Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС
статья по английскому языку на тему
Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развития иноязычной лексической компетенции у учащихся.Лексическая компетенция является основной при обучении иностранному языку, поскольку это составная часть коммуникативной компетенции.Развитие лексических навыков отвечает требованиям в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_rabota_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_aspekte_trebovaniy_fgos_-_kopiya.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткачева Т.А., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №264 Кировского района
Санкт-Петербурга
Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС.
Общественно-политические, экономические и социальные преобразования в нашей стране в последние годы привели к тому, что что иностранный язык все глубже проникает в нашу жизнь. В связи с этим изменяются и современные требования к его владению, которые постоянно возрастают. Согласно ФГОС ООО целью обучения иностранному языку является овладение иноязычным общением на уровне элементарной коммуникативной компетенции как минимум в говорении, аудировании, письме и чтении.. Однако, изучая иностранный язык учащиеся не всегда справляются с проблемой коммуникациии на иностранном языке на должном уровне. Они сталкиваются с трудностями при чтении, аудировании, письме и, особенно, при говорении. Это может происходить из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке. Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развития иноязычной лексической компетенции у учащихся. Лексическая компетенция является основной при обучении иностранному языку поскольку это составная часть коммуникативной компетенции. Развитие лексических навыков отвечает требованиям в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Процесс формирования лексических навыков у учащихся является длительным и трудоемким. Но при этом важно его строить, чтобы весь учебный процесс был ориентирован на личность ученика, на его развитие, самостоятельность. Для одних учащихся нужно создавать условия для более быстрого продвижения, другим дать возможность для повторения и тренировки.
На мой взгляд , одним из основных средств формирования лексического навыка у учащихся остается использование специальных упражнений. Можно назвать основные типы упражнений, которые необходимо предусмотреть при составлении системы упражнений:
- упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
- рецептивные лексические упражнения ( аудирование, чтение) и репродуктивные ( говорение, частично письмо);
- упражнения на овладение типами лексических единиц ( словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения .
К первому и третьему типам упражнений можно отнести следующие виды презентации новой лексики:
- демонстрация обозначаемых предметов или их изображений на картинке, фотографии, реальные предметы, окружающие нас;
- введение глаголов с помощью иллюстрированных движений, мимики, пантомимы, жестов;
- путем контрастирования(антонимы), через перечисления, объяснения;
- введение прилагательных путем демонстрации предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);
- выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации(теме);
- через перевод;
Это самый быстрый и легкий способ ознакомления с лексикой. Однако здесь есть свои проблемы. Ученикам дается готовый вариант, что не дает им возможность самостоятельно поработать, подумать, не включает их в процесс. Чтобы включить учащегося в работу следует использовать поисково-исследовательскую технологию. Эта технология является альтернативной стандартной технологии работы с лексикой. Она позволяет учащимся при работе с новыми словами активизировать их предыдущие знания. Его можно использовать на среднем уровне обучения и выше, когда учащимся приходится догадываться о значении того или иного слова или словосочетания через контекст прочитанного или услышанного. На мой взгляд, языковая догадка очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов. Она проявляется по- разному у разных учащихся и носит субъективный характер. Один учащийся может увидеть подсказку в данном слове, а другой нет. Задания и упражнения в языковой догадке должны быть построены таким образом, чтобы привлечь внимание учащегося к подсказке. Приведу несколько примеров упражнений:
- прочти полностью текст и определи о чем он; это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов;
- прочти текст; выяснить значение выделенных незнакомых слов тебе поможет анализ слов по составу и определению их функции в предложении;
- выдели устойчивые сочетания из текста, сделай его дословный перевод; это поможет тебе найти соответствие в родном языке;
В качестве примера можно привести упражнение, способствующее развитию языковой догадки и ассоциаций:
1)Look at the pair of words. In each pair there is a word you know. Try and guess what the other word in the pair means:
Limit-limited; head- to head for; capable-incapable; distance-distant; compliment-uncomplimentary;
2)Read the sentences below. Translate them into Russian guessing the meaning of the words in bold:
1) The choice was very limited; we could go either to Oxford or to Cambridge.
2)The boys headed for home
Однако работа с лексикой предусматривает не только ее презентацию, но и активизацию в речи, практику употребления, которые часто переплетаются друг с другом. С этой целью можно использовать лексические игры. Чтобы обеспечить активность учащихся можно использовать различные формы работы: парную. групповую, фронтальную:
- определить слово, которое не подходит к данной группе;
- составить или подобрать словосочетания к предложенным словам;
- добавить или подобрать к существительным несколько определений;
- соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения, пословицы, рифмовки;
- подобрать к существительному как можно больше прилагательных и глаголов;
- ответить на вопросы или задать вопросы;
- закончить предложения, соединить разрозненные части предложений в связный текст;
- поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут быть данные слова и выражения;
- прокомментировать пословицу, сравнить героев, страны, города, животных;
- составить рассказ, диалог с данными словами;
- перефразировать часть предложения. используя новые слова
Эти способы и приемы можно перечислять достаточно долго. Все перечисленные выше приемы невозможно использовать в рамках одного урока, но их можно варьировать тем самым разнообразив работу на уроке.
Для реализации поставленных задач в качестве дополнительного материала я использую интерактивные УМК: <
Сейчас также трудно представить обучение лексики без использования глобальной сети Интернет. При этом может выдаваться лексический минимум на конкретную тему. Используя такую форму подачи лексического материала, можно работать над произношением, слушая звуковую дорожку несколько раз. Плюс еще и в том. Что видео часто рассчитано на активизацию зрительной памяти и ассоциативной, так как большинство обучающих уроков представляют собой занимательные уроки с живыми диалогами. В каждом уроке отрабатывается произношение. Показывается правильное написание слова, обычно все это делается в занимательном ключе с хорошей музыкой и качественным видео оформлением.
Заключительный этап работы с лексикой-это контроль усвоенного. На данном этапе можно применять различные виды диктантов, тестов, контрольных работ и зачетов. Здесь также можно использовать большое количество ОНЛАЙН-тестов различного уровня и тематики. В качестве примера можно привести мультимедийный курс для учебника <
Использованная литература:
1. Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе / Под общ. Ред. К.И. Саломатова, С.Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985 . – 224 с.
2. Назаретова А. В. Что такое креативность и как ее развивать на уроках // Образование. – 2011. - №6. – С. 72-78
3. Кирпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. 1997. №5. С. 45-46
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения
В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...
Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...
Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, ...
"Современный урок русского языка в аспекте требований ФГОС»
Разработка контрольно-диагностических заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Морфология.Предлог»...
Статья: " Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"
Методика работы с лексикой....
«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»...
Статья на тему "Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"
Основной целью изучения иностранного языка по ФГОС является формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), ограниченной тематикой и ...