Воспитательная программа 5 класса. ГБООУ АО АСШИ №2 г. Архангельска
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа предназначена для воспитателя санаторной школы-интернат, круглосуточного пребывания детей. Отдельное приложение к программе понедельное планирование работы воспитателей. Программа проходит через деятельность по семи направлениям: Здоровье, ценности, знание, работа с родителями, трудовая деятельность, творчество, свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vospitatelnoy_programmy_5_klassa1.doc | 85 КБ |
plan_zanyat._po_chetvertyam.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема воспитательной программы 5 класса
«Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»
Архангельск
2011
Пояснительная записка
Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно сын или дочь был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым, был увлечен любимыми комиксами, занимался интересными делами, гулял с собакой, играл с сестренкой и т.п. Но все это куда-то исчезло. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или у «У меня свои дела».
Как выходит, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Но всегда ли так разворачивается картина взросления? Нет, конечно. Но и не значит, что переход от детства к взрослости может быть совсем незаметным и безболезненным. Раз этот процесс имеет какие-то примечательные черты, то их следует понять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.
Останавливаясь на особенностях подросткового возраста, ученые выделяют несколько разных периодов, их определение возрастной периодизации соответствует представления о предназначении человека в жизненный период.
Возрастной период пятиклассника 11-12 лет, это младший подростковый возраст, в котором физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, а они могут не совпадать. Характерной чертой этого возраста, является общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.
Таким образом, особенностью развития пятиклассника выделяется именно общение, общение со взрослыми, общение с одноклассниками, с учениками других классов. Развивая коммуникативные умения, ребенок легче социализируется и самосовершенствует свои личностные качества.
Программа по воспитанию и развитию коммуникативных навыков младших подростков направлена в первую на умение взаимодействовать с обществом в различных ситуациях, т.к.общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя востребованным в обществе, а не оказался изгоем.
Цель программы
Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес к реализации потребности стать самим собой.
Задачи программы
- Формировать навыки самопознания и самопринятия;
- Развивать навыки управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих;
- Развивать коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими людьми;
- Предоставить возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);
Основные направления воспитательной работы
Педагогическое руководство воспитательным процессом
- Изучение особенностей детей, их семей, образа жизни, условий проживания.
- Организация работы направленной на установление межличностных отношений как с детьми так, и со взрослыми ( родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические консилиумы и т.д.)
- Выбор актива класса, распределение поручений.
- Изучение индивидуальных особенностей и черт характера учащихся.
Нравственное воспитание
- Организация взаимной деятельности учащихся во внеурочное время.
- Воспитание культуры поведения и культуры общения со взрослыми и детьми, в помещении и вне.
- Воспитывать уважение к человеческому достоинству.
Развитие коммуникативных навыков и культуры умственного труда
- Формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
- Формирование желания и умения учиться в основном звене школы.
- Формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества во всех видах деятельности.
Трудовое воспитание
- Развитие способностей и умений коллективного труда.
- Развивать потребность умственного труда.
- Прививать умение правильно организовать свою деятельность.
- Воспитание уважения к трудовой деятельности и к труду других людей.
- Формирование умений и навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку.
Физкультурно-оздоровительная работа
- Укрепление психофизического здоровья детей.
- Расширять кругозор знаний, умений и навыков о физической культуре, о спорте, о своих физических возможностях организма.
- Формирование готовности развития личности к устойчивости к стрессовым ситуациям.
Работа с родителями, с семьей
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Анкетирование.
Программу воспитания составляют семь блоков:
- «Здоровье»
Цель: воспитание культуры здоровья.
Задача: воспитывать потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья, изучать концепцию здорового образа жизни.
- «Знания»
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников, как основы межличностных отношений.
Задача: повышать интеллектуальные способности подростка во внеурочное время с помощью интеллектуально-развивающих мероприятий. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
- «Ценности»
Цель: формирование системы ценностных ориентаций.
Задача: Воспитывать положительное межличностное отношение в коллективе подростков, принятие каждого члена группы с его индивидуальными особенностями.
- «Трудовая деятельность»
Цель: воспитание потребности в общественно-полезном труде.
Задача: Развивать потребность к труду, как жизненно-значимой ценности.
- «Работа с семьей»
Цель: поддержание взаимосвязи с семьями воспитанников.
Задача: Приобщать родителей к жизнедеятельности своих детей в школе.
- « Творчество»
Цель: развитие творческих способностей воспитанников.
Задача: развивать практические навыки через прикладные виды творчества, интеллектуальные, музыкально-эстетические и т.п.
- «Свободное время»
Цель: разнообразие досуговой деятельности воспитанников.
Задача: развивать умение организовывать свое время, включение во внешкольные досуговые мероприятия.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Организованная форма воспитательного процесса
по программе
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
- Умение организовывать общение («Я Умею!»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Ожидаемые результаты
Принятие каждого члена коллектива, с
его личностными особенностями;
Уметь регулировать свое поведение,
эмоции, соответственно ситуации;
Знать и уметь применять правила
общения со взрослыми, и со сверстниками;
Список используемой литературы
- Тартышная М.А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные работы со школьниками/ М.А. Тартышная.- Ростов/н Д.:Феникс, 2006.-285с.
- Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.-116с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы/ авт. сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2006.-133с.
- Сухин Н.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 кл.-М.: Вако, 2007.-387с.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл.- М.: ВАКО, 2004.-152с.
- Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.-128с.
- Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 кл.- М.: УЦ «Перспектива», 2004.-80с.
- Психолого-педагогические методы диагностики в работе воспитателя детского дома и школы-интерната. Депертамент образования и науки адм. Арх.обл., 2007.
- Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик. М.: АРКТИ, 2007.-272с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Спб.: Питер, 2009.-160с.
- Колесинская Яна. Сценарии КВН для 5-8 классов. Играем по умному: Новосибирск, 2008.- 127с.
Методы диагностики
- Индивидуальные карты развития детей.
- Исследование межличностных отношений: Анкета «К кому ты обратишься?».
- Тест для родителей «Я и мой ребенок».
- Анкета Н.Е. Щурковой «Десять простых вопросов» (Диагностика личностных качеств воспитанников).
- Исследование особенностей класса «Характеристика класса»: Комплекс вопросов.
- Методика выявления коммуникативных способностей учащихся: «20 вопросов».
- Анкетирование: «Анализ интересов и направленности подростков».
- Анкетирование: «Наши отношения».
Условия реализации программы.
1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
5. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
6. Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
7. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
8. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
9. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в классе.
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ | 2 НЕДЕЛЯ | 3 НЕДЕЛЯ |
| |
1.«Здоровье» | «Гигиена здоровья» беседа отв. Крылова И.В. | «В здоровом теле здоровый дух» день здоровья отв. Чижевская О.С. | «Кросс 2011» общешкольное м-е Отв. Ивко И.В. | «Операция одежда» Итоговое занятие Отв. Бородулина Н.В. |
2.«Знания» | «Юный эрудит» - конкурс Отв. Бородулина Н.В. | «Чем будем заниматься» планирование с классом мероприятий | «Час общения» Игровое занятие Отв.Крылова И.В. | |
3.«Ценности» | «Берегите книгу» беседа Отв. Чижевская О.С. | «Библиотечный час» Практическое занятие Отв. Крылова И.В. | «Знакомимся друг с другом» Вводное занятие | «Посвящение в учащиеся» общешк. праздник |
4.«Трудовая деятельность» | Генеральная уборка Еженедельно по понедельникам | «Самая чистая комната» конкурс Отв. воспитатели | ||
5.«Работа с семьей» | Знакомство с родителями при поступлении детей в школу |
| Беседы о здоровье детей и адапации | |
6.«Творчество» | Подготовка к празднику «День Учителя» | Учим стихи о Ломоносове Отв. Воспитатели | ||
7.«Свободное время» | «Идем в поход» Внеклассное м-е Отв. Крылова | Кружок «резьба по дереву» |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «Вредные привычки» Викторина Отв. Чижевская | «Путешествие на поезде здоровья» | «Последний герой» Спортивная игра Общешк.м-е | «Как ухаживать за своим телом» Ознакомительная беседа (Бородулина Н.В. |
2.«Знания» | «Что такое интеллект» Развивающая игра Отв. Крылова И.В. | Учим стихи Воспитатели | «Учимся общаться» Урок общения Отв.Крылова И.В. | «Слово о Ломоносове» конкурс чтецов (общешк. М-е |
3.«Ценности» | «День учителя» Праздник Общешк. М-е | «Познай себя» Праздник Отв.Чижевская О.С. | «Как вести себя в общественных местах» отв. Чижевская О.С. | «Научные миры Ломоносова» Устный журнал |
4.«Трудовая деятельность» | Генеральная уборка | «Самый лучший дежурный» Конкурс. Отв. Воспитатели | Общешкольная генеральная уборка | |
5.«Работа с семьей» | Разговор об успехах и не только | Родительское собрание | ||
6.«Творчество» | «Осенние поделки» Конкурс Отв. Крылова И.В. | «Наш класс» Отв. Чижевская О.С. Конкурс | «Осенний вернисаж» Конкурс Отв. Бородулина Н.В. | |
7.«Свободное время» | «День именинника» Праздник Отв. Крылова И.В | «Поздравляем с окончанием четверти» Праздник (воспит-ли) |
2 ЧЕТВЕРТЬ
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «Мое здоровье» занятие Отв. Бородулина Н.В. | «О вреде курения» профилактическое занятие Отв. Чижевская О.С. | «Неразлучные друзья- взрослые и дети» Общешк. Мер-е | Цикл занятий на развитие саморегуляции «Учимся регулировать себя» |
2.«Знания» | «Час сканворда» интеллектаульная игра (отв. Бородулина Н.В.) | «Тренируем внимание» Тест Отв. Крылова И.В. | «Тренируем внимание» Упражнения Отв. Крылова И.В. | «В замке шуточных заданий и рассказов» Отв.Крылова И.В. |
3.«Ценности» | «Мой мир» Развивающее занятие Отв. Чижевская О.С. | «Азбука вежливости» Урок этикета Отв. Бородулина Н.В. | «Какой наш класс» Анкетирование Отв. Крылова И.В. | «Дерзайте ныне ободрены» Конференция поисково-исследовательских работ |
4.«Трудовая деятельность» | «Операция чистюля» Конкурс Отв. Воспитатели | «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» Конкурс пословиц о труде Отв. Крылова И.В. | «Подготовимся к зиме» Утепляем окна Отв. Воспитатели | |
5.«Работа с семьей» | Акция «Лучший ученик» Отв. Крылова И.В. | Подведение итогов за месяц Отв. Бородулина Н.В. | ||
6.«Творчество» | «Раз словечко, два словечко» Муз. Игра(отв. Чижевская) | Изготовление поделок Отв. Крылова И.В. | Генеральная репетиция | «Литературно-музыкальная композиция о Ломоносове» конкурс |
7.«Свободное время» | Час чтения Просмотр телепередач | Прогулки на свежем воздухе | Библиотечный час | «Рисунок о прочитанной книге» конкурс Отв. Крылова И.В. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «Давление, влияние, ситуации…» занятие Отв. Бородулина Н.В. | «Я и мои друзья» Викторина Отв. Чижевская О.С. | «Зимние забавы» Спрт.Праздник Отв. Ивко И.В. | «Осторожно гололед» Занятие по ТБ Отв.Чижевская О.С. |
2.«Знания» | «Букет Улыбок» Урок общения Отв. Чижевская О.С. | «Веселая викторина» - мероприятие Отв. Бородулина Н.В. | Занятие 2. Саморегуляция эмоций Отв. Крылова И.В. | Занятие 3. «Кто как дышит» Игра. Отв. Крылова И.В. |
3.«Ценности» | «Остров мечты» игра | «Я счастливый» Турнир Отв. Чижевская О.С. | «Значение осанки в жизни человека» Познавательная игра Отв. Крылова И.В. | |
4.«Трудовая деятельность» | Генеральная уборка на этаже | «Украшаем школу» Отв. Воспитатели | Генеральная приборка Участков школы | |
5.«Работа с семьей» | Родительское собрание | Встречи | Беседы | Итоги за полугодие |
6.«Творчество» | «Поделки на новый год» Прикладное творчество Отв. Крылова И.В. | Делаем игрушки для елки Отв. Воспитатели | «Украшаем нашу елку» Праздник худ.творчества | |
7.«Свободное время» | «Украшаем свой класс» Конкурс Отв. Бородулина Н.В. | «Зимние зарисовки» Экскурсия Отв. Крылова И.В. | «В преддверии нового года» Развлекательное шоу Отв. воспитатели | «Новогодняя развлекательная программа» |
3четверть
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | каникулы | Зимние прогулки | «Лыжня зовет» Спортивные соревнования | «Поле чудес» Шоу-игра Отв. Чижевская О.С. |
2.«Знания» | каникулы | «Знаешь ли ты свой город» Устный журнал Отв. Чижевская О.С. | «Наши чувства» Игровое занятие Крылова И.В. | |
3.«Ценности» | каникулы | «Остров мечты» Творческая игра Отв. Бородулина Н.В | «Какой наш класс» Анкетирование Отв. Крылова И.В. | |
4.«Трудовая деятельность» | каникулы | «Чистюля» Конкурс чистых комнат Отв. Бородулина Н.В. | «Сделай все на пять» Трудовой десант Отв. Чижевская О.С. | |
5.«Работа с семьей» | каникулы | Беседы о предстоящей работе в классе | Решение текущих вопросов | |
6.«Творчество» | каникулы | «Зимние зарисовки» Конкурс рисунков Отв. Воспитатели | Подготовка к конкурсу Отв. Воспитатели | «Все звезды» Шоу-программа |
7.«Свободное время» | «Новогодние игры» Отв. Воспитатели | «Гадания под рождество» Отв. Воспитатели | Занятия по интересам | «Изонить» Свободное творчество Отв. Крылова И.В. |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «Безопасность на дороге» Инструктаж отв. Бородулина Н.В. | «Психическое здоровье подростка» Познавательное занятие (отв. Крылова И.В.) | «Смотр строя и песни» Общешк. М-е | «Состояние тревожности» Аутоторенинг Отв. Крылова И.В. |
2.«Знания» | «Что такое дружба» Поэтический вечер Отв. Чижевская О.С | Час сканворда- мероприятие Отв. Бородулина Н.В. | «Малая моя родина» Турнир знатоков Отв. Чижевская О.С. | «Гимнастика для ума» Викторина Отв. Чижевская О.С. |
3.«Ценности» | «Ребята давайте жить дружно» Психологическая игра Отв. Крылова И.В. | «Подготовка космонавтов» мероприятие Отв. Бородулина Н.В. | «Путешествие на воздушном шаре» Урок общения Отв. Крылова И.В. | «Праздник мужества» Общешк. М-е |
4.«Трудовая деятельность» | «Хозяйка, хозяин» Конкурс Отв. Бородулина Н.В. | Приведем порядок в школьных принадлежностях Отв. Чижевская О.С. | «Как беречь одежду» Групповое занятие Отв. Крылова И.В. | «Что посеешь, то и пожнешь» Викторина Отв. Бородулина Н.В. |
5.«Работа с семьей» | «Как вести себя с подростком» Лекция для родителей Отв.воспитатели | Приобретение подарков для мальчиков и девочек Отв. Родит. комитет | ||
6.«Творчество» | «Шашечный турнир» Вечер Отв. Чижевская О.С. | «Изготовление подарков своими руками» Отв. Крылова И.В., Бородулина Н.В. | «Изготовление подарков своими руками» Отв. Крылова И.В., Бородулина Н.В. | «Рисуем зиму» Конкурс Отв. Крылова И.В. |
7.«Свободное время» | Занятия изонитью Отв. Крылова И.В. | Репетиция К смотру строя и песни | Генеральная репетиция | «Праздничное чаепитие» Праздничный вечер Отв.Воспитатели |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «Виды отношений между людьми» Практическое занятие Отв.Крылова И.В. | «Обманчивая весна» Урок-занятие Отв. Чижевская О.С. | «Путешествие в мир игр» Спорт. Праздник | |
2.«Знания» | «Пойми меня» КВН Отв. Чижевская О.С. | «Тренируем наблюдательность» Игра Отв. Крылова И.В. | «Тренируем зрительную память» Урок-игра Отв. Крылова И.В. | |
3.«Ценности» | Игра «Фантастический выбор» Отв. Бородулина Н.В. | «Литературный журнал» Занятие Отв. Бородулина Н.В. | Неделя детской и юношеской книги: Конкурс инсценировок литературных произведений | |
4.«Трудовая деятельность» | Ежедневная уборка комнат и этажа | - | Генеральная приборка в школе, на этаже, на участке | |
5.«Работа с семьей» | «Примите поздравления» Акция Отв. Воспитатели | Текущие беседы и встречи | Родительское собрание по окончании четверти | |
6.«Творчество» | «8 марта» Праздничный вечер Отв. Чижевкая О.С., Крылова И.В. | Репетиция к конкурсу инсценировок | Вечер творчества | |
7.«Свободное время» | Занятия по интересам | «Улучшаем технику чтения» Вечернее чтиво Отв. Воспитатели |
4четверть
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.«Здоровье» | «День смеха» Игра Отв. Крылова И.В. | «как вести себя в общественных местах» Инструктаж Отв. Воспитатели | «Суперстар-2012» Спорт шоу | «Здоровье рук, ног, стоп» Урок здоровья Отв.Чижевская О.С. |
2.«Знания» | «Балда» Словесно-логическая игра Отв.Крылова И.В. | «Общение со взрослыми» Урок коммуникативных навыков Отв. Чижевская О.С. | «Конвенция прав ребенка» Викторина Отв. Крылова И.В. | Метапредметная декада |
3.«Ценности» | «Я хвалю себя за…» беседа Отв. Бородулина Н.В. | «Роль книги в жизни человека» Вечер поэзии Отв. Чижевская О.С. | «Азбука вежливости» Тренинг Отв. Бородулина Н.В. | «Умение слушать» Конкурс Отв. Чижевская О.С. |
4.«Трудовая деятельность» | «Порядок на пришкольном участке» Конкурс на самого трудолюбивого ученика Отв. Воспитатели | Ежедневная приборка этажа | Ежедневная приборка этажа | «Самый опрятный, самая опрятная» Конкурс Отв. Бородулина Н.В. |
5.«Работа с семьей» | Встречи с родителями | «Мы с тобой одна семья» Беседа Отв. Чижевская О.С. | Решение текущих вопросов (беседы, звонки по телефону) Отв. Воспитатели | |
6.«Творчество» | «Составим автопортрет класса» Конкурсная программа | «Изготовление поделок к праздникам» Практическое занятие Отв. Крылова И.В. | «Творим сами» Занятие прикладного творчества Отв. Крылова И.В. | |
7.«Свободное время» | «Улучшаем координацию движения» Игровое упражнение Отв. Крылова И.В. | «улучшаем зрение» профиликтические упражнения отв. Бородулина Н.В. |
1 четверть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...
воспитательная программа класса "Путь к здоровью"
Программа поможет классному руководителю в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....