Методы профессионально-трудового обучения
учебно-методический материал по теме

Красноборов Олег Юрьевич

Отбор эффективных методов обучения способствует мобильности усвоения знаний, навыков и умений, которые сравнительно легко могут применяться в различных ситуациях. Поэтому рационально построенный процесс обучения должен включать и соответствующую разработку учебных задач, требующих определенной методологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostayatelnaya_no3.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие и коррекция в учебно-воспитательном процессе строится на продуманной и четко организованной системе постановки целей и задач урока. Выработаны следующие общие требования к организации формирования знаний школьников:

       - доступность изучаемого материала по содержанию и объему для определенной группы учащихся;

       - формирование готовности школьников к усвоению знаний;

       - опора на предметную и изобразительную наглядность;

       - связь новых сведений с ранее усвоенным материалом;

       - эффективность объяснения (доступность речи учителя, его личность, выразительность, эмоциональность, доказательность, оптимальный темп и продолжительность объяснения);

       - проведение упражнений на совершенствование устных и письменных высказываний учащихся;

       - систематичность повторения, основанного на вариантности;

       - контроль процесса и конечного результата усвоения знаний.

       Развитие трудовых навыков у школьников с особыми образовательными потребностями возможно только при наличии специальной подготовки учащихся, опоры на их возможности (природные и социальные задатки), учете состояния здоровья.

       В этом случае труд может стать мотивированным. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребенка. Чем раньше начнется эта работа, тем она будет успешнее.

       По программе развития в каждой специальной (коррекционной) школе созданы специальные среды и условия сопровождения учебной деятельности учащегося, которые несут пропедевтическую функцию в процессе освоения профессиональных умений и навыков при овладении профессией.

       Для продвижения умственно отсталого ребенка в развитии и адаптации  к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Это обусловлено своеобразием его личности и познавательной деятельности. Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда , в которой они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности (организованной и свободной) и в межличностном общении.

       В системе специального образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. На первое место выступает задача обеспечения прав

на получение доступного образования всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации социальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, зачастую не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.

Традиционная система 5-летнего профессионально-трудового обучения не решает этого круга задач. 15-16-летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение либо в виде наставничества на рабочем месте, либо в виде продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ или в условиях 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой и адресной подготовкой к работе на определенном рабочем месте.

       На каждом уроке должна быть сформулирована конкретная коррекционная задача, которая реально работает на развитие у каждого ученика механизма компенсации.

       В ходе урока всегда можно четко определить, были ли коррекционные упражнения или учитель ограничился использованием лишь учебных методов и приемов (беседы, работы по картинке, с текстом, рассказ учителя и пр.). Все это – методы для усвоения учебной информации.

       При использовании методов и приемов работы на уроке, на первое место выступает профессионализм учителя в овладении им методами обучения:

       - четкость и завершенность инструкций к заданиям;

       - логичность рассуждений;

       - грамотное овладение учебным материалом;

       - умение ориентироваться на высказывание учащихся, активизировать деятельность каждого ученика;

       - реализация индивидуального и дифференцированного подхода в ходе включения в урок заданий с опорой на несколько анализаторов, т.е. усложненных вариантов заданий.

       При анализе того, как были использованы методы обучения, необходимо обратить внимание в какой последовательности они были скомбинированы. Учитель должен так комбинировать методы и приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы, и тем самым соблюдался охранительный режим  обучения. Для этого, при планировании урока, учитель должен планировать

деятельность учащихся, а не свою, т.е. он должен думать об ученике.

       Важно также отметить и то, как использовать наглядность на уроке. Наглядность должна выполнять дидактическую роль, а не служить развлекательным фоном. Учащиеся должны работать по наглядности с целью обработки учебной информации.

       Анализируя методы, руководитель обязан помнить, что в ходе урока учитель обязательно должен использовать методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся: дидактические игры, программированные задания, проблемные задания.

       Проанализировав методологические аспекты профессионально-трудового обучения, остановимся на основных понятиях ряда методов, способствующих активизации учебной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе их профессиональной подготовки.

       Словесные методы

       Рассмотрим словесные методы подробнее. Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:

       - научная   достоверность   учебного   материала,    излагаемого  учителем,        является необходимым условием успешного обучения
      - системное  и  последовательное  изложение   материала  особенно важно для преподавателей коррекционной школы, о чем говорилось выше;
      - доступность  и  понятность   учебного  материала  -  эти  факторы  также зависят   от   личности   педагога   и   его   способности   связно,  ясно  и  четко излагать новый материал, терпеливо объяснять непонятные моменты учащимся.   Дети-олигофрены   испытывают определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;
      - излагаемый   материал   должен     быть       интересным    для   учащихся; сознательный    интерес   способствует   лучшему   пониманию   и    усвоению знаний.   Урок   становится   более   интересным,   а   следовательно,   и   более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, трудовой деятельности, близкие учащимся;
      - устное   изложение   материала   необходимо   сочетать   с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными   пособиями,   графическими    и   иллюстративными   работами, материал     нужно     закреплять   с   помощью    самостоятельных      работ    и упражнений;
      - целостность, завершенность и познавательная ценность - необходимые требования к содержанию излагаемого учителем материала.

      Рассказ - является одним из основных методов обучения в специальной школе. Рассказом называется форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, явлений, фактов. Как метод, рассказ может быть использован на различных этапах урока. Рассказ используется для сообщения новых знаний, если материал не требует теоретических доказательств; для сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать самостоятельное место на уроке или включаться в процесс объяснения на различных этапах. В начале урока рассказ подготавливает учащихся к усвоению нового материала, в конце — обобщает изученное, если ученики не могут этого сделать самостоятельно. В коррекционной школе к рассказу предъявляются некоторые требования. Прежде всего, рассказ должен быть четко определен по теме и содержанию. Рассказ запоминается и усваивается значительно легче, если все сведения объединены единой задачей. Изложение рассказа должно быть последовательным и систематичным. Эмоциональность также важна для рассказа. Рассказ учителя всегда должен быть адекватен конкретной ситуации, недавним событиям и психологическим особенностям учащихся. Четкость структуры обязательна для рассказа в коррекционной школе.

       Объяснение – это устное изложение, носящее характер рассуждений и доказательств.

       Беседа - представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:

       - беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;

      - использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;

       - использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;

       - беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.

       Инструктаж - устное или письменное изложение, имеющее характер указаний и предостережений по практическому выполнению задания.

        Наглядно-демонстрационные методы обучения

       Наглядность - позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. К демонстрации предъявляются следующие требования:
      - демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;
      - нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого учащимися. В связи с их особенностями восприятия и внимания необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;
      - каждый учащийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;

     - учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной логичной речи;

      - дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.

       Демонстрировать объект можно перед или после объяснения учебного материала. Демонстрации натуральных объектов способствуют развитию представлений учащихся об окружающем мире. Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, обогащает чувственный опыт детей-олигофренов, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Демонстрация моделей на начальном уровне проводится одновременно с демонстрацией натуральных объектов. Первоначально берутся уменьшенные копии натуральных вещей. Таким образом можно развить у ребенка умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. На следующем этапе следует перейти от работы с отдельными предметами к работе с группами предметов.

       Практические методы профессионально-трудового обучения

       Упражнения являются сущностью обучения учащихся. На их основе осваивается теоретический и практический учебный материал. Упражнения должны использоваться в системе, где каждое предыдущее подготавливает выполнение последующего. Установленная система упражнений должна привести к сознательному и прочному овладению знаниями и навыками, способными выработать умения ориентироваться в практической работе. При отработке двигательных навыков (приемов) операций, упражнения должны строиться в определенной системе, способствующей сознательному и прочному овладению ими.

       Тренажеры - являются учебными средствами, позволяющими искусственно создавать благоприятные условия для целенаправленного формирования трудовых навыков и умений в процессе специальных упражнений в самостоятельном выполнении различных задач. Тренажеры могут быть модельно-предметными и компьютерными. Важную коррекционно-развивающую роль в обучении учащихся играют компьютерные программы на закрепление полученных знаний и умений. Компьютерные тренажеры способствуют развитию абстрактного мышления и служат инструментом развития учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.

  1. Определение терминологических профессионально-трудовых понятий.
  2. Устройство станков и машин.
  3. Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности, касающейся технологии и материаловедения.

       Лабораторные опыты также важны в работе с умственно отсталыми детьми. Они помогают развить навыки самостоятельной работы и наблюдательность. Первые лабораторные работы должны проводиться как работы-наблюдения, в процессе которых постепенно накапливается фактический материал. На основании этого материала школьники могут сделать обоснованный вывод. И еще один вид лабораторных работ применяется в обучении детей-олигофренов — работы-подтверждения сформулированных педагогом правил, выводов.

       Экскурсия - как метод обучения получила достаточно широкое распространение в специальной школе восьмого вида. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.

      Таким образом, отбор эффективных методов обучения способствует мобильности усвоения знаний, навыков и умений, которые сравнительно легко могут применяться в различных ситуациях. Поэтому рационально пос-

троенный процесс обучения должен включать и соответствующую разработку учебных задач, требующих определенной методологии обучения.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Конспект урока по профессионально - трудовому обучению по теме " Пошив наволочки. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом бригадным методом" 7 класс

На уроке по профессионально-тудовому обучению ( швейное дело) в 7 классе дети знакомятся с бригадным методом работы. Цель урока: научить обучающихся обрабатывать поперечные срезы наволочки швом вподги...

выступление на педсовете "Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках профессионально-трудового обучения"

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.Ста...

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

Доклад "Использование метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения"

Доклад о включении элементов метода творческих проектов в учебный процесс на уроках трудового обучения, дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить моти...