Лексическая работа на уроках русского языка
статья по теме

Полякова Елена Васильевна

Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_rabota_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая работа на уроках русского языка

Речь ярко характеризует человека, она – зеркало его интеллекта. Муки поиска нужного слова известны каждому. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Поэтому объяснимо то большое внимание, которое отводится лексической работе на уроках  русского языка.

Работа по лексике  на уроке русского языка имеет большое как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знание учащихся о языке, показывает существующие связи между лексикой и другими уровнями языка: между лексикой и фонетикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову (в противоположность грамматическому), знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса  языка, тем самым формируя взгляд на язык как развивающееся явление.

Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над изобразительно-выразительными средствами изучаемых произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем, совершенствует умение  точно, эмоционально и образно передать свои мысли, чувства, волеизъявления.  Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.

Следовательно, от качества  лексической работы на уроках русского языка напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами).

      Актуальность данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и литературы мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса,  о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Наши дети очень часто не могут объяснить значение слова, не способны использовать весь свой словарный запас. Многие слова, которые они встречают на своём «учебном пути», остаются непонятыми детьми, а соответственно не задерживаются в их памяти и не могут быть ими использованы.

Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов в таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных» и в ряде других орфограмм.

 Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений, и ей  необходимо уделять внимание на каждом уроке русского языка.

Лексическая работа может быть включена в любой из этапов урока и тесно переплетаться с его основной темой.

В школьном курсе русского языка лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект изучения грамматики.

Аспектное изучение лексики позволяет лучше осознать грамматическое явление и понять особенности функционирования лексических явлений в предложении,  а также обеспечивает систематическое повторение лексических понятий и закрепление соответствующих умений при изучении грамматики. В то же время без специального изучения лексики как раздела науки о языке затрудняется показ учащимся взаимосвязи грамматики и лексики.

Со словом как единицей языка учащиеся имеют дело с первых шагов обучения в школе и на протяжении всего курса изучения русского языка, поскольку слово – строительный материал как для предложения,  так и для связного высказывания. В соответствии с этим в школьном курсе русского языка выделяется четыре этапа работы над лексическими явлениями: первый этап (пропедевтический) – начальные классы, второй этап (систематический) – 5-6 классы, третий этап(аспектное изучение) – 7-8 классы, четвертый этап (функционально-стилистический)- 9 класс.

Теоретической базой для обогащения речи служат разделы лексики в V и VI классах, в которых изучаются опорные для развития речи понятия лексики: лексическое значение слова (на его основе понятия об однозначных и многозначных словах, синонимах, антонимах и др.) и лексические пласты языка (обобщенное понятие, раскрываемое через понятия: общеупотребительные, профессиональные, диалектные слова и др.).

В период работы над этими разделами происходит значительный прирост словарного состава речи учащихся, освоение научных понятий и терминов. Но главное, что «здесь формируется определенное отношение к употреблению слов: осознается требование выбора из всего многообразия слов точного, выразительного слова, отвечающего задаче речевого общения, требование использования всего многообразия синонимов и т.д.»[1]. Учащиеся осознают здесь методы самоконтроля, помогающие следить за правильностью употребления слов в собственной речи: учатся сопоставлять слово в предложении с рядом лексических синонимов и выбирать нужное; проверять выбранное слово путем вычленения словосочетания (горное озеро, гористая местность).

Особое место в усвоении языковых единиц в 5 классе отводится работе с синонимами, антонимами.  Приемы введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны:

-  толкование значения слова с помощью контекста; подбор синонимов, антонимов к слову, составление предложения с ним; ознакомление с синонимическими рядами ,составление синонимических рядов;

- семантико-стилистический анализ синонимов, который развивает чувство языка и стиля, воспитывает привычку быстро и точно находить нужное слово;

- нахождение синонимов в тексте;

- написание сочинения-миниатюры «Друг – надёжная опора и в горе , и в радости»(с использованием синонимов, антонимов).

Наша задача показать,  что синонимы выполняют в нашей речи различные функции: они позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов, служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления, помогают выразить отношение говорящего к предмету высказывания. В работе над синонимическими средствами нужно постоянно привлекать примеры из художественных произведений, чаще отсылать учащихся к словарям.

Работа с антонимическими средствами языка особую значимость приобретает в 8-9 классах. Изучая синтаксис простого и сложного предложения, учащиеся знакомятся с различными способами построения предложений, смысловым центром которых являются антонимы (ср. Труд человека кормит, а лень портит; Добрая слава лежит – худая бежит).

На уроках литературы изучается антитеза как художественный прием, основу которого обычно составляют антонимы, в том числе и контекстуальные (Толстой Л.Н. «После бала»).

Задания на анализ соответствующего языкового материала, на конструирование предложений с противоположными отношениями и включение их в текст обеспечат прочное усвоение антонимов как средства художественной выразительности.

Лексическая работа, направленная на овладение понятий происхождения и употребления слов, ведется в 6 классе. Так при  изучении  темы «Устаревшие слова» предполагает следующие этапы: толкование устаревших слов с помощью словаря, комплексный комментарий, подбор  к ним современных слов-аналогов; распределение в соответствии с предложенными тематическими группами, а также в соответствии с дифференциацией историзмов и архаизмов; толкование предложенных слов с помощью слов для справок и самостоятельное определение для них тематических групп; нахождение и определение роли устаревших слов в тексте; написание после посещения районного краеведческого музея или школьного краеведческого уголка сочинения-миниатюры по одной из тем («Женская (мужская) одежда конца 19- начала 20 века», «Жилище горожанина конца 19- начала 20 века»).

       При изучении неологизмов  используются упражнения и задания, предполагающие выявление соотношения реалий и слов, их обозначающих, с определенным этапом в жизни народа; осмысление процесса перехода устаревших слов в разряд неологизмов (лицей, гимназия, колледж); написание сочинения-миниатюры «Старые-новые слова».

Работа с языковыми единицами данной группы продолжается на примере диалектных слов и предполагает следующие этапы: выявление причин возникновения диалектных слов; нахождение в тексте, толкование и распределение в соответствии с тематическими группами.

Вопросы и задания, содержащие фразеологические единицы, включают распределение фразеологизмов в соответствии с предложенными тематическими группами, названия которых «рассказывают» о способности фразеологических единиц отражать практически все сферы жизни русского народа; толкование значения с помощью словаря и без него; подбор фразеологизмов-синонимов; составление справки о конкретном фразеологизме с использованием справочной литературы; написание сочинения-миниатюры с использованием 2-3 фразеологизмов по одной из тем: «Один день моей жизни», «Мой друг- это человек, который …», «Я мечтаю, чтобы …». Задания в рамках изучения темы «Фразеологизмы» включают: толкование значения фразеологизмов, соотнесение правильности ответа со словарём, определение уместности употребления фразеологизма в той или иной ситуации; «сложение» разрозненных фразеологизмов, подбор синонимов, антонимов к ним; сопоставление фразеологических единиц из разных языков.

В рамках изучения темы «Эмоционально окрашенные слова» учащимся  предлагаются  задания, содержащие: отрывки из произведений художественной литературы, из них требуется выписать эмоционально окрашенные слова, слова с экспрессивными оттенками, определить, оценку, которую они выражают; предлагается заменить синонимичными экспрессивно окрашенными словами, сравнить их выразительные возможности ; из синонимичных рядов вычленить эмоционально окрашенные слова.

    Работа с образными средствами языка включает: определение образных средств, лежащих в основе предложенных текстов, осмысление их роли; приведение примеров использования в произведениях художественной литературы образных средств языка, в основе которых лежит переносное значение слова на основе сходства явлений природы с образом человека; замену общеупотребительных слов народно-поэтическими синонимами; написание сочинения-миниатюры на тему «Природа нашего края завораживает».

В работе с языковыми единицами данной группы использую анализ выделенных в тексте слов по предложенному плану; работу со статьями Этимологического, Толкового, Фразеологических словарей.

Важным звеном в системе упражнений является их последовательность. Исходя из арсенала лексико-семантических, лексико-грамматических, лексико-стилистических упражнений – все выше перечисленные  упражнения можно представить в виде последовательности. Эта последовательность предложена профессором Г.А. Приступой.

  • Пропедевтические, или подготовительные, упражнения;
  • Иллюстративные упражнения;
  • Основные, или закрепительные;
  • Повторительно – обобщающие;
  • Творческие упражнения.

1. Пропедевтические, или подготовительные, упражнения.

Цель этих упражнений – обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией; пояснить особенности орфоэпии и орфографии.

2. Иллюстративные упражнения.

Цель упражнений – продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребёнок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает синтагматическими связями данной лексической единицы, одновременно постигая грамматику слова. На данном этапе исключительно эффективны работа со словарём и использование текстов малых форм.

3. Основные, или закрепительные, упражнения.

В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов: у них вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антонимы, логическое определение; школьники усваивают структурно – семантические связи слов. Лексическая единица в результате разнообразных логических, лексико-грамматических, морфологических, грамматико-орфографических, синтаксических, стилистических и др. упражнений предстаёт в единстве своих лексических и грамматических значений.

4. Повторительно – обобщающие упражнения.

Цель упражнений – обеспечить усвоение многозначности слова; не только закрепить его в пассивном словаре, но и ввести слово в активный запас школьников. К упражнениям этого типа относится, и, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на омонимию и многозначность и т.п.

5. Творческие упражнения.

Цель таких упражнений – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребёнку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение её лексических и грамматических свойств.

Изучение лексики  даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников.
1. Игра "Переводчик".
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
III. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой.
2. Игра "Следствие ведут знатоки". 
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".
1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).
3. "Найди слово по его приметам".
Это глагол: его синоним - промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д.Хармс).
4. Игра "Соколиный глаз".
1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков).
2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
5. Игра "Аукцион". 
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них.
Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.
При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие "в отставку" после революции. И др.

Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы "Профессиональная лексика" поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

6. Игра "Перевертыш".
1) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.
2) Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение.
Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит. И др.
3) Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.
Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.
4) Замени в каждой паре слов синоним - антонимом, а антоним - синонимом.
Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одобрение).) .
7. Игра "Эрудит".
Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) и т.д.

2. Объясни разницу в значении слов:
адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка – отпечаток…

3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться)…

8. Игра "Корректор".
1. Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?
1) В первой четверти работа нашего класса шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1) Западня-квартира с окнами на запад. 2) Гривенник - юноша с модной гривой. 3) Маховик - регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик - браконьер.
4. Найди лишнее слово.
1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
9. Игра "Бумеранг".
Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции:
ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю.
1. Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);
крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
2. Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др

10. Игра "Шеренга".
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечны", злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

        Задания занимательного характера принято использовать в 5-7 классах, но такие задания с удовольствием выполняют и учащиеся 8-9 классов.

Дальнейшая работа над лексическими средствами языка протекает в связи с изучением словообразования. Изучая морфемный состав слова и способы словообразования, учащиеся, постоянно обращаются к лексическому значению слова: устанавливают его зависимость от значений входящих в него морфем; выявляют родственные отношения между словами.

Новизна этапа работы над лексическими средствами языка в разделе «Словообразование» заключается в осознании взаимозависимости между лексическими характеристиками слова и его морфемным составом. Ознакомление с семантикой некоторых суффиксов обеспечивает условия для предварительного обучения толкованию мотивированных слов тоже с конкретным значением, например грузчик, москвич, баскетболист, ключик, синеватый. Кроме того, учащиеся получают возможность оценить уместность употребления слова в речи с помощью анализа его морфемного состава. Весьма существенную роль при этом играет усвоение значений суффиксов эмоциональной оценки, так как слова с ними (умненький, дружочек, словечко и подобные) могут быть употреблены лишь в определенных стилях речи.

Закономерна связь работы над лексическими средствами языка и с уроками морфологии. В ходе изучения лексико-грамматического значения существительного учащиеся осваивают некоторые семантические группы существительных, например, вещи, названия людей и т.д. Знакомство со словами, имеющими неконкретное (абстрактное) значение, на уроках морфологии позволяет заниматься их толкованием, например, таких слов: бег, желтизна.

На уроках синтаксиса (последний этап в овладении лексическими средствами) особое значение приобретает работа над контекстным употреблением слов. Обращается внимание на выбор слов-синонимов для связи предложений и частей текста. Изучается использование эмоционально-оценочной лексики в текстах разных стилей, употребление ключевых слов для композиционного скрепления частей текста и т.д. В этот период усложняется содержательная сторона высказываний учащихся, возникает необходимость выражения сложных синтаксических отношений, изучаемых на уроках грамматики. Все это способствует расширению словарного запаса. Так, например, учащиеся овладевают большим количеством новых союзов (несмотря на то что, в то время как, как только, ввиду того что), предлогов (ввиду, благодаря, в случае, в связи с, за неимением) и т.д.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Обращение к тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности. При лексическом разборе текста надо не только отмечать факты использования в нем синонимов, антонимов, слов с переносным значением, устаревших слов, фразеологизмов и т.д., но и выявлять, чем мотивировано их употребление, что достигается с помощью использования этих лексических средств. Определяя объем и характер лексического разбора, который проводится на материале связного текста, следует учитывать: 1) учебные задачи данного урока, 2) условия проведения разбора, 3) особенности текста, предлагаемого для разбора.

        Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

  • ключевые слова (словосочетания);
  • слова, употребленные в переносном значении;
  • синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
  • слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);
  • заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
  • профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
  • объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
  • уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
  • подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;
  • провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
  • показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.

           Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

           Лексический разбор на уроках русского языка – одно из упражнений, ориентированных на развитие речи учащихся. Использование этого вида разбора способствует также повторению, углублению сведений о слове как основной единице лексической системы.

Лексическая работа на уроках становится еще более актуальной  в связи с подготовкой к ГИА, где ряд заданий основан на знаниях именно лексики.

Работа над лексикой открывает учителю большие возможности для пробуждения у школьников любви к русскому языку, помогает им почувствовать эстетическое наслаждение от правильности, точности, выразительности речи, т.е. позволяет решать и воспитательные задачи.

Заинтересовать детей лексической работой – значит создать прочную базу для расширения и развития словаря, формирования навыков монологической и диалогической устной и письменной речи.


[1] Лидман-Орлова, Г.К. Содержание и методика развития речи на уроках изучения теории языка / Г.К. Лиман-Орлова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Сб. статей / Сост. А.Н. Матвеева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа на уроках русского языка.

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл

Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели.  Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством ро...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС

Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развит...

«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка  в аспекте требований ФГОС»...