Педагогический совет "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
методическая разработка на тему
Педагогический совет проводился с использованием формы - работа по группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vospitanie_obuchayushchihsya_v_duhe_tolerantnosti.rar | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Мы начинаем наш педагогический совет, эпиграфом к которому мы взяли слова Бернарда Шоу.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
(Слайд 1 )
Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, а предложу вам послушать сейчас несколько интересных историй….
Карунина Л.В. (под музыку-флейта)
«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.
Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли».
Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.
Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки.
Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны»
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.
Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д. Всем ясно и понятно, что наше общество и страна тяжко больны. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа.
Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша задача научить детей «отделять зерна от плевел»,раскрыть суть духовных ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.
Тема нашего педагогического совета звучит сегодня так «Воспитание учащихся в духе толерантности» (Слайд 2 )
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
16 ноября - Международный день толерантности.
Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
Так что же всё-таки означает это слово –толерантность? Мы обратились к различным словарям, источникам и вот что получили…
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:
- В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
- Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;
- В китайском – проявление великодушия в отношении других;
- В арабском - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;
- В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:
- В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.
- В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
- Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей.
- Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Мы получили сейчас небольшую справку о значении слова толерантность.
- Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Как мы уже говорили, что Толерантность – это способность человека воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных. (Слайд 4 )
В чём же она заключается? (Слайд 5 )
- Терпимость и принятие другого таким, какой он есть
- Дух партнерства
- Уважение прав и достоинства других людей
- Прощение, сострадание и милосердие.
- Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми.
При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать (Слайд 6 )
- Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
- Национальный состав коллектива учащихся;
- Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
- Культурные особенности окружающей среды
- Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности ( убеждения, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др)
- Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность? (Слайд 7 )
- o Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
- o Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
- o Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
o Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
o Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей)
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
И сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждой группе будет дно свое задание
1 группа – Факторы, препятствующие формированию толерантности обучающихся в нашей гимназии.
2 группа – примерные формы работы по формированию толерантности с детьми
3 группа – примерные формы работы по формированию толерантности с родителями.
4 группа – Правила поведения толерантного учителя.
- А сейчас я хочу повернуть наш разговор, уважаемые коллеги, немножко в другое русло. Вот мы сейчас всё время говорили о том, что нам нужно воспитывать толерантность у детей, научить их быть терпимыми. А всегда ли мы, педагоги, проявляем это качество в отношении с учениками. Нами было опрошено некоторое количество учащихся, с результатами опроса вас познакомит Копылова А.Д.
Копылова А.Д. Результаты анкетирования.
- Я боюсь, когда учитель…
- Мне радостно, когда учитель…
- Я не люблю, когда в школе
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Хорошая школа-это…
- Хороший учитель –это … (9,10 слайда)
Н.Н. Что же может послужить итогом всего этого?
- Вот эта простая фраза: Хороший учитель должен относиться к ученикам как к своим детям.
Гном и звезда
У речки стоял удивительный домик,
В том домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном,
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
- Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший гном,
- Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
- Н.Н. Мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Решение педсовета:
- Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.
- С целью приведения в систему воспитательную работу в классах предусмотреть введение классных часов по ценностному воспитанию, основанному на уважении к другим в план воспитательной работы на 2016-2017 учебный год
Срок: сентябрь 2016 года
Ответственный: Зам. директора по ВР, классные руководители
- Провести марафон открытых классных часов и внеклассных мероприятий по толерантности.
Срок: I четверть 2016 – 2017 учебного года.
Ответственные: зам. директора по ВР, классные руководители
- Провести и сдать конспект родительского собрания на тему формирование толерантных отношений.
Срок: IV четверть 2015 – 2016 уч. год.
Ответственные: зам. директора по ВР, классные руководители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология организации коллективно-творческого дела: воспитание учащихся в духе толерантности через социокультурное взаимодействие"
Выступление на семинаре...
Воспитание детей в духе толерантности
Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...
Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"
Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"...
"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)
Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...
Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.
В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной. Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понима...
Воспитание в духе толерантности
Презентация по теме "Воспитание в духе толерантности"....