выражать свои мысли;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;
- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.
Предметные УУД:
- формировать основы физического мышления:
- различать теоретический способ познания природы от экспериментального;
- формировать понятие об агрегатных состояниях вещества;
- формировать понятие об атомно-молекулярном строении вещества;
- проектировать и проводить наблюдения за природными явлениями с использованием необходимых приборов;
- продолжить формирование навыков измерения физических величин с помощью физических приборов;
- продолжить формирование навыков расчёта количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества и сгорании топлива;
- подготовить обучающихся к тематическому контролю.
Межпредметные связи: химия, биология, математика
Ресурсы:
для учителя: компьютер, проектор, презентация к уроку, интернет
для обучающихся: лабораторная электрическая плитка, весы с разновесами, металлический сосуд, термометр, снег с улицы
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 этап Организа-ционный | (слайд 1) а) Здравствуйте, ребята. Вытяните, пожалуйста, карточку и расположитесь за тем столом, который соответствует цвету вашей карточки. б) Подумайте, какое у вас настроение на начало урока и поднимите "мордашку", соответствующую вашему настроению (прил.1) г) Откройте дневники и запишите домашнее задание (при необходимости прокомментировать). | а) При входе в кабинет обучающиеся вытягивают карточки 5 цветов, по признаку цвета карточки формируются рабочие группы , каждая группа садится на отведённое ей место, готовятся к уроку; б) каждый ребёнок сигнализирует о своём настроении "мордашкой"; г) записывают домашнее задание в дневник. | Коммуникативные: умение слушать учителя. Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию, оценивать своё психофизическое состояние. |
2 этап Мотивация учебной деятельности. Постановка цели урока. | А) Этот урок я хотела бы начать со строчек, написанных на слайде (слайд 2). Прочитайте эти строчки и попробуйте сформулировать их смысл: Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. Я надеюсь, что нам с вами скучать не придётся. Б) Прочитайте на доске тему урока и определите, чем мы сегодня будем заниматься и зачем нам это необходимо? | А) Самостоятельно читают текст, рассуждая логически, объясняют смысл этих строк. Б)Формулируют цели урока: : обобщить знания по теме, продолжить формирования навыка решения задач, подготовиться к контрольной работе. | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
3 этап Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | а) Сегодня на вашу компетентность в физике приехали посмотреть представители очень известной в России водяной компании "Н2О", которые хотят предложить работу самой компетентной компании (представить). Кроме компетентности они приветствуют такие качества, как взаимоуважение, умение обосновывать своё мнение, умение отстаивать свои взгляды, слаженность в коллективной работе, взаимовыручка. Команда, справившаяся с этими задачами, заработает дополнительно 3 балла. За нарушение правил полагается штраф в 3 балла .Роль арбитра буду выполнять я. А палочкой - выручалочкой у нас сегодня будет Павел (выбирается сильнейший ученик класса). Результаты деятельности вашей команды будут фиксироваться в таблице на доске (прил.2) б) Вспомним основные понятия , сигналя о своём знании-незнании "Светофором" (Прил.3). Если поднял "знаю" - по просьбе учителя должен ответить. В противном случае с команды снимается 2 балла.(слайд 3-8): - В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? - Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется.............. - Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется.............. - Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называется.............. - Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется.............. - При плавлении внутренняя энергия вещества .... - Читаем график (слайд 9) - начальная температура вещества.... - при какой температуре вещество плавилось? -время плавления... - в каком состоянии находится вещество в т.D? - максимальная температура нагревания вещества.. - как вы считаете, какое это вещество? в) Повторим формулы и физические величины. Для этого используем приём "Лови ошибку" (Прил.4). Предлагаю каждой команде найти ошибки в предложенном тексте (слайд 10), посовещаться, придти к единому мнению и заменить на правильный ответ. Результаты передайте представителям фирмы. 1. Количество теплоты при нагревании (охлаждении) Q = q · m · (tк - tн) 2.Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива Q = λ · m 3. Количество теплоты при плавлении вещества Q = с · m 4. Количество теплоты при кипении Q = 5. [q] Дж/кг - удельная теплота парообразования; 6. [λ] Дж· кг· - удельная теплота плавления; 7. [L] Дж/кг · °C - удельная теплоёмкость вещества; | а) Слушают и воспринимают информацию, при необходимости задают вопросы. б) Работают индивидуально: поднимают сигнальные карточки, отвечают на вопросы. в) Обсуждают командой возможные варианты, исправляют ошибки. | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат; Познавательные УУД: - уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - трансформировать информацию из одного вида в другой ; Коммуникативные УУД: - уметь работать в коллективе, слушать окружающих, с достаточной точностью выражать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперировать фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. Предметные УУД: - формировать понятия об агрегатных состояниях вещества; об атомно-молекулярном строении вещества; - подготовиться к тематическому контролю |
4 этап Применение знаний и умений в новой ситуации | Настало время провести эксперимент по наблюдению процессов нагревания, плавления и кипения вещества, в качестве которого возьмём снег с улицы. Ваша команда должна выполнить необходимые измерения, построить график и рассчитать количество теплоты для плавления и нагревания воды до температуры кипения. Наблюдать и строить график будете все вместе (в помощь слайд 11), а расчёты проведёте эстафетным методом решения задач (прил.5) . Помним, что вы - единая команда, и ваша задача - добиться успешности как всей команды, так и каждого члена вашего коллектива. (PS: если группа справляется быстрее других, ей предлагается дополнительное задание (прил.6); если группа не справляется, ей предлагается план проведения эксперимента, алгоритм построения графика и решённую подобную задачу.) | Выбирают из предложенного необходимое оборудование, планируют и проводят эксперимент, выполняют необходимые измерения. В случае необходимости работают по алгоритму. Строят командой график плавления и нагревания льда. Производят расчёты, записывают в тетрадь и в эстафетный лист, проводят взаимопроверку, при необходимости обсуждают и исправляют ошибки, по окончании передают эстафетный лист представителям компании "Н2О". | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - планировать индивидуальную образовательную траекторию; - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат; - планировать индивидуальную и групповую деятельность по разрешению проблемы; - выбирать средства достижения цели из предложенных средств и искать самостоятельно; - использовать наряду с основными учебными средствами дополнительные: физическое оборудование, справочную литературу. Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи; - представлять информацию в виде графиков; - трансформировать информацию из одного вида в другой ; -применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. Предметные УУД: - уметь различать теоретический способ познания природы от экспериментального; - проектировать и проводить наблюдения за природными явлениями с использованием необходимых приборов; - продолжить формировать навыки измерения физических величин с помощью физических приборов; расчитывать количество теплоты при изменении агрегатного состояния вещества и сгорании топлива; - подготовиться к тематическому контролю. |
5 этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Следующее задание творческое для всех групп. Необходимо придумать по одному репродуктивному вопросу на данную тему, одному расширенному и одному развивающему. Ответы на придуманные вопросы вы обязаны знать всей командой. Если команда соперников не отвечает, любой член вашего коллектива должен будет на него ответить. Через 3 минуты мы начнём перекрёстный опрос. Оцениваются как ответы, так и вопросы. | Каждая команда придумывает вопросы, задаёт их другой команде ( сначала задаются все репродуктивные вопросы, далее расширенные и самые последние - развивающие), анализирует правильность ответа, при необходимости даёт правильный ответ. | Личностные УУД : - развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - выделять главное, - строить логичное рассуждение; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; |
6 этап Рефлексия | а) Предлагаю оценить работу каждого участника группы, распределив между всеми 16 баллов (прил.7). А представители компании "Н2О" подведут итоги, выберут самую компетентную команду и обоснуют свой выбор. б) Ребята, вы готовы к контрольной работе? (слайд 12) Просигнализируйте "Мордашками". | а) Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы, распределяют баллы по всем участникам (количество баллов не должно делиться поровну на всех); б) Сигнализируют о своём настроении "мордашкой"; в) Выслушивают итоги, подведённые представителями компании, высказывают своё мнение | Регулятивные УУД: - оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и деятельность каждого члена коллектива; - понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации; - оценивать своё психофизическое состояние. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. |
PS: часть приёмов взята из пособия для учителей Анатолия Грина "Приёмы педагогической техники".
Приложение 1
"Мордашки"
Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками:
Урок начинается с того, что каждый ребёнок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребёнок сам осознаёт своё состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю даётся возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!
Приложение 2.
Результаты деятельности команд
Команда | "Светофор" | Вопрос-ответ, "Ищи ошибку" | Эксперимент | График | Решение задачи | "Вопрос-ответ" | Дополнит. баллы | Сумма баллов |
Приложение 3
"Светофор"
"Светофор" - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зелёная. Красный сигнал означает "Я не знаю!". Это -сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идёт в журнал. Зелёный сигнал - "Знаю". Если поднял "Знаю" - по требованию учителя должен ответить. В противном случае команду оштрафуют на 2 балла.
Приложение 4
"Лови ошибку!"
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются и заменяют на правильный ответ. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера, который передаёт результаты учителю
Приложение 5
"Эстафетный метод решения задач"
Каждый решает самостоятельно в своей тетради, но есть общее решение на отдельном листке (я назвала его эстафетныйлист). Когда листок доходит до очередного участника группы, он проверяет правильность предыдущих записей и записывает следующий этап решения. Каждый участник группы пишет пастой своего цвета. В случае необходимости обсуждают решение в группе.
Приложение 6
Дополнительное задание
(для тех, кто раньше других справился с поставленной задачей)
Какое количество керосина необходимо сжечь для проведения вашего эксперимента, если КПД нагревательной установки 25%.
Приложение 7
Личный вклад каждого участника команды
Ф.И. учащегося | Самооценка деятельности | Коллективная оценка деятельности |
Итого | 16 баллов |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие приёмы индивидуальной работы по физике при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы
Власова Э.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №54
г.Томск
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – детей с ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Проблемы образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ОВЗ, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Пришло то время, когда выставляются очень серьёзные требования к теме образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе.
Главная задача - достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.
Главными принципами содержания образования становятся: принцип жизненной необходимости, принцип практической значимости и принцип доступности
В этом году ратифицирована Конвенция о правах инвалидов в РФ. Она определила государственную политику относительно этой категории детей. Этим же летом принята «Стратегия действий в интересах детей до 2017 г.», где инклюзивное образование представлено как приоритетная задача в развитии и образовании детей с ОВЗ.
Из всего выше сказанного, следует, что призыв «УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ» актуален на данный момент.
При обучении детей с ОВЗ одним из важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок массовой общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Обучение таких детей целесообразно организовать в два этапа: работа на уроке и работа во внеурочное время. На уроке ребёнок должен обучаться вместе со всеми детьми, только для него необходимо использовать другие приёмы и методы работы, а во внеурочное время повторяются основные моменты пройденного материала, проводятся зачёты по заранее оговоренным вопросам, индивидуально решаются простейшие физические задачи.
В организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка;
- применять пошаговую методику «Шаг за шагом» («Step by step»), по которой процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами;
- разбивать одно задание на несколько частей (не более пяти);
- применять методику «Маленькие ступеньки», позволяющую поэтапно формировать какой-либо навык, умение, знание по каждому разделу программы;
- использовать ИКТ в качестве дидактического средства обучения, как на отдельных этапах урока, так и для закрепления и контроля знаний. Целесообразно применить следующие приёмы педагогической техники, основанные на возможностях и способностях детей с ОВЗ:
- Использование «опоры» (или шпаргалки): опора с алгоритмом решения задачи, опора с подобной решённой задачей, опора с формулами, опора с обозначением и единицами измерения физических величин и т.д.
- Использование инструкционных карт, требующих минимального заполнения, и в которых поэтапно прописан порядок действий, выполняемых ребёнком. Инструкционная карта особенно эффективна при выполнении лабораторных и практических работ или самостоятельной работе с учебником по составлению конспекта.
- Использование заданий на соответствие, где нет письма, необходимо стрелочками соединить соответствующие компоненты. Этот приём возможно провести при помощи интерактивной доски или разрезного дидактического материала. Структурные элементы в задании для лучшего восприятия материала можно выделить разными цветами.
- Практическая значимость. В самом начале изучения предмета физики, в учебнике за 7 класс написано: «…источниками физических знаний являются наблюдения и опыты». Поэтому для успешного образовательного процесса необходимо, чтобы было как можно больше наглядного, образного материала, применяемого и апробированного на практике.
- Чёткая инструкция, разбивка инструкции на части, обязательное неоднократное повторение.
- Привлекательная цель. Например: при объяснении темы «Инерция» в начале урока проводится опыт с монеткой или яйцом.
- Практичность теории. Введение в теорию осуществляется через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например: перед изучением темы «Испарение жидкости»: прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Да ещё в пустыне? Фирма «Фил Кан Индастри» (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнёт бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки, за 90 секунд.
- «Да-нетка». Вопросы составлены в виде утверждений, на которые можно дать однозначный ответ: согласен с утверждением — да; не согласен — нет. Отвечать можно либо письменно: да, нет; либо знаками «+, «-»; либо поднятием карточек разных цветов. Утверждения, желательно, должны быть в письменной форме, в противном случае вопрос повторяется несколько раз.
- «Мордашки». Ребёнок сигнализирует о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
- Программируемый опрос. Изначально проговаривается объём и вопросы того материала, который необходимо сдать во внеурочное время.
- «Оценка не отметка». Вслух или жестом отмечается каждый успех ученика.
- «Кредит доверия». В некоторых случаях ставится отметка в «кредит».
- «Магические квадраты». В квадраты вписаны буквы и спрятаны слова. Необходимо найти как можно больше слов по физике.
- «Что лишнее?» Из предложенных слов или картинок убрать те, которые не относятся к физическим терминам или явлениям.
- «Найди ошибку». Задание на внимание. В предложенных формулах нужно найти ошибку.
- «Исправь свою ошибку». Выполненное задание возвращается ребёнку исправления ошибки.
- Тесты.
- Близость к ребёнку во время объяснения заданий.
- «Привлекай внимание». Использую картины известных художников, иллюстрации, картинки, дающие представление о каком-либо физическом явлении. Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.
Приобретенный педагогический опыт подсказывает, что в поисках новых приёмов, методик и технологий при работе с детьми с ОВЗ велосипед изобретать не нужно. Можно взять уже известные приёмы работы и адаптировать их под конкретного ребёнка, исходя из поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач и основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....
Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"
Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....
Презентация к уроку по теме "СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА",5 класс. Курс "Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание"
Данная презентация может использоваться на уроках естествознания в 5-6 класах, как вспомогательный материал, обеспечивающий визуализацию поданного материала. Это способстует лучему усвоению материала....
Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....
презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"...