Развитие способностей работать в команде в ходе интерактивных форм обучения на уроках биологии
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Карягина Вера Владимировна
(с.Сергиевск ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр»
учитель биологии)
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает поддерживать хорошие результаты учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивая снижение нагрузки учащихся и повышения качества знания. Результатом успешности работы является то, что уровень обученности по биологии составляет 100%, 100%успеваемость при сдаче ЕГЭ и ГИА, результаты выше областных, среди результатов есть – 98 баллов, 89 баллов.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
- познавательную;
- коммуникативно-развивающую;
- социально-ориентационную.
И позволяет:
- реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет различий в стилях познания;
- поисковые и исследовательские методы;
- игровые методы
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
- Задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
- В полной мере учесть возрастные особенности детей ; учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
На уроках биологии очень эффективной является групповая работа.
Дети самостоятельно и творчески работают. Это даёт неплохой результат, потому что дети не только приобретают новые знания и повышают свою компетенцию по данному вопросу, но и, работая в группах, могут сами оценить степень своей активности и долевого участия в общем деле. Этот метод воспитывает товарищество, коллективизм, способствует формированию чувства ответственности за порученное дело и конечный результат, позволяет проявиться даже слабоуспевающему ученику и получить хорошую отметку. Дети сами оценивают свою работу, естественно под контролем учителя. Кроме того, работая в группах, ученики учатся общению друг с другом, а защищая свою работу – учатся монологической речи
Использование групповой работы возможно:
1) в начале урока, при проверке пройденного материала;
2) в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы;
3) в конце урока для закрепления изученного материала.
Работа в команде ипользуется и при совместной работе над проектом, что приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
- каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
- критикуются идеи, а не личности;
- цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Я стараюсь не вмешиваться в работу малых групп, но ни на минуту не теряют контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое, ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения. Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу.
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивн...
Интерактивные формы обучения на уроках английского языка
Доклад на заседании МО учителей иностранного языка...
Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"
Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"...
Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки
Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....
Статья. Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности.ISBN 978-5-85127-796-6
В статье представлен опыт применения интерактивных методов обучения теории вероятности, которые повышают мотивацию к изучению данной темы, служат пропаганде ее значимости и уни...
Презентация "Интерактивные формы обучения на уроках музыки"
В презентации показана технология работы с интерактивными формами на уроке музыки...
Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...