Развитие речи у сельских школьников
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Красавцева Наталья Ивановна

тема по самообразованию о развитии связной речи у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи играет важную роль в процессе  речевого и общего развития человека.

Умение передать свои наблюдения, впечатления в последовательном рассказе  очень важно для умственного развития, так как именно связная речь, отражая связи и отношения, познанные человеком, полностью воспроизводит содержание мысли, является её выражением.

Обучение в школе предполагает всестороннее  развитие ребёнка, в том числе, немаловажно  и

развитие связной речи. К сожалению, этому виду деятельности уделяется мало внимания. Практически всё время и все силы учителя затрачиваются на проведение работы по усвоению детьми определённой  информации, а проблемы развития речи (в частности, работа над монологической речью, над оформлением высказывания и умением выступать перед классом) остаются незатронутыми.

Безусловно, очень важным является развитие письменной речи школьников, однако, выполнение письменных работ и усвоение письма вообще тесно связано с уровнем развития устной речи. В связи с этим совершенствование устных высказываний положительно влияет на письменную речь

Неумение общаться с окружающими формирует у детей и подростков ряд отрицательных черт поведения. Этого можно избежать, сформировав у школьника уверенность в том, что он -  хороший  собеседник.

Работа по развитию связной речи должна вестись сначала  над диалогом, который является наиболее простой формой речи по содержанию и языковому оформлению, а затем над монологом. Развитие умения правильно преподнести материал, а также воспитание навыков правильного поведения во время публичного выступления, - также очень важно.

Работу по развитию связной речи необходимо вести на каждом уроке, во время прохождения любого материала.

Необходимо учитывать, что при дальнейшем обучении  все чаще будет возникать необходимость не только обладать большим объемом знаний, но и уметь качественно преподнести их как преподавателю, так и большой аудитории.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Её характерными признаками являются эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга и ситуативность.

В ходе работы над диалогической речью можно использовать следующие виды упражнений:

1) диалог по прочитанному  (дети придумывают ряд вопросов к прочитанному материалу, ответы должны быть развёрнутыми, при неточном ответе отвечающий находит нужный материал в тексте и читает вслух);

2) речевые этюды (это особый вид работы, основанный на ролевой игре, могут использоваться как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся, например «рекламный агент – покупатель», «спор учеников по поводу дежурства», дополнение предложений).

Например:

Море

Синее море

 Синее море волновалось

Синее море вчера волновалось

Синее море вчера волновалось у ног

Синее море вчера волновалось у моих ног

Синее теплое море вчера волновалось у моих ног и т. д.;

3) дополнение диалогов (от учащихся требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны, необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение.

Например:

- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

- А, что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

 – Да не то, чтобы некрасивый…

- Может, я с колючками неуклюжий?

 - Да не то, чтобы неуклюжий..

 - Так какой же я такой с колючками-то?

- Да какой-то ты, брат, с ними не съедобный.   ( Н. Сладков)

Другой вариант может быть такой – восстановить диалог, продолжить реплики:

- Привет…

- Привет…

- А зачем ты…

- Потому что…

- Никогда бы…

Я тоже, но…

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – это последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Развитие речи идёт по трём направлениям: повествование, описание, рассуждение.

Для развития повествования можно выполнять следующие упражнения и задания:

- повествование на заданную тему;

- пересказ (подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий);

 - рассказ по концу;

- рассказ по началу;

- рассказ по серии картинок;

- восстановление деформированного текста из переставленных предложений или частей;

- составление плана к тексту;

- составление текста по плану.

Описание – особое выделение какой-либо формы изображаемого (внешности человека, обстановки, природы)

- узнай по описанию;

- описание сюжетной картины;

- игра «Кто это?».

Рассуждение – вид монологической речи, в котором формулируются различные закономерности, а, значит, выражаются причинно-следственные, условные, целевые и другие отношения.

- игра «Логический поезд» (логическое связывание двух случайно подобранных понятий)

- решение логических задач,

- литературное рассуждение о прочитанном произведении, характере героев, их поступках, о морально-этических категориях.

Соблюдение акцентологической нормы – один из наиболее сложных вопросов в школьной практике преподавания русского языка. Правильная постановка ударения по-прежнему остается для многих учащихся камнем преткновения.

В статье о парадоксах русского языка М.Б. Успенский выделяет три основные причины акцентологических ошибок:

1. «Противоречия между стремлением сохранить в заимствованных словах ударение источника заимствования, а с другой стороны – сделать ударение более удобным « для русского уха».

2. «Расхождение  акцентологической нормы, закрепленной в справочниках и привычного произношения слова – у значительной части русского общества».

3. «профессиональные отклонения от нормы»   (Успенский М.Б. Рассказы о парадоксах русского языка. // Русская словесность.-2005.-№7.-с.58.)

Работу по предупреждению акцентологических ошибок целесообразно рассредоточить, проводить ее регулярно и систематически. Два вида работы: обращение к орфоэпическим словарям и выполнение тренировочных упражнений. На наш взгляд, будут полезны упражнения с заданиями типа:

- расставьте ударения в словах;

- распределите слова на группы по типам ударения;

- объясните постановку ударения и т. д.

Например:

  1. Расставьте ударения в словах:

Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, соляр, уведомить.

 

  1. Выберите слова, в которых ударение падает на первый слог:

Оптовый, кедровый, торты, центнер, алкоголь, звонит, щавель, лассо, сакура, кожух, созыв, продал, приданое, баловать, кухонный, средствами, ремень, принять, значимость, генезис.

           

  1. Выберите слова, в которых ударение не падает на третий слог.

Арахис, алфавит, баловать, газопровод, ходатайство, осужденный, дремота, договор, еретик, одноименный, обеспечение, озвучение, некролог, августовский, изобретение, удобнее, намерение,  обнаружение, красивее, крапива.

             

  1. Выберите слова, в которых  ударение падает на последний слог.

Авторитет, диспансер, квартал, брифинг, каталог, жалюзи, каучук, демпинг, деликатес, импичмент, рудимент, плато, эскорт, эпатаж, мичман, сантиметр, лото, коммивояжер, сервис, сервиз.

  1. Распределите слова на группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение, и запишите их в три колонки. Какие черты характерны для ударения в русском языке?

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка,              ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

(Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное, может меняться с течением времени.)

  1. От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода. Расставьте в словах ударения.  

Понять, задать, спать, закупорить, принять, базироваться, блокировать, группировать, облегчить, ходатайствовать.  

Ценность устной речи определяется богатством и разнообразием ее интонации. Смысловое содержание высказывания во многом зависит не от лексического значения слов, а от его интонационного оформления. Слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого конкретного случая. Интонационное значение накладывается на лексическое, грамматическое значение и может варьировать смысл, не меняя состава слов в предложении.

Упражнения.

  1. Произнесите предложения, выражая печаль, радость, гнев, страх:  Коля опять позвонил; Я жду тебя уже целый час, Надя завтра уезжает, Здравствуйте, Николай Петрович.
  2. Произнесите фразу Ваня, сходи за хлебом, выражая приказ, совет, просьбу, настойчивое требование и т. п.
  3. Работа в парах со скороговорками.  Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Один ученик произносит первую часть с подтекстом «Представляешь, что случилось-то…», а второй – отвечает с подтекстом «Да-да, я знаю, но ты не поверишь…»

    Другой вариант: «Вообще-то…»,  второй – равнодушно, с подтекстом: «Ну и что…»

                                                                     

Процесс живой речи, как известно, не предполагает постоянного обращения  к сведениям о системе языка, то есть человек говорит не так, как надо, а так, как он привык говорить с детства.

Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения.

В семьях большинства учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства.

Качество речи в семье иногда ниже общепринятого уровня: она изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же в некоторых семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Ребёнок соответственно усваивает такие речевые нормы. Ко времени поступления в школу дети зачастую умеют «виртуозно» ругаться, но не могут более менее связно рассказать о каком-либо явлении, не связанном с обыденной жизнью: литературном произведении, природном явлении, географическом факте…   Ребята не умеют  облечь в словесную форму даже свои эмоции, прибегая в этом случае к помощи междометий и арготизмов (типа круто, прикольно, фуфло и т.д.) либо тех же нецензурных выражений, которые почерпнул в семье и компании сверстников.

Большую роль в формировании навыка правильной речи играет круг чтения детей и подростков. Имея домашнюю библиотеку, к ней обращаются едва ли 50% детей. Основной круг чтения составляют произведения школьной программы по литературе, детскую познавательную литературу читают единицы, а в словари и справочники  не заглядывают вообще.

Таким образом, можно выделить следующие признаки речи среднего школьника, обучающегося в сельской школе, удалённой от культурных центров:

- насыщенность речи диалектными словами и выражениями (типа  «чо», «упану», «седни»…)

- чрезмерно активное употребление сленговых выражений, вытеснение литературной лексики,

- бедный синтаксис, характеризующийся преобладанием неполных предложений, парцеллированных конструкций,

- отсутствие оценочной, высокой, абстрактной лексики в речи,

- неумение создавать развёрнутое высказывание, т. е. ученик знает материал и хочет выразить своё мнение, но не умеет высказаться, оформить свои мысли вербально, хотя по наводящим вопросам отвечает охотно и правильно.

Каждый урок должен иметь своей целью развитие речи учащихся: обучение использованию в речи слов определённого состава, изучаемых частей речи, составлению словосочетаний и предложений заданной структуры, созданию текстов определённого типа и стиля.

Следующий момент, важный для формирования навыка связной речи, - знакомство с понятием о полном, кратком и развернутом виде ответа.

Фронтальный опрос предполагает краткий ответ, состоящий из одного-двух слов, словосочетания. Но и краткий ответ должен быть четким, построенным правильно и логично.

Когда требуется дать ответ на вопрос, требующий создания предложения с однородными членами или сложного предложения с союзом потому что. В этом случае часто наблюдается естественная тяга к неполному ответу (с пропущенным главным предложением) – «потому что…» либо к нанизыванию односложных ответов. Это ведёт к тому, что в сочинениях и других письменных работах СПП превращаются в простые, однородные члены становятся неоправданным рядом односоставных предложений – появляются речевые ошибки. Поэтому на вопросы такого типа просим учеников дать полный ответ. Желательно, чтобы ответ дали несколько человек. Так быстрее усваиваются образцы, высказывания строятся по аналогии, что имеет свои положительные моменты.

Развернутый ответ требует еще больше интеллектуальных усилий: необходимо осмыслить проблему, отобрать материал для анализа или примеров, сформулировать идею высказывания, облечь мысль в слова. Подготовка такого ответа требует времени. Такие задания лучше давать на дом, разрешая делать опорные записи и пользоваться ими при устном ответе.

Желательно, уточнять, как именно должен ответить ученик в каждой конкретной ситуации, какой тип ответа вы от него ожидаете.

Для многих учащихся сложен развернутый ответ (особенно на уроках литературы). Готовя ответ на проблемный вопрос, ученик довольно часто перегружает ответ пересказом произведения, не использует план, не умеет сформулировать первое и последнее предложение высказывания.

При подготовке ответов, желательно пользоваться тематическими наборами слов (оценка, состояние человека или природы), рекомендуемыми учителем, из которых ученик может выбрать нужное слово.

При устных ответах обращаем внимание на засорённость речи словами-паразитами (ну, вот, это, значит и т. п.)

Дети не любят читать, потому что получают информацию через слух и зрение (так проще). Не развивается техника чтения: многие ученики читают со скоростью учеников 3-4 класса. Читая медленно, не усваивают те объемы информации, которые должны быть усвоены для успешной работы, зачастую не успевают прочитать и понять литературное произведение, то есть, принимаясь за сочинение, он просто не знает, о чем писать. Работа по анализу текста превращается в недостижимую мечту, а текст  приходится читать прямо на уроке.

Поэтому прибегаем к комментированному чтению, направленному на то, чтобы ученики поняли и осмыслили реалии, составляющие фон сюжета, прониклись духом времени повествования.

Далее приходит черед аналитического чтения. Для него выбираем ключевые эпизоды сюжета, портреты, пейзажи. Анализируем текст, пытаемся объяснить художественно-изобразительные средства. Важно не столько отметить нужные фрагменты текста, сколько построить связное высказывание по их анализу.

Можно применить такие приёмы: «закончите начатое предложение», «вставьте в предложение пропущенные слова, подходящие по смыслу», «выберите из списка слова, характеризующие героя» и т.п.

Работа по развитию речи  продолжается на уроках подготовки к сочинениям, включает в себя анализ предложенных тем, обсуждение или составление планов, формулирование начальных и заключительных фрагментов сочинения.

Сложным моментом подготовки к сочинению является работа с планом. Очень трудно убедить учеников в его необходимости. Ребята предпочитают написать сочинение, а потом составить по готовому тексту план.

Очень полезна правка черновиков. Работа над ошибками – тоже немаловажный этап в развитии речи учеников. При ее выполнении обязательно отрабатываются речевые ошибки: перестраиваются предложения, заменяются слова, устраняются повторы и др. Хотя, такая работа неохотно делается учениками.

Работа по развитию речи учащихся в школе сельской глубинки достаточна трудна. Перефразируя известное выражение, можно сказать так: «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты».

          ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ    ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ    В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

           

                                                            ПОДГОТОВИЛА:

                                    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                    КРАСАВЦЕВА Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей сельских школьников

Доклад подготовлен для выступления на районном педагогическом марафоне....

Выступление "Различные способы повышения эффективности работы по развитию речи глухих младших школьников"

   Умение полноценно общаться - одна из главных целей развития глухих  школьников. Основная задача развития речи в начальных классах - научить глухих школьников излагать свои мыс...

Доклад "Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики"

В выступлении говорится об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной д...

План самообразования по теме «Развитие творческих способностей сельских школьников при использовании ИКТ»

План самообразования по теме «Развитие творческих способностей  сельских  школьников при использовании ИКТ»...

Статья Особенности развития профессионального самоопределения сельских школьников (на примере МБОУ "Хохорская СОШ"

Особенности развития профессионального самоопределения сельских школьников (на примере МБОУ "Хохорская СОШ"...