Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»
материал по истории

Вечканова Наталия Михайловна

Доклад на тему:

«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская СОШ»

Большеберезниковского муниципального района

Доклад на тему:

«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания» 

Выполнила: учитель истории Вечканова Н.М.

2017-2018 учебный год

 

 Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования вычислительной техники.

    Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях развивающего обучения.

    Сегодня определён обязательный минимум содержания исторического и обществоведческого образования выпускников школы. Постепенно складывается представление о том, что делать на уроках истории и обществознания, чему обучать, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

     Основные  методические инновации связаны с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

      Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.

     Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.

      Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.

   Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

    Приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществознания, полезно учитывать следующие правила:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
  2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
  3. обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
  4. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчётом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.
  6. Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.

   Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;
  • преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;
  • изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

   Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.

     Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

     Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

   В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

    Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
  4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
  5. Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны быть материальны ( презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).

    Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

   Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • Развивают у себя исследовательские умения;
  • Развивают системное мышление.

В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (надпредметных) умений и социализации учащихся.

    Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания.

Провозглашённый поворот в сторону гуманной, культуросообразной, социализированной личности наталкивается в первую очередь на недостаточно высокий нравственный уровень самого общества. Осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но – педагогически эффективных технологий. На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

    Многоуровневое обучение предполагает:

  • Учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента);
  • Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.);
  • Анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;
  • Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

  Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки учащихся, можно использовать следующий вид работы. В течение 8 – 10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

   Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы.

   С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной деятельности стоят соответствующие учебные приёмы ( составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ и др.). задача состоит в том, чтобы научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать соответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие школьников.

   Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:

  1. объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
  2. применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);
  3. использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;
  4. выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.

Формирование мыслительных умений учащихся осуществляется последовательно по возрастным ступеням с 5 по 9 класс, в первом концентре. Во втором концентре, опираясь на созданную базу, можно работать с новыми источниками знаний с элементами исследования.

Использование современных педагогических технологий на уроках истории

Наибольшее внимание уделяет использованию следующих педагогических технологий:

  • проблемное обучение;
  • адаптивная система обучения;
  • коллективный способ обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В преподавании истории можно использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций, при которых учитель:

  • подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.д.).

Примеры проблемных заданий по истории в 10-х классах:

  1. А.С.Пушкин в беседе с М.М.Сперанским в начале апреля 1834 года дал такое сравнение его деятельности с деятельностью А.А.Аракчеева: « Сперанский и Аракчеев стоят в дверях противоположных, как гении Зла и Блага». А через три недели поэт с сожалением писал о смерти графа Аракчеева, так как не мог с ним «видеться и наговориться». Что это – принцип «о покойниках плохо не говорят» или что-то другое?
  2. Подготовку судебного процесса по делу декабристов Николай Первый начал уже в январе 1826 года, когда следствие было еще в разгаре. К этому времени в распоряжении императора находились показания декабристов о причастности к заговору М.М.Сперанского. И тем не менее Николай Первый привлек Сперанского к разработке процедуры суда над восставшими. Почему?
  3. Генерал М.А.Милорадович представил Александру Первому стихотворение А.С.Пушкина «Деревня». Вспомните:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…

Император, прочитав его, похвалил Пушкина за то, что он распространяет благородные чувства и взгляды. Тем не менее цензура запретила печатать это стихотворение. Почему?

Адаптивная система обучения (одна из личностно – ориентированных технологий) – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава). Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Суть технологии: возрастает время самостоятельной работы учеников на уроке.

На уроке учитель работает в 2-х режимах: совместная работа учитель-ученик и индивидуальная работа с отдельными учениками. Ученик работает в 3-х режимах: совместная работа с учителем (воспринимает информацию) и самостоятельная работа 2-х видов: устная в парах переменного состава и письменная по отработке навыков. Задания письменной работы даются с адаптацией (разноуровневые), уровень заданий выбирает сам ученик. На индивидуальную работу с учениками учитель тратит столько же времени, сколько ученики - на выполнение письменной самостоятельной работы.

Выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели;
  2. работа в статичных парах;
  3. групповая работа (на принципах дифференциации);
  4. межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);
  5. фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, Реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию;
  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Методическая система преподавания должна строиться с учетом требований медицины, педагогики и психологии. Требования медицины - не допускать: переутомления учащихся на уроках; перегрузки учащихся домашними заданиями. Как же можно добиться этого? Известно, что наибольшее переутомление на уроках происходит от безделья, от ничего неделанья. Но занятость на уроке должна быть определенной. На уроках, основанных на методике групповой работы, дети заняты непрерывно, поэтому у них резко повышается уровень трудоспособности и существенно уменьшается утомляемость.

Выводы

Использование современных педагогических технологий. позволяет решить следующие задачи:

  • выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика - основная цель образования;
  • изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;
  • раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты).

Современные педагогические технологии позволяют сформировать у учащихся профильных классов такие ценности, как:

  • потребность в получении знаний;
  • умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
  • выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
  • планирование своей образовательной деятельности;
  • позитивную самооценку.

   Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

Литература:

1. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания.// Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.

2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. №8 2001г.

3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. №2 №3 2007г.

4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 207г.

5. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г.

6. Лисин Е. Чему учить и как учить.// Республика Татарстан 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии

Новые технологии обучения  на уроках географии в школе закрытого социума...

Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики

21 век – время перемен. И в наше время  в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...

Педсовет "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"

Материал к педсовету о современных технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и ...

Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.

Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования ,  проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...

Методы и формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания

   В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, ...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки ...