Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
материал по теме
Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_tolerantnost.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
на тему:
«Воспитание обучающихся в духе толерантности»
Подготовила:
учитель немецкого языка
Межакова Ю.А.
2013 год
Содержание
Введение
1. Понятие толерантности
2. Принципы воспитания толерантной личности
3. Воспитание толерантного сознания младших школьников в процессе формирования коммуникативной компетентности
4. Изучение иноязычной культуры как необходимое условие воспитания толерантности на уроках иностранного языка
5. Результаты анкетирования учащихся МОУ «Пристенская ООШ».
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время данная тема актуальна, так как активно развивается международное сотрудничество, происходит постепенное взаимопроникновение культур через обмен информацией в различных сферах человеческой деятельности. Человеческие сообщества, принадлежащие разным нациям, странам и континентам, перестают быть изолированными. Нас объединяет не только одна планета Земля, но и общие интересы выживания на этой планете, развитие цивилизации, развитие культур. Все это требует взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества. Для этого нужно элементарное понимание друг друга, необходимо знание языков, культур других народов. В частности, это происходит при движении лексических единиц из одного языка в другой, в результате чего обогащается лексика каждого языка в отдельности.
Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним. Обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка, знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях. Предмет «иностранный язык» не знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом. Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения, при чтении аутентичной и высокосодержательной литературы по специальности, при обмене письменной информацией в виде статей, книг, аннотаций к ним, тезисов для конференций, деловых бумаг и т.д.
1. Понятие толерантности
Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Это происходит в силу того, что этимологически это обозначение восходит к латинскому слову tolerantia – терпение. В гуманитарные, в частности, в обществоведческие науки понятие «толерантность» вошло под влиянием необходимости выразить терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению и т.п., то есть к тому ряду подобных явлений, которые требуют выражения одного – толерантности. При этом не указывают, несут ли чужие мнения, поведение, верования и т.д. добро или зло.
Толерантность- способность человека, определяющая готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от него социальной, культурной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. В ходе исторического развития человечества данный термин в своем значении претерпевал изменения, отражающие многообразные процессы развития общества, в котором появлялся рост нетерпимости.
Один из представителей философского крыла рассмотрения понятия толерантности В.Лекторский предлагает следующие способы ее понимания:
- толерантность как безразличие, содержащее существование мнений, истинность которых не может быть доказана;
- толерантность как невозможность взаимопонимания, которая ограничивает возможность взаимодействовать;
- толерантность как снисхождение, подразумевающее превосходство в сознании человека собственной культуры, возможное терпение, но и одновременно презрение другой;
- терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, позволяющий и уважать чужую позицию и при этом изменять свою в результате критического диалога.
Современная реальная жизнь людей, или точнее – их бытие, требует значительного милосердия, сострадания, соучастия, большей толерантности. Таким образом, толерантность как феномен наполняется содержанием духовности, выступающей определяющей его стороной и смыслом милосердного, сострадательного, соучастного и т.п. отношения себе подобным.
Отношение толерантности предполагает наличие как минимум двух субъектов, в качестве которых могут выступать нации, представители различных религиозных конфессий, государства и из союзы, общественные группы внутри государства и в мировом масштабе, классы, государство и личность, личность и общество, участники межличностных отношений.
Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Толерантность предполагает положительную мотивацию, это, прежде всего, активная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, социального положения, состояния здоровья, национальности, религии и т.д. Когда говорят о толерантности, то употребляют данный термин по отношению к глобальным вещам: международным отношениям, межнациональным конфликтам. Но толерантность важна и в отношениях между детьми и родителями, учителями учащимися, просто в межличностном общении. И поэтому в процессе коммуникации младших школьников возможно и необходимо укреплять дух толерантности, формировать отношения открытости, уважения, понимания, терпения, внимания друг к другу.
Международная организация ЮНЕСКО разработала Декларацию принципов толерантности. Документ предусматривает широкое использование потенциала гуманитарных дисциплин для формирования толерантного сознания, подготовку новых программ, издание учебного пособия, введение в учебный процесс факультативов и новых предметов, формирующих толерантное сознание.
Таким образом, именно дисциплины гуманитарного цикла формируют знания о культуре своего народа и культурных достижений других стран, что способствует формировать у учащихся умения сопоставлять и оценивать достижения в духе объективности и толерантности. А это, в свою очередь, дает возможность воспитать чувство патриотизма и отношения к своей культуре и своему языку как к национально-культурным ценностям.
2. Принципы воспитания толерантной личности.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации данного принципа являются:
- Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
- Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;
- Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремится к сосуществованию с иными группами;
- Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Условиями реализации данного принципа являются:
- Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
- Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
- Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
- Ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
- Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
- определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
- учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;
- предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
- стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
- совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
- самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
- принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
- предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения;
- определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
- развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
- формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);
- наличии отношений "ответственной зависимости" (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
3. Воспитание толерантного сознания младших школьников в процессе формирования коммуникативной компетентности
Человеческое общество немыслимо без общения. Бесспорно, что общение – необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. В процессе коммуникации младших школьников возможно и необходимо укреплять дух толерантности, формировать отношения открытости, уважения, внимания друг к другу, коммуникативную компетентность.
Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что человек осознает: собственные потребности и ценностные ориентации; свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений; готовность воспринимать новое во внешней среде; свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды. Следует отметить, что, рассматривая структуру коммуникативной компетентности, ряд ученых выделяют коммуникативную структуру личности как систему качеств, включающих: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших школьников способствует развитию у них такого качества, как толерантность.
Толерантность является одной из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным и религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимися от своего.
Предмет «Иностранный язык» позволяет не только обучать языку как средству общения, но и формировать у младших школьников уважения к другим народам и культурам, с помощью страноведческого, культуроведческого и лингвострановедческого материала, а также способствует развитию толерантности.
Реализация выше перечисленных условий осуществляется на основе внедрения в образовательный процесс следующих аспектов.
Первый аспект – личностное развитие ребенка. Он предполагает развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (памяти, слухового восприятия, мышления, воображения и эмоционально – волевой сферы учащихся); развитие языковых способностей (фонематический слух, имитационные способности, способность скоростного проговаривания), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка; приобщение учащихся средствами языка к иноязычной культуре и осознание детьми родной культуры, ранняя социализация ребенка; воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности. Учебный процесс строится как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Только в этом случае ребенок становится субъектом обучения. С этой целью особое место практически на каждом уроке уделяется созданию условий для осмысления учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Основная роль отводится инициированию и интенсификации интеллектуальной и личностной рефлексии учащихся. Тем самым в структуру урока иностранного языка включается этап рефлексии, позволяющий каждому ребенку переосмыслить свой субъективный опыт, что ведет к развитию толерантности.
Второй аспект – диагностика учебных и личностных возможностей учащихся как условие обеспечения целостного развития личности. Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся должна осуществляться по следующим шести блокам.
1. Личностно – смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, состоят в следующем: непосредственный интерес к предмету в целом; оценка ребенка социальной значимости изучаемого предмета; потребность в использовании и позитивном преобразовании своего опыта познавательной деятельности (способ учебной работы, накопленных знаний).
2. Интеллектуальная культура школьника, проявляющаяся в следующих показателях: наличие метазнаний – знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала (знания о сущности приемов умственной деятельности); умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий; умение классифицировать познавательные объекты; умения сравнивать познавательные объекты.
3. Культура учебной деятельности, проявляющаяся в следующих показателях: наличие знаний о структуре учебной деятельности; умение осуществлять целеполагание; умение планировать свою деятельность; умение организовывать свою деятельность; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в показателях: владение монологической (письменной и устной) речью; умения осуществлять диалог.
5. Самостоятельно выработанные школьниками способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работ с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта: преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета; преобладающая ориентация на определенный способ фиксирования информации (схематический, графический, знаково – символистический и т.д.).
6. Обученность учащихся: уровень усвоения учебного материала; успеваемость. Ориентация на этот аспект предполагает овладение каждым учителем методами диагностики по выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной деятельности с учащимися. Кроме того, важно, чтобы включение этих методов в непосредственный образовательный процесс обеспечивало учащимся возможность при изучении каждого учебного предмета познавать свой потенциал, а также это позволит диагностировать толерантность младших школьников (принятие тех или иных способов, форм подачи материала, манеру общения преподавателя и т.д.).
Третий аспект – формирований у учащихся личностно – смысловые отношения к родному языку. Гуманитарная сущность образования выражается, прежде всего, через родной язык, родное слово и текст. Уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности, воспитывает чутких и ответственных людей, открытых восприятию не только своей национальной культуры, но и культуры других народов, что позволяет говорить о воспитании толерантности.
Развитию ученика как языковой личности с ценностным личностно – смысловым отношением к родному языку способствуют, прежде всего, уроки русского языка и чтения. Но не следует умолять в этом вопросе роль других предметов. Поэтому необходимо обосновать единые требования в оценке языковой стороны уроков по различным учебным предметам (терминологическая точность, связность и четкость устных ответов, соблюдение культуры речи). При этом необходимо использовать отбор дидактического материала, отдавая предпочтение такому его содержанию, которое побуждает учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, способствует формированию критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях, формированию толерантности.
Четвертый аспект – обеспечение комфортных условий пребывания учащихся в школе, использование «обучения в сотрудничестве», групповой работе, которые готовят учащихся к реальной коммуникации, способствуют развитию речевой инициативы, формированию уважения чувств и эмоций окружающих людей, побуждают к выражению собственного мнения, оценке, что стимулирует развитие толерантности учащихся.
Пятый аспект – формирование совместной деятельности учащихся. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми, является необходимым условием психического развития ребенка, формирование его коммуникативной компетентности, толерантности.
Шестой аспект – творческое развитие личности каждого ребенка. В связи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогла ребенку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и что считаться с индивидуальностью каждого, уважать человеческое общество, проявлять толерантность.
С момента рождения человек общается с другими людьми. Но часто так бывает, что, достигнув высоких результатов в материальном мире, человек оказывается беспомощным в межличностных отношениях. Отсюда вытекает необходимость изучения правил взаимодействия с другими людьми.
Поэтому одной из важнейших задач гуманитарного образования является формирование толерантного сознания. В основе воспитания толерантности должен лежать ценностно – деятельностный подход, позволяющий по-новому подойти к процессу усвоения личностью социальных ценностей. Для лучшего понимания данного подхода необходимо рассмотреть психологическое содержание ценностно-смысловой сферы личности, механизмы и закономерности перехода социальных ценностей в личностные. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Ценностные ориентации – одно из основных структурных образований зрелой личности. Проблема личностных смыслов, которые в форме осознания выступают как личностные ценности, их образование, взаимодействие между собой – одна их самых интересных в психологии, привлекающая внимание исследователей разных школ и направлений.
Распространенными явлениями в группе младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Отверженность – это опыт, болезненный для тех, которого изгоняют, но и опасный для других.
Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничижительный оттенок, негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них, попытки поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность, что некоторые дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, национальной или религиозной принадлежности, склонность к дискриминации некоторых детей, их преследованию, запугиванию и даже насилию над ними.
У детей этого возраста чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом собственного непосредственного общения, а проявление толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать систему развития терпимости у детей.
Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки, приобретение навыка умения действовать в соответствии с наличной ситуацией, следование правилам, принятым в группе, способность выражать адекватную реакцию на происходящие события, способность понимать других людей на основе овладения информацией.
В связи с этим можно выделить следующие пути и методы формирования сознания и воспитания толерантности личности:
- компетентность учителя (преподавателя) в вопросах культурологи, этнопсихологии, этноистории, позволяющей осознать многообразие современного мира и специфику культурных появлений на уровне личности, группы, социума;
- введение в содержание общего образования идеи, отражающей культурное многообразие мира, страны, этнической группы;
- организация педагогического процесса как диалога носителей различных культур вот времени и пространстве;
- обеспечение в образовательном и воспитательном процессах каждому возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры или традиций;
- создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
- вовлечение растущей личности в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях;
- создание возможности эмоционально – практического приобщения подрастающего поколения к историческим святыням своего народа и людей других национальностей;
- организация совместной деятельности семьи, преподавателя и общества по сохранению и изучению традиций своего нарда и других этнических групп, использование их в процессе формирования толерантного сознания и ее воспитания;
- обеспечение знаниями о важнейших политических событиях, процессах и категориях;
- развитие способов и умений использовать их при наблюдении и оценке явлений общественной жизни.
4. Изучение иноязычной культуры как необходимое условие воспитания толерантности на уроках иностранного языка
Перемены во всех сферах российского общества коренным образом отразились на изучении иностранных языков в школе. Важнейшее место в процессе обучения стало занимать не только овладение грамматическими конструкциями и определенным количеством лексических единиц, но им изучение историко – культурного наследия страны – носителя изучаемого языка.
Понятие «иноязычная культура» в научной школе при обучении иностранному языку рассматривается в четырех аспектах.
1. Учебном – овладение четырьмя видами речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Этот аспект наиболее полно отражен в программах, предложенных образовательным стандартом.
2. Познавательном или социокультурном. Сюда входит не только минимум знаний об историко – культурном наследии страны, но и навыки и умения, требуемые стандартом. Например, сходство и отличие определенных моментов родной культуры и исторического наследия страны изучаемого языка: понятие языка жестов и правильное его применение на практике и т.п. Этот минимальный набор социокультурных знаний, умений и навыков сейчас также отражен в стандарте.
3. Развивающем: развитие мотивации, развитие способностей, вооружение учеников рациональными приемами усвоения знаний.
4. Воспитательном: обучение не только развивает, но и воспитывает. На каждом уроке ставятся учебная, социокультурная, развивающая и воспитательная цели.
Иноязычная культура - средство для более глубокого изучения родной культуры, позволяющее сопоставлять и делать выводы об историческом, нравственном, духовном прошлом своей страны. Знакомство с культурой стран изучаемого языка позволяет вычленить то общее, что характеризует культуру человечества в целом, осознать вклад своего народа в мировую культуру, а также понять роль, место родной культуры и культур стран изучаемого языка в копилке мировых ценностей и приоритетов.
Иноязычное образование представляет большие возможности для развития компонентов культуры умственного труда, способствует развитию индивидуальности и формированию полноценной личности учащегося. При иноязычном образовании, где содержанием является иноязычная культура, рассматриваемая в четырех аспектах, закладываются предпосылки для формирования умственного труда специфического интерактивного новообразования личности, которое и переносится и на другие учебные предметы. Следовательно, благоприятные возможности для развития младших школьников в процессе иноязычного образования достаточно велики.
Рассматривая иностранный язык как основу коммуникации в процессе изучения иноязычной культуры, нельзя не сказать о том, что главная функция языка - «… быть средством общения между людьми. Однако, столь же существенно назначение быть средством познания мира. Иными словами язык участвует не только в передаче мысли о чем-то уже познанном (другому человеку), но и в формировании этой мысли».
По мнению психологов, ребенок развивается как личность только тогда, когда он становится участником познавательной, мыслительной и трудовой деятельности способен воспринимать и адекватно оценивать историко-культурный опыт предшествующих поколений, может внести свою посильную лепту в создание духовных и материальных ценностей, что возможно только при полноценном общении.
«Общение – это такой социальный процесс, в котором происходит обмен опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощенными в духовную культуру». Следовательно, «обучение общению» должно происходить через «общение», т.е. через язык (в нашем случае через иностранный). Ученый особо говорит об «общении как способе поддержания жизнедеятельности в социуме». Другими словами, культура познается только через язык, а язык через культуру. Нельзя не согласиться с выводами «Если мы хотим , чтобы иноязычное образование действительно обеспечивало достижение поставленной цели (мы вступаем в общение не для того, чтобы сообщить кому-то какую-то информацию, а чтобы, сообщив ее, изменить взаимоотношения), необходимо процесс образования сделать моделью реального общения».
Человек сообщает какие-то сведения, чтобы воздействовать на собеседника, повлиять на него в нужном направлении. Общающиеся вступают друг с другом в так называемую коммуникативность. Это понятие можно рассматривать с научной позиции в двух ракурсах: теоретическом, т.е. как категорию, и практическом (эмпирическом), т.е. как технологию. Можно выделить следующие характеристики коммуникативности:
- мотивированность любого действия в любой деятельности, т.е. совершение действия из внутреннего побуждения, а не из внешнего стимулирования;
- целенаправленность любого действия и любой деятельности учащегося, т.е. совершение действия во имя достижения коммуникативной цели;
- личностный смысл во всей работе учащегося;
- речемыслительная активность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач общения;
- отношение личной заинтересованности, предполагающее выражение личностного отношения к проблемам и предметам обсуждения;
- связь общения с различными формами деятельности – учебно-познавательной, общественной, трудовой, спортивной, художественной, бытовой;
- взаимодействие общающихся, т.е. координация действий: взаимопомощь, поддержка друг друга, доверительное сотрудничество;
- ситуативность, выражающаяся в том, что общение учеников с учителем между собой в процессе овладения языковым материалом можно охарактеризовать как систему взаимоотношений, порожденных позициями обучающихся;
- функциональность, означающая, что процесс овладения речевым материалом всегда происходит при наличии речевых функций, имеющих приоритет перед формой речевых единиц;
- эвристичность как организация материала и процесса его усвоения, исключающая произвольное заучивание и воспроизведение заученного;
- содержательность как объективная характеристика и информативность как субъективная характеристика учебных материалов;
- проблемность как способ организации и презентации учебных материалов;
- новизна как постоянная вариативность всех компонентов образовательного процесса;
- выразительность в использовании вербальных и невербальных средств общения.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что иностранный язык в современной школе более актуально рассматривать как основу коммуникации в процессе изучения иноязычной культуры. Он – важная составляющая учебного процесса, позволяющая учащимся не только общаться со своими сверстниками из разных стран, Нои содействующая развитию ребенка как личности, способной принимать четкие и правильные решения в современном, быстро изменяющемся мире, адекватно оценивать происходящие события и, что самое главное, адаптироваться в современной действительности.
Заключение
В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления грамматических аспектов изучения языка. В данный момент ведется поиск реального выхода на иную культуру и ее носителей, что особенно актуально в наши дни, и еще раз было доказано в исследовании.
Таким образом, современное преподавание невозможно без привития учащимся толерантного отношения к другим народам, иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранного языка с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.
В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка. Положение о необходимости изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в методике иностранного языка как аксиома.
Как уже было выше отмечено, использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные возможности, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию «участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности».
Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний (фактов культуры), но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а так же особенности коммуникативного поведения народа этой страны.
В процессе приобщения учащихся к иноязычной культуре учитель сталкивается с рядом трудностей. Эти трудности – как объективного характера, связанные со слабой разработанностью учебно-методической базы, подготовленностью обучающихся к встрече с иноязычной культурой, такие трудности субъективного характера – обусловленные необходимостью перестройки себя и построения всего процесса не только с позиции учителя владеющего иностранным языком, но и знающего иноязычную культуру.
Итак, в современной школе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а так же более осознанному изучению иностранного языка.
5. Результаты анкетирования учащихся МОУ «Пристенская ООШ».
В анкетировании приняли участие учащиеся 5-9 классов, в 1-4 классах была проведена беседа.
Цель исследования: изучить и проанализировать уровень развития толерантности у учащихся 1-9 классов, а также выявить взгляд учителей на сформированность толерантности учащихся.
В ходе беседы учащиеся начальных классов узнали, что такое толерантность, приводили примеры и подвели итог игрой «Толерантны ли вы».
Таким образом, не все ученики знают есть ли в их классе дети другой национальности; и в целом, по полученным ответам можно сделать вывод о недостаточном уровне развития межнациональной толерантности. Тем не менее, у большинства ребят дружеские отношения не смотря на национальные различия.
В результате проведенного анкетирования старших школьников было выявлено, что 38% (Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается)
44% -(Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью)
18% -(Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий).
Также с учащимися выполнили ряд упражнение "Телефакс", "Лепестки", "Чем мы похожи",«Я люблю...», напрвленнные на воспитание духа толерантности.
Таким образом, формирование толерантности – длительный процесс, проходящий под воздействием множества фактов, среди которых одно из ведущих мест занимает учебное заведение. Основная задача педагога – находить с каждым ребенком пути преодоления трудностей в решении учебных задач, создание комфортности в коммуникативной деятельности, формирование коммуникативной компетентности, толерантности школьников, проводить различные трениги, консультации, беседы и занятия по знакомству с культурой и традициями других национальностей, способствующие развитию социально-значимых качеств (гуманности, доброжелательности, взаимоуважения).
В итоге хотелось бы првести анкету для учителей. Данная анкета использунется для определения толерантности учителя в целях самооценки. Каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Ваши ответы будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли ваша самооценка. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.
Список литературы
1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И. Л. Бим // Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1990. - 42с.
2. Бычкова, Л. С. Проблема толерантности младших школьников/ Л. С. Бычкова // Учительская газета.- 1996. - № 31.- с.5
3. Гак, В. Г. Норма и толерантность / В. Г. Гак // Иностранные языки в школе 1/84 М.: Просвещение. – с.12-15
4. Гальскова, Н. Д. Условия изучения иностранных языков и их влияние на цели обучения/ Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.-1994.- №4 с.47-49
5. Еременко, О. И. , Яковлева, Т. В. Воспитание толерантного сознания процессе обучения/ О. И. Еременко, Т. В. Яковлева // Начальная школа.- № 3, 2004.- с.32-34
6. Острикова, С. А. Некоторые аспекты формирования толерантности/ С. А. Острикова// Толерантность- мировоззрение современного общества: Сборник научных трудов И.Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - с.210-215
7. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Коростелев, В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества /
8. Петренко, Е. Г. Воспитание толерантности у младших школьников в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Е. Г. Петренко// Толерантность- мировоззрение современного общества: Сборник научных трудов И.Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - с.169-173
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология организации коллективно-творческого дела: воспитание учащихся в духе толерантности через социокультурное взаимодействие"
Выступление на семинаре...
Воспитание детей в духе толерантности
Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...
"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)
Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...
Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.
В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной. Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понима...
Воспитание в духе толерантности
Презентация по теме "Воспитание в духе толерантности"....
Педагогический совет "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
Педагогический совет проводился с использованием формы - работа по группам....