ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
статья (9 класс) по теме
Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в ПТУ, но у многих на этом образование заканчивается).Поэтому знания, которые учащиеся получают в условиях вспомогательной школы, должны иметь законченный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
/ выступление на МО /
Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в ПТУ, но у многих на этом образование заканчивается).Поэтому знания, которые учащиеся получают в условиях вспомогательной школы, должны иметь законченный характер. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы усвоение этих знаний не носило характера механического заучивания и тренировок, знания должны быть осознанными. Учащиеся должны овладеть некоторыми теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические умения и навыки. В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразно Задачей обучения детей с нарушением интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психоф меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косность мышления, стереотипность использования знаний. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставят жизнь».
В меняющихся или, в изменившихся условиях жизни нашим детям особенно трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом.» Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи». Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков.
Так, при изучении десятичных дробей можно использовать счета – квитанции по оплате за коммунальные услуги. Как известно, тарифы и начисления в счёте – квитанции даны в десятичных дробях. Каждый ученик может принести из дома счета – квитанции и по ним можно работать.
На примере этих счетов-квитанций можно объяснить учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, дать понятие «коммунальное хозяйство». Затем по каждому виду услуг нужно определить единицу измерения услуги и тариф на каждый её вид. Работать по счету-квитанции на уроке сложно, там много лишних данных, поэтому можно выписать нужные данные в нужную таблицу. Далее следует раздать эти таблицы учащимся. Можно проводить устный счёт по таблицам. Например, учитель называет услугу, учащиеся определяют по таблице единицу услуги и тариф за неё. Также по этим таблицам можно упражняться в чтении десятичных дробей, в преобразовании. Например, 6,05 руб.= 6 руб. 5 коп. особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление оплата берётся с 1 кв. м, а вода (холодная, горячая) – в куб. м с человек в месяц, т.е. по количеству жильцов. Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги.
Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачиваются и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств. В целях подготовки учащихся к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.
Затем можно начинать решать задачи на расчёт оплаты за различные услуги: за воду (холодную, горячую), отопление, канализацию, газ, телефон, электричество и т.д. Вначале решать задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем рассчитывать оплату за несколько видов услуг и т.д. по нарастающей трудности. До начала решения задачи нужно каждый раз объяснять новые слова, выражения. Слова, требующие объяснения при решении этих задач: коммунальное хозяйство, услуги, тарифы, расчётка, счёт-фактура, абонентская плата, льготы, ветеран труда, техобслуживание, приватизация, наём, договор, электроэнергия кВт/ч, кабельное телевидение, субсидия, совокупный доход, себестоимость.
При решении этих задач можно говорить об экономии, о том, что с этой целью уже ставятся счётчики на воду, газ и т.д. Кроме того, надо объяснять, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это ветеринары Великой Отечественной Войны (ВОВ), ветеринары труда, инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов. При решении этих задач в 9 классе можно сказать, что на субсидии могут рассчитывать те, у которых оплата за коммунальные услуги превышает 22%от совокупного дохода семьи. При объяснении понятия «ветеран труда» воспитывается уважение к людям труда, говорится о том, какими льготами может пользоваться человек, проработавший добросовестно на одном и том же предприятии много лет. Также при объяснении, кто такие участники ВОВ, прививается уважение к участникам войны, воспитываются патриотические чувства.
При решении ряда задач требуется сделать много вычислений, в этих случаях можно использовать групповые формы работы или разрешить при индивидуальной работе пользоваться калькуляторами.
В задачах не даны тарифы на услуги, при решении задач тарифы и единицы измерения на каждый вид услуги учащиеся находят по таблице (таблицы лежат на партах). Решая данные задачи, учащиеся должны быть предельно внимательны, заинтересованы и увлечены. При изучении темы «Десятичные дроби» можно решать задачи, где речь идёт о налогах: на строения и на землю. Необходимо объяснить понятия: бюджет; налоги на строения, на землю; приватизированная квартира.
При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью и составлены задачи, где речь идёт о стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и т.д. В некоторых задачах указаны конкретные магазины, цены и скидки в процентах взятии из магазинов, учащиеся имеют возможность зайти и проверить это. Указание конкретного магазина или использование телевизионной рекламы повышают интерес учащихся к задаче, они заметно оживляются, услышав, что речь идёт о чём-то знакомом.
Кроме того, при изучении темы «Проценты» можно решать задачи, где речь идёт об услугах банков: кредитах (ссудах) и вкладах. Можно знакомить учащихся со всеми видами существующих вкладов в разных банках, с различными годовыми процентами и условиями хранения. При решении этих задач учащиеся узнают, что такое ссуда и её виды. После решения каждой задачи и серии задач делается вывод: где, в каком банке, какой вид ссуды выгоднее взять. Учащимся объясняется, что берётся в виде ссуды меньшая сумма, а возвращается большая (на сколько больше – считается по процентам), что эта сумма возвращается не в один приём, а постепенно в течение года или нескольких лет ежемесячно. Подсчитывать нужно только, сколько рублей составляет эта процентная ставка.
Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков – как хранить деньги в банке, так и брать ссуду для различных крупных покупок и т.д.
При решении данных задач учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «ссуда», «вклад», «вкладчик», «годовые проценты», «кредит», «скидка», «распродажа».
При изучении темы «Проценты» можно решать и задачи, в которых речь идёт о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах. Понятия «премия», «подоходный налог», «совокупный доход», «взнос», «профсоюзный взнос» следует объяснить. Толкование слов взять из Словаря русского языка С.И. Ожегова .
Опираясь на эти толкования, нужно объяснить учащимся все непонятные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Задачи практического содержания (задания B1)"
Презентация "Задачи практического содержания (задания B1)"...
Решение задач практического содержания
Заключительный урок изучения темы "Арифметическая прогрессия".Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме “Арифметическая прогрессия”....
Задачи практического содержания
Тренажер для подготовки к экзаменам 9 класс...
"Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач практического содержания"
Разработка урока по математике для 6 кл, позволяющая взглянуть на преподавание математики через призму решения задач практического содержания....
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Задачи практического содержания по геометрии
Задачи практического содержания по темам "Теорема Пифагора" и "Подобие треугольников" для подготовки к ГИА...
Задачи практического содержания на уроках матемитики в 10-11 классах
Данный материал можно использовать на уроках как дидактический материал....