Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
статья по теме
В статье говорится об эффективнстиинформационно-коммуникационных технологий, о важности и необходимости внедрения ИКТ в процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» . В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга, и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.
Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов , новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п. Следует отметить, что современный этап применения интернета в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Вообще, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение
(преобразование).Думается, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «Откликаться» на действие ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
У учителя – словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка, культуру чтения, а, по сути, культуру человеческой души. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Я стараюсь давать такие домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками информации. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки, и сеть Интернет .
Например, при изучении творчества М.М. Пришвина совместно со студенткой –практиканткой была разработана презентация о писателе, а после изучения раздела «Лексика» ребятам предложена работа по созданию своей презентации по пройденным темам.
В своей работе я использую следующие электронные учебники и пособия:
· «Иллюстрированный энциклопедический словарь». – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005
· «Шедевры мировой классической музыки». – 2005
· «1С:Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 2006
. Электронные учебники Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе.
. Электронное пособие «Пушкин в зеркале двух столетий»
1. www.navoprosotveta.net (энциклопедия толковый словарь словарь слов справочник)
2. www.proza.ru (Национальный сервер современной прозы)
3. www.dalyaslovar.ru Cловарь Даля
Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.
Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.
Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки…
Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение.
Было бы замечательно, если уроки проводились в кабинете информатики, где компьютеры объединены в локальную сеть. Электронные учебники и пособия позволяют выполнять задания в интерактивном режиме. Это очень помогает при подготовке к ЕГЭ.
Использование ИКТ помогает активизировать и внеклассную работу.
Направления работы:
· использование при проведении бесед;
· использование при проведении занятий кружка «Юные корреспонденты» (Создание презентаций, просмотр фрагментов фильмов, показ иллюстраций, знакомство с историями жизни великих людей);
· просмотр фильмов в школьной медиатеке ( «Последняя дуэль» и др.);
· организация досуговой среды: просмотр мультипликационных фильмов, кинофильмов, компьютерные игры;
· использование при проведении внеклассных мероприятий.
Итоги использования компьютерных технологий таковы
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования,
- активизация творческого потенциала ученика и учителя,
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,
- самореализация и саморазвитие личности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к ХVI межрегиональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании "Информационно-коммуникационные технологии в преподавании дисциплины "Товароведение пищевых продуктов"
Тезисы выступления на межрегиональных рождественнских чтениях....
Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»
Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Презентация "ИКТ на уроках технологии"...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на уроках технологии
Это презентационный материал, в котором представлены информационно-коммуникационные технологии, используемые в моей профессиональной педагогической деятельности, как учителя на уроках технологии...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...