Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка. Фрагмент занятия.
учебно-методический материал на тему

Котельникова Елена Валериевна

Фрагмент занятия. Развитие речи. "Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Нетрадиционные формы работы  с живописью на уроках русского языка"

Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале и с удовольствием приглашаю на мини-урок " Нетрадиционные формы работы  с живописью на уроках русского языка"          Уважаемые коллеги, нам предстоит увлекательное путешествие в мир живописи. Вместе с вами мы постараемся вспомнить некоторые теоретические выкладки, познакомимся с художником, чьи работы, я уверена,   вас непременно удивят и  выполним серию творческих заданий, которые   при желании сможете использовать в своей работе.  Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее, захватите в дорогу хорошее настроение, мы начинаем!

(Музыкальный фон)

Войти в свой мир нам живописцы предлагают
И, добрые в душе рождая чувства,
На созиданье Красоты нас вдохновляют:
Вот он – духовный Путь искусства.
… Живой Природы тонкий аромат
Благоухает над холстами,
В них открывает просветленный взгляд:
- Да, это Он. Художник с нами.

Душа художника! Трепетная и свободная, как птица. Сколько мыслей, идей, эмоций в его голове, кружится как в вихре. В мастерской пахнет красками и чудом...


Жи́вопись... Как много о ней сказано и не менее написано... Пожалуй, это слово на слуху и у ребенка, только что вступающего в жизнь, и у человека, умудренного опытом.

СЛАЙД 1 (Живопись)  

Позвольте, уважаемые коллеги, обратить ваше  внимание  на предложенный слайд, который поможет вам восстановить в памяти определение этого термина.

1. А теперь я предлагаю сделать акцент на жанровом разнообразии живописи. Пожалуйста, постарайтесь вспомнить, какие жанры этого вида искусства вам известны?

Жанры живописи

 СЛАЙДЫ 2( Живопись)

2. Школьная программа, к сожалению, не предусматривает работу со всем жанровом разнообразием. На ваш взгляд, какие жанры живописи являются наиболее встречающимися в школьном курсе? (Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематические картины). Илья Кожевников  "Трамвайная республика", Константин Шурпатов "Букет ромашек", Луцишина Ирина "Автопортрет", Валентина Архиповская "Сторона родная"

Обратимся к слайду. Пожалуйста, распределите картины по окнам, соответственно их принадлежности к жанровой классификации.

(Интерактивная доска: Статика динамика)

3. Ни для кого не секрет, что все картины можно распределить по  схемам построения и характеру трактовки композиции. Композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. В динамичных же  ярче подчёркивается ощущение движения.

Будьте добры, на предложенном слайде, выявите соответствие картин согласно  их композиционных решений.

СЛАЙДЫ (ДВЕРИН)

4. На следующем слайде представлены две картины. Одна из них динамична, другая статична. Пожалуйста, составьте по 2 словосочетания по каждой из картин. Вы можете брать во внимание как цветовое решение, так и расположение предметов.  Полученные словосочетания впишите в соответствующие силуэты, предложенные вам на двулистниках.

5. Кстати, автор этих произведений. Художник нашего дня.  Современник.

СЛАЙД

Человек, чей талант признан при жизни.

Неоднократные персональные выставки в Москве, Петербурге.

Интерес к его работам проявляют зарубежные коллеги (Музей Нью – Йорка предлагает сотрудничество).

Талантливый художник уже сделал себе имя – его картины находятся в коллекциях Русского центра США в Вашингтоне, Московского союза художников, музея В.С. Высоцкого. И не только - его  работы хранятся в частных коллекциях Никиты Михалкова, Иосифа Кобзона, Романа Абрамовича, Александра Розенбаума, Владимира Машкова, Пьера Ришара и других VIP-персон.

Человек, который не имеет специального художественного образования. За его плечами лишь изостудия районного Дома пионеров.

СЛАЙД

Жанры его полотен весьма разнообразны.

Но это не мешает ему работать и творить, используя приемы классической школы. Его полотна реалистичны, выписанные почти с фотографической точностью. Они полны внутреннего психологизма и какой-то особенной философии жизни.

СЛАЙДЫ (перелистываем)

Итак, это не просто современный художник, это наш земляк.

Константин Генрихович Дверин (папа нашей выпускницы Анны Двериной – 2002 г.).

(выставки в городе, области, регионе. Дом пионеров в Кузнецком районе города Новокузнецка. Педагог: Овсянникова Любовь  Петровна)

«Мне важен сам процесс. Без посыла любви и рука к кисти не потянется» - признается Константин Генрихович. «Я рисую жизнь такой, какова она есть, как говорится, "то, что лежит у нас под ногами".

От жизни своей до судьбы страны

Эту картину Константин Дверин показал 15 декабря 2011 г. в художественном музее.

Мощное полотно, вместившее  жизнь Константина и его Родины

СЛАЙД (Береза)

6. Предлагаю вашему вниманию картину К. Дверина  "Береза". Перед вами текст-описание этой картины. Пожалуйста, прочтите его. Надеюсь, вы обратили внимание на отсутствие прилагательных. Пожалуйста, для более точного и яркого звучания, введите в него эту часть речи.

Только что мы провели с вами работу, которая носит форму творческого диктанта (в данном случае зрительного).

СЛАЙД (сверка текста)

Интерактивная доска ("Первые зрители")

7. На столе белый лист, не исписан он, чист...  Именно так поется в одной из современных песен. И именно такой лист лежит сейчас перед  вами. Предлагаю  поработать над черновиком сочинения - описания по картине Екатерины Сыромятниковой  "Первые зрители".

Картина. Комната. Мальчишки, почти залезшие в окно.
И не читают они книжки, и не идут смотреть кино.

Картина в комнате, и краски, и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки, от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине - комната, и тихо, и звука не произнести.
Мы затаим дыханье – слышишь? Чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла, ещё таких сырых, живых…
Чтоб нам чудес открылась дверка, чтоб любоваться нам на них…                        

Брумер Игорь

Конечно же, мы не  писатели, и быть может кто-то из нас в силу своих психологических особенностей не  умеет работать в большом и шумном коллективе, но это не беда, я покажу вам форму работы, которая поможет любому  почувствовать себя успешным. А для наших  учеников, не  очень способных - это находка.

 (Гармошка)

  • Как называется картина Е. Сыромятниковой, которую ты рассматриваешь?
  • Можно ли сказать, что художница использовала необычный прием – картина в картине?
  • Кто изображен в раскрытом окне?
  • Что так внимательно рассматривает мальчик в светлой футболке?
  • Что привлекло внимание мальчишки в красной рубашке?
  • Какие предметы говорят о том, что это комната художника?
  • Можно ли сказать, что ребята, точно в рамке, находятся в оконном проеме?
  • Что ты видишь за их спинами?
  •  Поражает ли тебя выбор красок?
  • Какой цвет в основном использует художница?
  • Понравилась ли тебе картина?

Подошел к концу наш мини-урок, очень надеюсь, что предложенные формы работы с картиной найдут отклик в вашей душе и, быть может, в вашей работе. Большое спасибо за внимание, новых вам находок и радости творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....

Методический материал по обучению нетрадиционным формам работы по заучиванию лексики на английском языке

Эффективным способом снятия трудностей при введении нового лексического материала в учебном процессе является внедрение различных видов игр и речевых клише...

«Шедевры русской живописи на уроках русского языка»

Эта работа приглашает учителей русского языка в мир изобразительного искусства, столь же необходимого культурному человеку, как литература, кино или театр. Она предназначена для проверки орфографическ...