Формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся с позиций системно-деятельного подхода
статья по теме

Компетентность - это самостоятельность,
способность принимать ответственные решения,
 творческий подход к любому делу,
 умение доводить его до конца,
 умение постоянно учиться и обновлять свои знания,
 гибкость мышления,
 наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления,
 умение диалога и коммуникабельность,
 сотрудничество,
 умения пользования компьютером, базами и банками данных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.rar97.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Формирование информационно-
коммуникативных компетенций обучающихся с позиций системно-деятельного подхода

выступление на районном семинаре учителей математики

учителя математики Гергель Анны Анатольевны

        

с. Дивное

2011


Обучение – это ремесло,

использующее бесчисленное

количество маленьких трюков

Д. Пойа

За последнее десятилетие произошли серьезные изменения в социокультурной среде. Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников школы. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сегодня индивидуальные потребности личности можно представить по трем направлениям: личная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность. Таким образом, современному обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними важные жизненные и профессиональные проблемы. Да и сами школьники понимают важность самоопределения в жизни и ждут от учителя помощи в приобретении умений и навыков по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему миру. Переход образования на государственные стандарты требует изменений также и от педагога – его становления как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Таким образом, перед современной школой стоит задача подготовить учащихся к будущей жизни. В качестве центрального понятия, вокруг которого строятся разработки в сфере содержания образования, выступает понятие ключевых компетентностей. «Компетентность, - пишет психолог Э.Ф. Зеер, - это глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций». Профессор, доктор педагогических наук А.М.Новиков, рассматривая понятие «компетентность», подчеркивает его «внепрофессиональный или надпрофессиональный характер». Он называет целый ряд качеств личности, необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество, умения пользования компьютером, базами и банками данных. «Над собственно профессиональной — технологической подготовкой, - пишет ученый, - вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту».

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. 

Касательно общего среднего образования ещё в 1988 году группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

 Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества школьного образования.

Под информационно-коммуникативной компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков. Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.

Чтобы эффективно решать подобные задачи, необходимы умения, которые учащиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из реальной жизни

Сегодня проблему формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся с позиций системно-деятельного подхода на уроках математики можно решить, используя специальные методы и приемы:

1) в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;

2)изменение дидактических целей типовых заданий;

3)использование технологии проблемного обучения;

4)использование проектной технологии обучения ;

5)прием решения ситуационных задач.

6)самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

7)активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Цели такого подхода к обучению следующие:

  • учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, Интернет), что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях
  • обрабатывать ее в зависимости от требований,
  • совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат,
  • доказывать собственное мнение,
  • вести диалог.

Ещё одним условием подготовки информационно-коммуникативной компетенции учащихся  является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей и вообще всего образовательного процесса в школе.

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокий уровень владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности.

Таким образом,  организовав грамотно и вдумчиво деятельность на уроках математики, разнообразив внеклассную деятельность совместно с  классными руководителями и учителем информатики  можно способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся, знакомству с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Начиная с 5 класса, я провожу уроки математики и внеклассные занятия в компьютерном классе. Такие занятия развивают не одну, а группу компетентностей обучающихся. Но чтобы формировать компетентности, необходима система работы. Я покажу несколько примеров, так как такая работа должна быть представлена в практике учителя не единичными случаями, а в системе. Я планирую 2-3 занятия в компьютерном классе в течение учебного года. Подбираю программные продукты, чтобы дети могли поработать за персональным компьютером.

Дети работают в микрогруппах, что, конечно, формирует коммуникативные качества личности ребенка. При распределении по группам обязательно учитываю личностные качества каждого ребенка. Формируя маленькие группы, я решаю и воспитательные цели урока, когда мне надо подружить мальчиков с девочками или поссорившихся детей. Или решаю развивающие задачи, объединяя в группу детей с разным уровнем компьютерной грамотности.

Так в 5 классе предлагаю работу с электронными таблицами. В этом возрасте еще нет навыка создания формул в этой программе, поэтому даю готовые таблицы, с помощью которых они проверяют свои вычисления. При изучении темы «Вычисления на микрокалькуляторе» знакомлю с различными видами компьютерных калькуляторов: стандартный, Wise Calculator, NumLock Calculator.

 При решении задач на вычисление площадей и объемов тел проектируем сначала усадьбу с домом из параллелепипедов и дорожек и клумб из прямоугольников в программе  Word.

Я применяю разные программы.  Например, очень хорошая программа для исследования графиков функций Graphics. Если мне необходимо быстро провести исследование о расположении графика прямой пропорциональности в системе координат и выяснить, как зависит положение прямой от углового коэффициента в аналитической записи уравнения прямой. Рассматриваем группу графиков: y=x, y=1,5x, y=3x, y=4,8x,   y=0,8x,   y=0,5x, y=0,3x,  y=0,1x. Затем, рассматриваем группу графиков с отрицательными коэффициентами. Делаем выводы.

Исследование взаимного расположения графиков линейных функций. В каком случае графики будут параллельны? Я даю детям несколько формул, они вводят их в программу и делают выбор тех, которые параллельны. Не составит труда подметить, что в формулах этих функций равные коэффициенты. Или я прошу найти среди группы графиков те, которые перпендикулярны. Построив и выбрав формулы для перпендикулярных графиков, можно подметить, что произведение угловых коэффициентов равно -1. Интересные исследования можно провести с линейной, квадратичной функцией.

В нашей школе стало традицией проводить научно-практические конференции. Для участия в ней с учеником перерабатываем множество различной информации из самых разных источников. Результат такой работы – выступление ребенка перед товарищами с компьютерной презентацией. Это становится первыми шагами в исследовательской деятельности школьника.

Новые программные продукты – это подспорье учителя в работе. Но главное, использование на уроках компьютерных программ работает на формирование информационной, коммуникативной, образовательной компетентностей обучающихся. А это более весомо, чем просто хорошая наглядность. Главное, найти варианты, как применить эти продукты.

Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких уроков, но и своим ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.


Литература:

  1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе, М., 2005
  2. Зеер Э.Ф. Профессионально - образовательное пространство личности, Екатеринбург,2002.
  3. «Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н.
  4. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
  5. Сучкова, Т.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118 .
  6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  8. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008..
  9. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики

Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...

Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации

Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения,  оборудование, телекоммун...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В презентации кратко представлена структура работы по формированию проектно-исследовательских компетенций обучающихся...