Суть изменений современного урока с введением ФГОС
статья по теме

Уважаемые коллеги! В своей работе я попыталась отразить подход к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovremennogo_tipa.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Суть изменений современного урока с введением  

Федерального государственного образовательного стандарта

(Урок современного типа)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление

 темы урока

Учитель сообщает учащимся тему урока.

Формулируют тему сами учащиеся.

Сообщение

целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Практическая

деятельность

учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы).

Осуществление

 контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Осуществление

 коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание

 учащихся

 Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее

задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом  своих возможностей.

Урок современного типа

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу» 

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• Включение детей в деятельность.

• Выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

 (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом.

Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог,

подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) 

Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа.

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

• Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования,

 проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов

действий.

Для лучшего их запоминания там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление

Этап закрепления  знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах.

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с  комментированием:

дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль 

Этап  применения  знаний и способов действий.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила.

Здесь необходимо создать для каждого  ситуацию успеха. 

VII.  Включение нового знания  в систему знаний и повторение

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм

 или новое понятие.

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи,

соревнования, брейн-ринги.

Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей

 и всего класса.

• 2-3 минуты;

 Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием:

дети проговаривают новые правила в громкой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы урока при введении ФГОС ООО

Предлагается таблица, в которой указаны типы уроков, целевое назначение и результативность обучения...

Типы урока при введении ФГОС ООО

Предлагается таблица, в которой указаны типы уроков, целевое назначение и результативность обучения...

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....