Решение задач практического содержания
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Заключительный урок изучения темы "Арифметическая прогрессия".Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме “Арифметическая прогрессия”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_55.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата________________-
УРОК 55. Решение задач практического содержания.
Цель урока: контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме “Арифметическая прогрессия”.
Задачи учителя на уроке:
- проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;
- оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
- проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;
- развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
- продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Мотивация: подготовка к контрольной работе.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Задача учащихся на уроке: устранить проблемы в знаниях; подготовиться к успешному решению контрольной работы.
Оборудование и материалы:
1. Папки с раздаточным материалом в них:
а) таблица
| Арифметическая прогрессия: an |
1. Определение | . |
2. Формула n первых членов | . |
3. Сумма n первых членов прогрессии | ; ; (для четных чисел); (для нечетных чисел). |
4. Свойство | . |
б) листы с заданиями аналогичными задачам на карточках.
в) лист с кодом “Числу ставится в соответствие буква”.
г) таблицы-тренажеры.
2. Контрольные доски.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Сообщение темы, цели и задач урока учащимся. Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.
II. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать связи в предметах и явлениях.
Учитель задает вопросы для беседы с целью проверки знаний теории учащимися.
1. Дайте определение арифметической прогрессии. Приведите пример.
Ответ ученика: Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, разностью арифметической прогрессии d”. Записывает на доске рекуррентную формулу:
2. Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?
Ответ ученика: Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то это арифметическая прогрессия”.
Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией?
а) – 2, – 4, – 6, – 8, –10, ..., [Да].
б) – 13, – 3, 13, 23, …, [Нет].
3. Укажите, если возможно, 7-й член каждой последовательности.
(аn): 6; 10; 14; 18; 22; 26;…
(bn): 49; 25; 81; 4; 121; 64...
(cn): 22; 17; 12; 7; 2; -3…
(xn): -3,8; -2,6; -1,4; -0,2; 1; 2,2…
(yn): -12; 7; 8; 14; -23; 41…
Учитель. Почему для последовательностей bn и yn ответить на вопрос нельзя ?
Учащиеся. В данных последовательностях нет определенной закономерности, хотя (bn) состоит из квадратов натуральных чисел, но взяты они в произвольном порядке, а (yn) представляет собой произвольный ряд чисел, поэтому на седьмом месте может стоять любое число.
4. В чем заключается признак (характеристическое свойство) арифметической прогрессии?
Ответ ученика: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов”. Записывает на доске формулу: ,
5. Каковы способы задания арифметической прогрессии?
Ответ ученика:
а) рекуррентной формулой
б) формулой n-го члена
Четыре сильных ученика получают карточки индивидуальными заданиями и решения записывают на доске, затем решения закрываются.
Карточка №1
Решите задачу: Курс воздушных ванн начинают с 15 мин. в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 час 45 минут?
Дано: арифметическая прогрессия, мин, мин,
Найти:
Решение:
Ответ: 10 дней следует принимать ванны.
Карточка №2.
“Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения”.
Решение:
м, м, с.
Ответ: глубина шахты 122,5 м.
Карточка №3.
Решите задачу:
Величины углов выпуклого четырехугольника образуют арифметическую прогрессию с разностью 42°. Найдите эти углы.
Дано: арифметическая прогрессия , ,
Найти: ,, ,
Решение:
, т. к.
Ответ: , , , .
Карточка №4.
Решите задачу:
Найдите:
а) сумму 2 + 4 + 6 + … + 2n, слагаемыми которой являются все четные натуральные числа от 2 до 2n;
б) сумму 1 + 3 + 5 + … + (2n – 1), слагаемыми которой являются все не четные числа от 1 до 2n – 1.
Дано: арифметическая прогрессия, а), ,
б) , .
Найти:
Решение:
а) Ответ: (для четных чисел) | б) Ответ: (для нечетных чисел). |
Цель индивидуальных заданий: проверить навыки учащихся при решении задач на применении основных формул арифметической прогрессии. Ученики решают задачи на отдельных листках в течение 5 – 7 мин., пока остальные выполняют проверочную работу.
III. Проверка знания учащимися основных понятий и умений объяснять их сущность.
а) Проверка знаний основных формул.
Цель: привлечь к работе “слабых”.
На доске цветным мелом пишутся формулы с пропусками, ученики берут карточки с недостающими буквами формул и приклеивают их на доску.
б) Проверка умений пользоваться этими формулами.
На 2 варианта выполняется проверочная работа с кодированным ответом, ключевое слово “Прогрессио”.
Вариант I. №1. , , №2. 6; 2; …; №3. , , №4. , , №5. , | Вариант II. №6. , , №7. 4; 6; …; №10. , , №9. , , №8. , , |
Решение:
1) 2) 3) 4) 5) | 6) 7) 10) 9) 8) |
П | Р | О | Г | Р | Е | С | С | И | О |
2 | – 2 | 37 | 100 | – 2 | – 4 | 8 | 8 | 150 | 37 |
Проверка данной работы: самоконтроль “+” контрольные доски.
IV. Проверка глубины осмысления учащимся знаний и степени обобщений.
Фронтально решаем задачи: 1, 2, 3, 4. Ученик, который работал по карточке №1, открывает решение на доске, своей задач, класс проверяет. Решение задач № 2,4 закрыты, класс решает, а затем проверяет. Проверка решения № 3 индивидуально.
V. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
1 .Комментирование учителем выполненных заданий по индивидуальным карточкам.
2. Оценка проверочной работы.
VI. Итог урока.
1. В течение урока мы повторили основные формулы арифметической прогрессии.
2. Решали нестандартные задачи, решение которых облегчает знание формул арифметической прогрессии.
3. Познакомились с еще одной формулой нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии.
VII. Домашнее задание:
Карточка №1
Решите задачу: Курс воздушных ванн начинают с 15 мин. в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 час 45 минут?
Дано: арифметическая прогрессия, мин, мин,
Найти:
____________________________________________________________________________________
Карточка №2.
“Свободно падающее тело проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения”.
Решение:
м, м, с.
____________________________________________________________________________________
Карточка №3.
Решите задачу:
Величины углов выпуклого четырехугольника образуют арифметическую прогрессию с разностью 42°. Найдите эти углы.
Дано: арифметическая прогрессия , ,
Найти: ,, ,
____________________________________________________________________________________
Карточка №4.
Найдите:
а) сумму 2 + 4 + 6 + … + 2n, слагаемыми которой являются все четные натуральные числа от 2 до 2n;
б) сумму 1 + 3 + 5 + … + (2n – 1), слагаемыми которой являются все не четные числа от 1 до 2n – 1.
Дано: арифметическая прогрессия, а), ,
б) , .
Найти:
| Арифметическая прогрессия: an |
1. Определение | . |
2. Формула n первых членов | . |
3. Сумма n первых членов прогрессии | ; ; (для четных чисел); (для нечетных чисел). |
4. Свойство | . |
Вариант I. №1. , , №2. 6; 2; …; №3. , , №4. , , №5. , | Вариант II. №1. , , №2. 4; 6; …; №3. , , №4. , , №5. , , | Вариант I. №1. , , №2. 6; 2; …; №3. , , №4. , , №5. , |
Вариант I. №1. , , №2. 6; 2; …; №3. , , №4. , , №5. , | Вариант II. №6. , , №7. 4; 6; …; №10. , , №9. , , №8. , , | Вариант II. №6. , , №7. 4; 6; …; №10. , , №9. , , №8. , , |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач практического содержания"
Разработка урока по математике для 6 кл, позволяющая взглянуть на преподавание математики через призму решения задач практического содержания....
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Решение задач практического содержания.
Повторение, обобщение, систематизация знаний, совершенствование навыков решения задач на проценты, подготовка к итоговой аттестации....
Конспект урока "Использование подобия треугольников для решения задач практического содержания"
конспект урока для 9 класса, возможно использовать для подготовки к ОГЭ...
Решение задач практического содержания
Презентация на тему "Решение задач практическогосодержания"...
Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...