ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
статья по теме
Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля, довольно сильно разнятся по своему функциональному назначению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distants._obuchenie.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный
профессионально-педагогический колледж»
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ:
Разработал:
преподаватель Слабкина Н.И.
2013г.
Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля, довольно сильно разнятся по своему функциональному назначению.
1.Теоретический материал практически во всех средствах представлен в виде конспекта лекций, повторяющего содержание традиционных учебных пособий с небольшими «вкраплениями» мультимедийных элементов. Лишь в некоторых из них наблюдается особая структурированность предлагаемого обучаемым для изучения теоретического материала.
Примером подобного средства дистанционного обучения теоретической механике, в материале которого дополнительно выделяются важные понятия дисциплины и наиболее полно использующего возможности гипертекста, может выступить электронный учебник.
Также на фоне остальных средств выгодно выделяется электронный курс «Теоретическая механика. Статика» [4], в котором, кроме электронного конспекта лекций, присутствуют лекции в видеоформате. Однако создание подобного материала требует наиболее значительных финансовых затрат, что и обуславливает низкую распространенность таких средств.
2. Обучение решению задач почти во всех электронных средствах ведется путем рассмотрения примеров решения задач и тестовых заданий для самоконтроля, что повторяет методику очного обучения. Встречающиеся вариации хотя и обладают большей наглядностью, но, по сути, демонстрируют метод обучения решению задач по образцу. В качестве примеров таких усовершенствованных эталонов можно представить примеры решения задач в виде -презентаций с использованием анимации и примеры решения задач в видеоформате, входящие в состав электронного курса «Теоретическая механика. Статика» [4]. Данная сторона процесса обучения может быть усовершенствована с помощью уже имеющихся средств, а именно – путем разработки специализированных тестов, направленных на выработку навыков выполнения определенных действий, входящих в состав методов решения задач, и в заданном их порядке, а не на решение всей задачи сразу. Однако при рассмотрении существующих курсов такой подход нам не встречался.
3. Наиболее распространенной формой контроля знаний в рассмотренных средствах являются тесты различной формы. В некоторых случаях студентам могут назначаться индивидуальные задания или проекты. Однако во всех подобных случаях правильность решения всегда контролируется по конечному ответу. На данном фоне выделяются две разработки:
4. Процесс изучения дисциплины лучше всего организован в «универсальных» системах интернет-обучения «Прометей», «Гекадем» и «Аванта». Это достигается благодаря наличию в них таких инструментов, как: графики работы обучаемого, система допусков к выполнению тестовых заданий, почтовые рассылки, текстовые online-конференции, форумы, чаты, ведение статистики работы студента по различным параметрам (продолжительность изучения и количество обращений к теоретическому материалу) и возможность совместного выполнения заданий в группе.
На основании вышеперечисленных пунктов видно, что существующие средства позволяют организовать все традиционные формы образовательного процесса. Однако данный анализ также позволил выявить ряд проблем в системе подготовки будущих специалистов.
1. Существующие подходы к организации дистанционного обучения теоретической механике реализуют знаниевый подход. Вопросы, касающиеся овладения деятельностью, способами и методами их применения в профессиональной деятельности, не раскрываются в процессе обучения.
2. Применяемые формы контроля не позволяют оценить, может ли обучаемый выполнить ту или иную деятельность с опорой на знание, и не могут служить средством управления процессом усвоения знаний.
3. Применяемые учебные материалы не учитывают специфику будущей профессиональной деятельности обучаемого, представляют собой сжатое изложение теории и не позволяют организовать деятельность по применению знаний теоретической механики в практически значимых ситуациях.
Для решения выявленных проблем предпринята попытка создания специализированного электронного обучающего средства, которое смогло бы помочь в организации процесса дистанционного обучения теоретической механике таким образом, чтобы теоретические знания стали инструментом решения задач. Для достижения данных целей наиболее эффективными представляются идеи деятельностного подхода в обучении.
. Основными структурными блоками являются следующие.
1. Структурированный теоретический материал, включающий конспект лекций и справочник терминов.
2. Задания для усвоения базовых понятий, решение которых должно формировать у обучаемого связь между рассматриваемыми в теории величинами, аксиомами, теоремами и практически значимыми ситуациями, то есть научить применять теоретические знания на практике.
3. Пакеты действий – ряд приложений, предназначенных для обучения студентов выполнению часто встречающихся в задачах действий, например, нахождению проекций. Подобные программы встречаются студенту при изучении лекционного материала на соответствующую тему (рис. 4).
Рис. 1. Пакет действий «Нахождение проекции силы на плоскости».
4. Решение задач – программы для формирования обобщенного метода решения задач (рис. 2).
Главными отличительными особенностями последних двух блоков от аналогов являются:
а) высокая детализация выполняемых действий. Для этого был проведен анализ часто встречающихся задач и выделен обобщенный метод их решения;
б) подробная система подсказок, когда обучаемому пошагово объясняется процесс выполнения рассматриваемой операции, а также возможное место возникновения ошибки в ответе (не только синтаксической);
в) кроме того, в данных блоках предусмотрен ввод ответа в различной форме – не только ввод символьного выражения, но и выбор элемента схемы, «сборка» ответа из ключевых слов, выбор варианта ответа из предлагаемого списка, а также комбинированный ответ, сочетающий несколько различных форм (например, выбор варианта ответа из списка и элементов на схеме).
Рис. 2. Определение вида системы сил, действующих на объект исследования.
Использование данного подхода при разработке описанного средства обучение совместно с современными веб-технологиями должно повысить эффективность как очного (когда данное средство используется, как вспомогательное), так и дистанционного обучения теоретической механике.
литература
1. Кирсанов М.Н., Осадченко Н.В., Горшков П.В. Электронный учебный курс «Теоретическая механика. Статика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediashell.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=55 (дата обращения: 29.08.2011).
2. Мельников Г.И., Кривошеев А.Г. Электронный учебник по дисциплине «Теоретическая механика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=29 (дата обращения: 29.08.2011).
3. Система дифференцированного обучения «Гекадем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hecadem.irk.ru/ (дата обращения: 29.08.2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебник как средство дистанционного обучения на уроках информатики в воспитательных и исправительных учреждениях
Использование электронного учебника на уроках информатики...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Социализация детей-инвалидов из неблагополучных семей средствами дистанционного обучения: психолого-педагогический аспект
Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие каждо...
«Электронно-образовательные ресурсы как средство дистанционного обучения учащихся» (на примера предмета «Русский язык») ГБОУ Гимназия №261
В статье предлагается опыт работы использования электронно образовательных ресурсов как средства обучения учащихся на уроках русского языка....
Электронное и дистанционное обучение в системе школьного образования
В статье рассматривается различие между электронным и дистанционным обучением....
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Электронное пособие как средство дистанционного обучения
Кратко рассмотрена возможность использования электронных пособий, созданных учителем, для самостоятельной работы в условиях карантина...