Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели. Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру. Знакомство с лексикой русского языка должно увязываться с воспитательной работой. В результате изучения лексики учащиеся должны:
1. Знать специфику слова как единицы яыка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, её разделы, группы слов, объединяемые по разным основаниям (многозначные слова, синонимы, антонимы), лингвистические словари.
2. Уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова в контексте, правильно употреблять их в своей речи.
Лексика - это строгая, закономерная система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_rabota.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая работа
На уроках русского языка и литературы
В 5-8 классах
(из опыта работы)
Учителя русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 815
Валуевой Т.Н
Изучение лексики в школе очень важно,оно имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.
Познавательные цели работы по лексике и фразеологии формируют у школьников научное мировоззрение, вооружают их на основании знаний о лексике и фразеологии, развивают эстетический языковой материал.
Знания по лексике играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе, связи языка с жизнью, изменений, происходящих в языке, роли русского языка в современном мире.
Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру. Знакомство с лексикой русского языка должно увязываться с воспитательной работой.
В результате изучения лексики учащиеся должны:
1)знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, ее разделы, группы слов, объединяемым по разным основаниям (многозначные слова, синонимы, антонимы), лингвистические словари;
2)уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте), находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи, пользоваться различными лингвистическими словарями.
Итак, лексика – это строгая, закономерная система системы языка, одна из его подсистем.
В связи с изучением литературы в курсе 8 класса мы сталкиваемся с понятием «духовность-душевность». Определяем лексическое значение слов по словарю С.И.Ожегова.
Душевный, (-ая, -ое). 1.См. душа. 2. Полный искреннего дружелюбия. Душевная беседа.
Смотрим слово «душа» - внутренний психический мир человека, его сознание.
Духовный, (-ая, -ое). 1. Относящийся к умственной деятельности, к области духа. Духовные интересы. 2. Церковный, относящийся к духовенству; духовное завещание.
Работаем над словообразованием. Составляем цепочки слов: дух, духовный, духовник, духовенство, одухотворять и т.д.
Определяем способ образования слов (словообразование), части слов (морфология), грамматические признаки.
Так же работаем над словом «душевный».
Следующий вид работы – подбор синонимов. Даем определение : одинаковый или близкий смысл.
Духовный (дух) душевный (душа)
Нравственный отзывчивый
Моральный сердечный
Внутренний искренний
Повторяем термин «антонимы». Составляем слова противоположного значения, но с общим качественным признаком (безнравственный, аморальный, бессердечный, неискренний, бездуховный и т.д.), выясняя их лексическое значение. Эта работа не вызывает затруднений у учащихся.
Применяем (устно) эти слова к литературным героям (Гринев. Швабрин, Городничий, Хлестаков).
Повторяем орфографию (приставки без-, бес-, не-, иноязычная приставка а-).
Переходим к теме «Фразеологический оборот как значимая единица русского языка».Повторяем определение фразеологизмов: устойчивые сочетания слов, которые по смыслу (семантическая целостность) приравниваются к отдельному слову.
Вспоминаем фразеологические обороты, в состав которых входят слова «сердце» и «душа»:
с открытой душой (сердцем) – без предубеждения, искренне,
доверчиво, откровенно;
от доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла;
за милую душу – с большим удовольствием, желанием, охотно;
отдавать сердце – любить кого-нибудь;
душа в душу – в полном согласии, дружно;
отдыхать душой (сердцем) – обретать душевный покой.
Учащиеся приводят примеры, включая фразеологические обороты в речь. Отмечаем характер этих оборотов: отражение психических процессов человеческого сознания.
Повторяем прямую речь, записывая предложения.
1)- Ты обедаешь с нами.
- Да за милую душу.
(В.Овечкин. Родня)
Значение – «охотно, с большим удовольствием».
2) Если что, то за милую душу полетел бы.
(В.Шукшин. Там вдали)
Значение – «без долгих раздумий».
Повторяем сослагательное наклонение глагола, правописание частицы бы.
3) Придет, за милую душу придет!
(И.Соловьев. Будни милиции)
Значение – «вне всякого сомнения, наверняка».
Обращаю внимание на многозначность фразеологизма за милую душу.
4) Тренер должен каждому спортсмену в душу влезть.
(Ю.Лаптев. Путь открыт)
Значение – «узнать внутренний мир человека" .
На основе этого предложения идет повторение состава слова (спортсмен), орфографии и словообразования (тренер – тренировка – тренированный), синтасксиса (составное глагольное сказуемое – должен влезть).
5) «А ты мне, начальник, в душе не лезь!»
(И.Соловьев. Будни милиции.)
Значение – «выведать, узнать что-либо качающееся личной, интимной жизни».
На основе этого примера повторяем правописание глаголов повелительного наклонения, синтаксис (обращение), делаем синтаксический разбор.
В «Словаре образных выражений русского языка» В.Н. Телия (1995 г.) идеомы объединены по тематическому или идеографическому признаку.
Фразеологизмы, включающие в свой состав компоненты «сердце» и «душа», отнесены в словаре к тематическим полям:
поле «чувство-состояние» - душа не на месте, на душе кошки скребут, отводить душу;
поле «бедность-богатство» - ни копейки (ни гроша) за душой;
поле «поведение» - залезть в душу, стоять над душой;
поле «характеристика человека» - душа нараспашку.
Фразеологизмы со значением оценки внутренних качеств человека можно разделить на две подгруппы по характеру самой оценки – позитивной и негативной.:
А) душа нараспашку – тип откровенный, прямодушный, отзывчивый, (позитивный);
Б) заячья душа, душа уходит в пятки – тип трусливый, робкий (негативный). Или сердце обросло мхом у кого-то – бездушный, черствый человек.
Выделяем группу фразеологических единиц со значением характеристики человека: скребет на душе, болеть душой, душа (сердце) надрывается, камень на душе (на сердце), держать сердце на кого-то,брать за душу (сердце), душа радуется, не чаять души в ком-либо, душа уходит в пятки, душа горит, душа не лежит к кому-либо, вкладывать душу и др.
Здесь же ведем разговор о разграничении на положительные и отрицательные эмоции, выделяем синонимы (камень с души свалился – отлегло от сердца, душа не лежит – душа не принимает), антонимы (держать сердце на кого-то – не чаять души в ком-то).
Работая над темой «Глагол» (неопределенная форма, спряжение, вид), применяю те же фразеологизмы со словами «душа» и «сердце»: войти в сердце, вытрясти душу, бередить душу, открывать сердце, отдавать Богу душу, кривить душой, вырывать из сердца, плевать в душу, отводить душу, отдыхать душой, покорять сердце, перевертывать душу, влезать в душу. Говорим о том, глагольным фразеологизмам свойственны категории вида, времени, наклонения, лица рода, числа.
Завершая на определенном этапе изучения языка фразеологические единицы «душа» и «сердце», привожу миниатюру Ф.Кривина «Грех».
«Отпустили душу на покаяние. Идет душа, радуется:
-Эх, и покаюсь я сейчас! Так покаюсь!
Встретили ее как положено: окружили со всех сторон,
Спрашивают, что душе угодно.
Так и так, говорит душа.
-Ладно, отвечай по порядку: что взяла на душу, что
Затаила в душе.
- Ничего я не взяла, ничего не затаила.
- Посмотрим, посмотрим, - говорят.
И – лезут в душу.
Не вынесла душа.
- Каюсь, - говорит. – Все скажу, что прикажете!
Ну, тут уж отвели душу. А потом, когда отвели,
Выяснили, что за душой ничего нет. Зря она на себя
Грех взяла. А раз взяла грех, значит, опять-таки надо
Каяться.»
Юмористический эффект миниатюры возникает в связи с авторской «игрой»: устойчивые сочетания слов используются то в прямом, то в переносном значении. Повторяем прямое и переносное значение слова.
При изучении художественных произведений находим фразеологизмы, обращая внимание на использование их для создания речевой характеристики героя, для оживления авторской речи.
У Твардовского в «Василии Теркине» читаем:
«Толку нет, что может статься,
У гармошки за душой
Весь запас, что на два танца…»
Фразеологические единицы входят в активный словарный запас учащихся тогда, когда они понимают их значение.
Завершая работу над словами «душа» и «сердце», даю задание.
Выпишите из «школьного фразеологического словаря» (ред.В.П.Жукова, 1980 г.) фразеологизмы, включающие слово «душа».
Напишите рассказ-миниатюру о событиях в вашей жизни, которые заставили вас переживать, волноваться, используя фразеологизмы со словами «душа», «сердце».
Удачные работы учащихся анализируем.
При изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» повторяем устаревшие слова и неологизмы.
Изучая тему «Обособленные члены предложения», снова обращаемся к синонимам. Даю слова. Связанные с жанрами эпоса: воспоминания, мемуары, записки. Так как слово «воспоминания» часто встречается в курсе литературы 8 класса (воспоминания о Толстом, Чехове, Пушкине и т.д.), знакомимся со значением слова по словарю. Следует запись:
«Как правило, в литературе воспоминаниями называют отрывочные записки о каких-либо исторических лицах и событиях, тогда как мемуары предполагают более полное изображение эпохи».
Или еще пример. Слово, которому 2000 лет. Читаю детям объяснение слова «фара» по Л.Успенскому: «Седьмое чудо света – Фаросский маяк – фара – свет».
Записываем под диктовку текст.
«Из века в век, из языка в язык путешествовало это слово,
Меняя постепенно облик и значение. В современном языке есть слово «фара», обозначающее «яркий электрический фонарь, снабженный отражающим зеркалом».
Но пусть оно значит что угодно. Как только я слышу его,
Мне мерещится там, за туманом времени, за длинным рядом веков, над далеким старым морем дымный факел Фаросского маяка. Пламя Фароса давным-давно погасло. Рухнула его гордая башня. Искрошились те камни, из которых она была сложена. А самая, казалось бы, хрупкая вещь – человеческое слово, называвшее ее, - живет. Таково могущество языка.»
После записи работаем над текстом, который содержит много орфограмм, более того, - массу пунктуационных правил на повторение и на заданную тему.
Можно в 5-8 классах проводить уроки-зачеты, включая вопросы и задания по лексике.
Например: прочитайте словарные статьи, посвященные слову «патриот», в «Школьном толковом словаре» и в «Школьном словаре иностранных слов». Выполните письменно задания.
Сравните словарные статьи, посвященные слову «патриот», из двух словарей. Чем различается материал статей.
Что можно узнать о слове «патриот» из словарей.
Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом».
Предлагаю включить в текст ответы на вопросы: что это значит – быть патриотом в наше время, как уже в школьные годы можно проявить свои патриотические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.
Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....