Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Валуева Тамара Николаевна

Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели.  Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.  Знакомство с лексикой русского языка должно увязываться с воспитательной работой. В результате изучения лексики учащиеся должны:

1. Знать специфику слова как единицы яыка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, её разделы, группы слов, объединяемые по разным основаниям (многозначные слова, синонимы, антонимы), лингвистические словари.

2. Уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова в контексте, правильно употреблять их в своей речи.

Лексика - это строгая, закономерная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_rabota.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Лексическая работа

     

         На уроках русского языка и литературы

                               В 5-8 классах

                           (из опыта работы)            

                                                                           Учителя русского языка и литературы

                                                                           Высшей квалификационной категории

                                                                           ГБОУ СОШ № 815

                                                                           Валуевой Т.Н

   Изучение лексики в школе очень важно,оно имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.

Познавательные цели работы по лексике и фразеологии формируют у школьников научное мировоззрение, вооружают их на основании знаний о лексике и фразеологии, развивают эстетический языковой материал.

Знания по лексике играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе, связи языка с жизнью, изменений, происходящих в языке, роли русского языка в современном мире.

Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру. Знакомство с лексикой русского языка должно увязываться с воспитательной работой.

В результате изучения лексики учащиеся должны:        

1)знать специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, ее разделы, группы слов, объединяемым по разным основаниям (многозначные слова, синонимы, антонимы), лингвистические словари;

2)уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте), находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи, пользоваться различными лингвистическими словарями.

Итак, лексика – это строгая, закономерная система системы языка, одна из его подсистем.

В связи с изучением литературы в курсе 8 класса мы сталкиваемся с понятием «духовность-душевность». Определяем лексическое значение слов по словарю С.И.Ожегова.

Душевный, (-ая, -ое). 1.См. душа. 2. Полный искреннего дружелюбия. Душевная беседа.

Смотрим слово «душа» - внутренний психический мир человека, его сознание.

Духовный, (-ая, -ое). 1. Относящийся к умственной деятельности, к области духа. Духовные интересы. 2. Церковный, относящийся к духовенству; духовное завещание.

Работаем над словообразованием. Составляем цепочки слов: дух, духовный, духовник, духовенство, одухотворять и т.д.

Определяем способ образования слов (словообразование), части слов (морфология), грамматические признаки.

Так же работаем над словом «душевный».

Следующий вид работы – подбор синонимов. Даем определение : одинаковый или близкий смысл.

Духовный (дух)                            душевный (душа)

Нравственный                              отзывчивый

Моральный                                  сердечный

Внутренний                                  искренний

Повторяем термин «антонимы». Составляем слова противоположного значения, но с общим качественным признаком (безнравственный, аморальный, бессердечный, неискренний, бездуховный и т.д.), выясняя их лексическое значение. Эта работа не вызывает затруднений у учащихся.

Применяем (устно) эти слова к литературным героям (Гринев. Швабрин, Городничий, Хлестаков).

Повторяем орфографию (приставки без-, бес-, не-, иноязычная приставка а-).

Переходим к теме «Фразеологический оборот как значимая единица русского языка».Повторяем определение фразеологизмов: устойчивые сочетания слов, которые по смыслу (семантическая целостность) приравниваются к отдельному слову.    

Вспоминаем фразеологические обороты, в состав которых входят слова «сердце» и «душа»:

 с открытой душой (сердцем) – без предубеждения, искренне,

доверчиво, откровенно;

 от доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла;

за милую душу – с большим удовольствием, желанием, охотно;

 отдавать сердце – любить кого-нибудь;

 душа в душу – в  полном согласии, дружно;

 отдыхать душой (сердцем) – обретать душевный покой.

Учащиеся приводят примеры, включая фразеологические обороты в речь. Отмечаем характер этих оборотов: отражение психических процессов человеческого сознания.

Повторяем прямую речь, записывая предложения.

1)- Ты обедаешь с нами.

  - Да за милую душу.

                                                                                (В.Овечкин. Родня)

Значение – «охотно, с большим удовольствием».

2) Если что, то за милую душу полетел бы.

                                                                               (В.Шукшин. Там вдали)

Значение – «без долгих раздумий».

Повторяем сослагательное наклонение глагола, правописание частицы бы.

3) Придет, за милую душу придет!

                                                                             (И.Соловьев. Будни милиции)

Значение – «вне всякого сомнения, наверняка».

Обращаю внимание на многозначность фразеологизма за милую душу.

4) Тренер должен каждому спортсмену в душу влезть.

                                                                           (Ю.Лаптев. Путь открыт)

Значение – «узнать внутренний мир человека"  .

На основе этого предложения идет повторение  состава слова (спортсмен), орфографии и словообразования (тренер – тренировка – тренированный), синтасксиса (составное глагольное сказуемое – должен влезть).

5) «А ты мне, начальник, в душе не лезь!»

                                                                            (И.Соловьев. Будни милиции.)

Значение – «выведать, узнать что-либо качающееся личной, интимной жизни».

На основе этого примера повторяем правописание глаголов повелительного наклонения, синтаксис (обращение), делаем синтаксический разбор.

В «Словаре образных выражений русского языка» В.Н. Телия (1995 г.) идеомы объединены по тематическому или идеографическому признаку.

Фразеологизмы, включающие в свой состав компоненты «сердце» и «душа», отнесены в словаре к тематическим полям:

 поле «чувство-состояние» - душа не на месте, на душе кошки скребут, отводить душу;

 поле «бедность-богатство» - ни копейки (ни гроша) за душой;

поле «поведение» - залезть в душу, стоять над душой;

поле «характеристика человека» - душа нараспашку.

Фразеологизмы со значением оценки внутренних качеств человека можно разделить на две подгруппы по характеру самой оценки – позитивной и негативной.:

А) душа нараспашку – тип откровенный, прямодушный, отзывчивый, (позитивный);

Б) заячья душа, душа уходит в пятки – тип трусливый, робкий (негативный). Или сердце обросло мхом у кого-то – бездушный, черствый человек.

Выделяем группу фразеологических единиц со значением характеристики человека: скребет на душе, болеть душой, душа (сердце) надрывается, камень на душе (на сердце), держать сердце на кого-то,брать за душу (сердце), душа радуется, не чаять души в ком-либо, душа уходит в пятки, душа горит, душа не лежит к кому-либо, вкладывать душу и др.

Здесь же ведем разговор о разграничении на положительные и отрицательные эмоции, выделяем синонимы (камень с души свалился – отлегло от сердца, душа не лежит – душа не принимает), антонимы (держать сердце на кого-то – не чаять души в ком-то).

Работая над темой «Глагол» (неопределенная форма, спряжение, вид), применяю те же фразеологизмы со словами «душа» и «сердце»: войти в сердце, вытрясти душу, бередить душу, открывать сердце, отдавать Богу душу, кривить душой, вырывать из сердца, плевать в душу, отводить душу, отдыхать душой, покорять сердце, перевертывать душу, влезать в душу. Говорим о том, глагольным фразеологизмам свойственны категории вида, времени, наклонения, лица рода, числа.

Завершая на определенном этапе изучения языка фразеологические единицы «душа» и «сердце», привожу миниатюру Ф.Кривина «Грех».

«Отпустили душу на покаяние. Идет душа, радуется:

-Эх, и покаюсь я сейчас! Так покаюсь!

Встретили ее как положено: окружили со всех сторон,

Спрашивают, что душе угодно.

Так и так, говорит душа.

-Ладно, отвечай по порядку: что взяла на душу, что

Затаила в душе.

- Ничего я не взяла, ничего не затаила.

- Посмотрим, посмотрим, - говорят.

И – лезут в душу.

Не вынесла душа.

- Каюсь, - говорит. – Все скажу, что прикажете!

Ну, тут уж отвели душу. А потом, когда отвели,

Выяснили, что за душой ничего нет. Зря она на себя

Грех взяла. А раз взяла грех, значит, опять-таки надо

Каяться.»

Юмористический эффект миниатюры возникает в связи с авторской «игрой»: устойчивые сочетания слов используются то в прямом, то в переносном значении. Повторяем прямое и переносное значение слова.

При изучении художественных произведений находим фразеологизмы, обращая внимание на использование их для создания речевой характеристики героя, для оживления авторской речи.

У Твардовского в «Василии Теркине» читаем:

                     «Толку нет, что может статься,                  

                        У гармошки за душой

                       Весь запас, что на два танца…»

Фразеологические единицы входят в активный словарный запас учащихся тогда, когда они понимают их значение.

Завершая работу над словами «душа» и «сердце», даю задание.

Выпишите из «школьного фразеологического словаря» (ред.В.П.Жукова, 1980 г.) фразеологизмы, включающие слово «душа».

Напишите рассказ-миниатюру о событиях в вашей жизни, которые заставили вас переживать, волноваться, используя фразеологизмы со словами «душа», «сердце».

Удачные работы учащихся анализируем.

При изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» повторяем устаревшие слова и неологизмы.

Изучая тему «Обособленные члены предложения», снова обращаемся к синонимам. Даю слова. Связанные с жанрами эпоса:  воспоминания, мемуары, записки. Так как слово «воспоминания» часто встречается в курсе литературы 8 класса (воспоминания о Толстом, Чехове, Пушкине и т.д.), знакомимся со значением слова по словарю. Следует запись:

       «Как правило, в литературе воспоминаниями называют отрывочные записки о каких-либо исторических лицах и событиях, тогда как мемуары предполагают более полное изображение эпохи».

        Или еще пример. Слово, которому 2000 лет. Читаю детям объяснение слова «фара» по Л.Успенскому: «Седьмое чудо света – Фаросский маяк – фара – свет».

        Записываем под диктовку текст.

                     «Из века в век, из языка в язык путешествовало это слово,      

                        Меняя постепенно облик и значение. В современном языке есть слово «фара», обозначающее «яркий электрический фонарь, снабженный отражающим зеркалом».

                      Но пусть оно значит что угодно. Как только я слышу его,

                      Мне мерещится там, за туманом времени, за длинным рядом веков, над далеким старым морем дымный факел Фаросского маяка. Пламя Фароса давным-давно погасло. Рухнула его гордая башня. Искрошились те камни, из которых она была сложена. А самая, казалось бы, хрупкая вещь – человеческое слово, называвшее ее, - живет. Таково могущество языка.»

               После записи работаем над текстом, который содержит много орфограмм, более того, - массу пунктуационных правил на повторение и на заданную тему.

              Можно в 5-8 классах проводить уроки-зачеты, включая вопросы и задания по лексике.

              Например: прочитайте словарные статьи, посвященные слову «патриот», в «Школьном толковом словаре» и в «Школьном словаре иностранных слов». Выполните письменно задания.

Сравните словарные статьи, посвященные слову «патриот», из двух словарей. Чем различается материал статей.

Что можно узнать о слове «патриот» из словарей.

Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом».

Предлагаю включить в текст ответы на вопросы: что это значит – быть патриотом в наше время, как уже в школьные годы можно проявить свои патриотические чувства.

 

                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.

  Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....