Работа в команде
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Вильданова Ирина Львовна

Предварительный просмотр:


ЦЕЛЬ: Получение слушателями знаний о методах командообразования в детском коллективе и овладение основными технологиями и инструментами игровой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомство с навыками эмоционального сплочения коллектива,
  2. Развитие сформировавшегося коллектива, через работу в группах.
  3. Улучшение эффективности связей, через осознание своей роли в данной команде.

Информационный материал:

Здравствуйте коллеги! Тема нашего мастер-класса "Формирование и организация работы команды". Сегодня я хочу ознакомить вас с методами  командообразования.

Для педагога-практика, отработавшего в любом детском коллективе, будь то школа, детский сад, лагерь и т.д. становится очевидным тот факт, что одним из самых сложных моментов при создании временного детского коллектива является организационный период, то есть период образования команда. Это период интенсивного становления ценностных групповых отношений и формирования лидерского ядра.

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием "коллектив". Сила коллектива состоит в том, что: в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает инновационная способность группы; стимулируется повышенное трудовое усердие. Для этого в работе используются игры и тренинги на построение команды, т.е. на командообразование.

Эти формы работы активно проводятся и в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач. И хоть специалисты говорят о том, что эта технология была разработана в недрах западных компаний, это явление известно уже давно – из коммунарских сборов и первых детских коммун. Все что новое – это хорошо забытое старое.

Для решения задач на групповую сплоченность, педагогам рекомендуются игровые упражнения и тренинговые занятия на командообразование.

Сейчас я вас познакомлю с такими упражнениями.

Упражнение  на командообразование «Мой вклад в команду»

Цели и возможности применений. Упражнения помогают каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогают осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 15-20 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

- Приглашаю на сцену по 4 человека от 3 образовательных учреждений.

Я прошу каждого участника в командах, высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды на этапе «Конкурс «Учитель года».

Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. Не забывайте о социальных ролях в группах. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Во время выполнения задания проходит показ игрового приема.

- Пока команды заняты работой, я познакомлю с игровой формой работы. Сейчас мы поиграем в «веселого человечка».

Игра «Веселый человечек»

- Для участия приглашаются 6 человек . перед вами игрушка человечек. К ногам, рукам и голове привязаны веревочки. Задача команды: распределить роли управления куклой между собой, пройти один метр куклой.

Выполнение задания.

- Задание усложняется: человечек должен пройти полосу препятствий. Если падает, задание возобновляется.

Выполнение задания.

- Данное упражнение можно усложнять: придумывая полосу препятствий, завязывая глаза членам команды (управляющим ногами, руками и т.д.) можно оставить зрячим только одного ведущего со стороны. Или выполнять упражнение молча.

Комментарий по ходу выполнения задания.

Играющих прошу занять свои места. А мы перейдем к выступлению команд.

Проходит выступление, задаются вопросы.

Вопросы:

  1. Кто обратил внимание на распределение ролей в команде? Использовали ли участники эту возможность?(вопрос к залу)

  1. Насколько сплотилась ваша команда за время работы над заданием?

Выводы:

  1. Обратите внимание, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали.

  1. Всегда надо помнить о том, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

  1. Вы наверное обратили внимание на то, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо, влияя на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.).

Заключение:

Данная форма работы может помочь не только начинающим педагогам, но и педагогам со стажем. Ведь не секрет, что только в совместной работе команды получается дружный коллектив и достижение цели.


Литература, интернет сайты:

  1. file:/// Desktop/Командообразование.htm
  2. Торн Кей, Маккей Дэвид Тренинг. Настольная книга тренера. 2-е изд.
  3. Вольфганг Крюгер Руководство командой Тренинг. Настольная книга тренера. 2-е изд. 
  4. Книга Дэвида Клаттербака Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации
  5. http://www.bibliofond.ru/ - Электронная библиотека
  6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие.
  7. Бесова М.А. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.


Предварительный просмотр:

Сегодня на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, коллектив, команда, она является одним из важнейших факторов самореализации личности. В команде детям предоставляется возможность «здесь» и «теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.

Командообразование – это первый этап создания любого педагогически плодотворного коллектива и его ядра, выделения его работоспособного актива.

Для успешного создания творческой команды необходимы, как импульс самого педагога, так и существенный стимул самих ребят. Их потребность в развитии и самореализации, как показывает опыт, воспитанники будут хорошими помощниками на пути формирования сплоченного детского коллектива.


Типы команд

В своей педагогической деятельности использую два типа команд:

Кросс-функциональная команда формируется из представителей различных коллективов и отражает их интересы. (подгруппы в классе, временные творческие группы, в практике работы детского движения этот тип команды используется при различных КТД – акции, игровые программы, флеш-мобы). Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность.

Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.

Интактная команда является постоянной рабочей группой, работающей над одной постоянной целью (самоуправление класса и т.д. в моей практике это работа всего коллектива детского движения «СОКОЛ»). Обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах.

Матрица типов команд.

Типы команд

Типы команд

Кросс-функциональные команды

Интактные команды

Членство

Члены группы представляют более чем одно подразделение

Члены группы представляют естественную рабочую группу или подразделение

Продолжительность существования

Продолжительность существования определяется завершенностью выполнения задания

Постоянное существование

Цели

Фокус на одной задаче

Выполнение нескольких задач в определенных границах

Измерение

Достижение выполнения поставленной задачи или определенного рубежа

Достижение поставленной организацией цели

Примеры

Подгруппы в классе, временные творческие группы и т.д.

Самоуправление  класса, школы, рабочие группы, детские организации, объединения, клубы  и т.д

Представляю вам четыре этапа развития команды детского движения «СОКОЛ»:

  1. Формирование и начало совместной работы.
  2. Конфликты и противостояния.
  3. Нормализация.
  4. Работа в полную силу.

Этап 1. Формирование команды и начало совместной работы

На стадии формирования команды происходит обсуждение устава, распределение ролей, согласование графика совещаний и уточнение состава участников. (пример из практики.) В процессе формирования команды детского движения, была создана временная группа активистов, написан Устав и разработана программа деятельности.

Чтобы сохранить контроль над ситуацией, лидеру потребуется эффективно их организовать, наладить взаимообмен мнениями и проявлять уважение к мнению других членов команды.

Этап 2. Конфликты и противостояния

На этом этапе члены команды могут прийти к пониманию, что их задача отличается от той, которую они представляли первоначально, или что она является более сложной. (пример из практики.) В детском движении «СОКОЛ» второй этап проходит безболезненно, т.к. в уже сформированный коллектив постоянно вливаются новые участники.

Это трудный этап для любого коллектива. Если руководители не знают о четырех стадиях развития команды и особенно о второй, то в большинстве случаев команда распадается.

На втором этапе многие члены команды могут растерять свой изначальный положительный настрой. Данный этап необходимо пойти как можно быстрее, чтобы негативные последствия конфликтных ситуаций не отразились на работе в целом.

Этап 3. Нормализация

На третьем этапе участники принимают единую концепцию командой работы. Члены команды чувствуют, что совместная работа дает свои плоды, и каждый вносит определенный вклад. (пример из практики.) Коллектив детского движения находиться в последних двух этапах развития команды.

Этап 4. Работа в полную силу

Достигнув данного этапа, команда начинает с относительной легкостью выявлять и решать проблемы. (пример из практики.)

Матрица этапов развития команды.

Проблемы:

Рекомендации:

Этап 1.

Формирование команды и начало совместной работы

Именно на этом этапе члены команды сталкиваются с трудностями, связанными с переходом от индивидуальной работы к командной.

  • у каждого члена команды должна быть четко определенная роль,
  • время от времени перераспределяйте роли между членами команды;
  • проводятся  тренинги на командную работу;
  • разрабатываются  основные правила поведения в команде и доводятся до сведения каждого участника.

Этап 2.

Конфликты и противостояния

  • участники опираются на свой личный опыт и не идут на сотрудничество;
  • возникают конфликты среди членов команды;
  • начинаются взаимные нападки и конкуренция;
  • члены команды признают первоначальные цели труднодостижимыми.

  • Постоянно напоминать членам команды о четырех этапах.
  • Объяснять, что разногласия, это неотъемлемая часть работы в команде.
  • Сосредоточиться на общекомандной цели.
  • Определить, каких результатов вам удалось добиться к настоящему моменту.
  • Проводите круглые столы, чтобы каждый мог высказать свои сомнения.

Организация командной работы  сложный процесс. Использование предложенных рекомендаций поможет вам легче преодолеть возможные трудности на каждом из четырех этапов развития команды без ущерба для общего дела в целом.

Программа на командообразование может строиться по разным сценарным планам:

  • Классическая программа (РАБОТАЮТ ПСИХОЛОГИ)
  • Командные игры (ПРОВОДЯТ ПЕДАГОГИ)
  • Веревочный курс (ПРОВОДЯТ ТРЕНЕРЫ)

В работе с коллективом детского движения работа строиться по всем трем сценарным планам: в каникулярной школе «Лидер» с психологом, в повседневной работе со мной как с педагогом и с тренером П.А. Чесноковым по веревочному курсу.

В заключение хочется отметить, что данную форму работы в своей работе могут использовать классные руководители, предметники, педагоги дополнительного образования и воспитатели. Применяя данную форму работы, была построена работа в детском движении «СОКОЛ» и каникулярной школе ученического самоуправления «Лидер».

Приглашаю заинтересованных лиц к сотрудничеству.



Предварительный просмотр:

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

  1. Знакомство с навыками командного взаимодействия.
  2. Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.
  3. Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей,  исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я  предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

- Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.) 

-Теперь, мы знакомы.  

- Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими  фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую  - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

- Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам , что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

  1. Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

  1. Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

  1. Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

  1.  Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

  1. Генератор идей  - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

  1. Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

- Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На  защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

  1. «Воздушный замок» 

«Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

  1.  «Мост»
    «Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

- Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему так распределились роли?
  2. Кто был инициатором распределения ролей?
  3. Все ли роли использовали? Если нет, почему?
  4. Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Подведение итогов занятия:

- давайте подведем итог игры:

  1. С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?
  2. Что влияет на успешность действия команды?
  3. Где вы будете применять полученные знания?
  4. Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

  1. «Воздушный замок» 

«Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему так распределились роли?
  2. Кто был инициатором распределения ролей?
  3. Все ли роли использовали? Если нет, почему?
  4. Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

  1. «Мост»
    «Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему так распределились роли?
  2. Кто был инициатором распределения ролей?
  3. Все ли роли использовали? Если нет, почему?
  4. Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

         

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальные роли в команде

Слайд 2

социальные роли – это командные роли которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

Слайд 3

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ: Реализатор – воплощает идеи в практические дела. Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор. Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер. Мотиватор – зачинщик мероприятия, постоянно тянет команду за собой, является сильным лидером Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую. Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы. Гармонизатор – разряжает обстановку, сглаживает конфликты. Изыскатель – обращает внимание на новые идеи во внешней среде, за пределами группы.

Слайд 4

С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде? Что влияет на успешность действия команды? Где вы будете применять полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде

Тренинг «Город Мастеров»Цель: •    эмоциональное сплочение учащихся  в процессе решения нестандартных  задач во время проведения мероприятия; •    создание по...

Внеклассная работа - Тимуровская команда "Ровесник"

Добрые дела тимуровскрго отряда. Тимуровская работа очень нужна,ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь,но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята мог...

Программа воспитательной работы "Дружная команда" для обучающихся кружка "спортивные игры"

Могущество воспитания таково, что только благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество может превратиться в совершенное общество. Р. Оуэн Планирование воспитательной работы явля...

Практическая работа "Использование команды ВЫБОР (исполнитель Робот)"

8 программ на закрашивание Роботом углов лестницы с произвольным числом ступенек...

Отчет о работе годичной команды

Отчет о выполнении  задач, поставленных перед годичной командой:·         -скоординировать работу педагогов-предметников и учащихся 9 класса для  подг...

Использование электронных проектов на уроках иностранного языка при формировании навыков работы в команде.

Участие в создании и использовании электронных проектов повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки работы в команде. В процессе проектной работ...