Выступление на педсовете "Формирование критического мышления в процессе обучения математике"
статья по теме
Тема «Формирование критического мышления в процессе обучения математике»
На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе. В качестве продуктивных технологий для формирования компетенций выделяются метод проектов, портфолио, дебаты, технология формирования критического мышления. Последняя технология ориентируется на развитие у учащихся нового типа мышления – критического, готовность к самостоятельной аналитической работе.
Проанализировав различные научные источники, работу моих коллег я обнаружила, что данная технология применяется в основном в гуманитарных науках. Поэтому темой моего самообразования стало формирование критического мышления учащихся в процессе обучения математике.
На мой взгляд, математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя, в том числе, такие методы работы с информацией как поиск, анализ, синтез, переработка и представление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_na_rayonnom_mo.doc | 44.5 КБ |
arkhipova_i.yu_._mo.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование критического мышления в процессе обучения математике»
На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе. В качестве продуктивных технологий для формирования компетенций выделяются метод проектов, портфолио, дебаты, технология формирования критического мышления. Последняя технология ориентируется на развитие у учащихся нового типа мышления – критического, готовность к самостоятельной аналитической работе.
Проанализировав различные научные источники, работу моих коллег я обнаружила, что данная технология применяется в основном в гуманитарных науках. Поэтому темой моего самообразования стало формирование критического мышления учащихся в процессе обучения математике.
На мой взгляд, математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя, в том числе, такие методы работы с информацией как поиск, анализ, синтез, переработка и представление.
Главной целью обучения, которую я ставлю перед собой научить детей учиться.
Школьники не хотят учиться, потому что это трудно. Каждый учитель-предметник может и должен предложить учащимся способы эффективного учения.
Я считаю, что один из эффективных способов такого учения - формирование критического мышления.
Что же такое критическое мышление? Я придерживаюсь определения Заир-Бековой:
«Критическое мышление» - это мышление «рефлексивное, оценочное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Используя технологию критического мышления на уроках, должна поменяться его структура.
Рассмотрим некоторые стратегии, направленные непосредственно на развитие критического мышления:
Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке виде грозди. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями (на различных этапах урока);
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. |
Синквейн - способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Данный тип задач используется на этапе рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. |
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
План написания синквейна следующий:
1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или филосовско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Осталось узнать 1. 2. 3. |
Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.
Данный тип задач используется на этапе вызова.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Обучающиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. |
Инсерт
Такой тип задач используется на этапе осмысления. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания
Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...
выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...
Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"
Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...
Творческий отчет. Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики.
Творческий отчет.Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики....
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Методический семинар...
Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.
Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...
ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач
Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной ситуации и находить нужное за короткий про...