Опыт проведения семинаров в МБОУ СОШ № 1
статья по теме
Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской мы ориентируем на гуманистическую парадигму, на развитие творческих способностей обучающихся.
Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного пути, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только у ч и т , но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.
Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных педагогических технологий и активных подходов в преподавании.
Одними из эффективных форм методической работы по-прежнему остаются научно-практические семинары.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_seminarakh_.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петренко В.М.
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
РАЗВИТИЕ ИНТТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
(Опыт проведения семинаров в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской)
Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской мы ориентируем на гуманистическую парадигму, на развитие творческих способностей обучающихся.
Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного пути, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только у ч и т , но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.
Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных педагогических технологий и активных подходов в преподавании.
Одними из эффективных форм методической работы по-прежнему остаются научно-практические семинары.
В октябре 2012г. в школе проводился семинар «Личностно ориентированное взаимодействие как одно из условий доступности качественного образования». Идея проведения семинара была следствием анализа затруднений учителей в подготовке, организации и проведении современного урока и применения новых технологий личностно ориентированного обучения.
Личностно ориентированный подход к обучению предполагает ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.
Современный учитель – философски образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому иными стали задачи его – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности.
Применяя личностно ориентированные технологии и зная главное свойство компетент-ности - практико-ориентированное и личностно значимое, педагог формирует личность.
Из чего состоит содержание образования:
Личностно ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат. Здесь нельзя не остановиться и на таком аспекте, как культура, обретение культурных ценностей: информативных, социально-политических, здоровье-сберегающих, нормативно-правовых, воспитанность и т.д. А освоение этих составляющих невозможно без достижения определенного образовательного уровня и овладения интеллектуальными и практическими навыками и умениями. Таким образом, образование и есть величайшая ценность, которая «окультуривает» человека и превращает его в социальную личность.
Существует много определений что такое образование:
Образование – это индустрия, направленная на будущее (С. Капица)
Образование – это структура мышления (А. Эйнштейн)
Образование – это сумма знаний, накопленная человечеством.
Мне кажется, очень емкое и глубокое определение содержания образования дано Ю.В. Сенько, академиком РАО, доктором педагогических наук: «Образование – это становление человека в культуре».
Все указанные ценности и проявления культуры могут быть реализованы, как нам представляется, посредством личностно ориентированного обучения. Здесь не может быть авторитарного стиля отношений «учитель – ученик». Поэтому здесь иная позиция: умение видеть перспективы развития личного потенциала ребенка, опора на интересы каждого обучающегося, на его собственный опыт, признание основной целью обучения – развитие индивидуальных способностей.
Критерии, которые мы используем, разработаны И.С. Якиманской:
- наличие плана урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих задач;
- сообщение на уроке не только темы, но и организации учебной деятельности (использование ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации, создание ситуации успеха);
- при задании на дом называется не только тема и объем заданий, но и объясняется, как следует рационально организовать работу.
Руководителями МО и творческой группой учителей МБОУ СОШ № 1 была разработана программа проведения семинара, который состоял из 3 модулей:
I. Работа секций.
II. Проведение открытых уроков.
III. Пленарное заседание.
Секций организовано было 4 (см. работа секций).
Основной вывод, который мы сделали после проведения заседаний секций, состоял в том, что учителя увидели перспективы предстоящей работы для профессионального самоусовер-шенствования. Были обсуждены и поставлены новые задачи и требования. Прежде всего к самому себе как педагогу-координатору творческого развивающего урока.
После теоретического блока семинара, конечно, было предложено конкретное предметное содержание: посещение уроков опытных учителей, уроков с развивающим целеполаганием. Самое ценное, что было предложено начинающим учителям – самоанализ открытых уроков.
Логическим завершением в целях установления обратной связи было проведение пленарного заседания по типу «Круглого стола», на котором педагоги поделились своими мыслями по поводу личностно ориентированных подходов в воспитании и обучении.
На стадии обсуждения возникали все новые и новые вопросы, которые совместно обсуждались.
Оценить результативность данного педсовета мы предпочли путем рефлексии, используя технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Главные задачи рефлексии состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, сообщить информацию, собранную на стадии вызова, осмыслить ее и в дальнейшем применять в своей работе.
Было предложено 2 приема: «свободное письмо» и синквейн (вдумчивая рефлексия, синтез информации в лаконичной форме). Мы считаем, что данные приемы очень удачно были предложены, так как синквейн является одним из оптимальных способов работы с понятийным аппаратом, так как семинар имел четко выраженную тематику и все время шла работа с ключевыми понятиями «личностно ориентированного взаимодействия».
Вот некоторые выдержки из размышлений наших учителей:
Свободное письмо. Рефлексия. «Я пишу, чтобы понять, что я понял»:
- Личностно ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие личности. И заниматься этим должен учитель – личность. Только личность воспитывает личность.
- Я понял, что я еще мало что знаю. Нужно много работать. Хорошо, когда вся школа работает в одном направлении.
- Я поняла, что личностно ориентированное обучение – это развитие ученика и учителя. Спасибо всем учителям, которые показали в эти дни, на что они способны.
- Главное – это ребенок. Я очень многое узнала из семинара.
- Я поняла, что учиться никогда не поздно, не надо стесняться учиться у молодых. Я не всегда внимательно слушала коллег и поглядывала на часы. Удивилась, что хочется знать еще больше даже в моем возрасте.
Синквейн:
- Личностно ориентированное обучение
- развивающее, необходимое
Думать, выбирать, анализировать. Новый век требует нового развития.
- ЛОО
- важное, творческое
Развивать, исследовать, думать.
Подготовка к современной жизни. Самоусовершенствование.
- ЛОО
- актуальное, недоисследованное, необходимое
Изучать, использовать, перестраиваться.
За ним будущее детей.
Успешность.
- ЛОО
- заинтересованное, исследуемое, активное
Думать, импровизировать, развиваться.
Век живи – век учись.
Необходимость.
Следующий семинар назывался «Развитие интеллектуальных способностей при условии применения деятельностного подхода и интерактивных форм обучения».
Эпиграфом для данного семинара мы взяли слова Г. Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Цель семинара:
1. Развивающая: развитие ключевых компетенций:
1) Изучать (самостоятельно управлять своей деятельностью).
2) Думать (анализировать, выделять главное, критически осмысливать информацию;
формировать собственное мнение, выдвигать идеи).
3) Сотрудничать (работать в группе, вносить свой вклад).
4) Адаптироваться (находить решения, излагать идеи).
Наши педагоги чаще всего применяли и применяют традиционные технологии. Схематично организатор семинара показывает плюсы и минусы при использовании объяснительного способа обучения.
Деятельность учителя
Преобладает М О Н О Л О Г У Ч И Т Е Л Я
- Низкий уровень навыков общения.
- Невозможность получить развернутый ответ ученика.
Мы ищем: кто виноват
- Не в пассивности, а в данной технологии.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
(ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»)
Несоответствие установки
учителя ученика
(выполняет соцзаказ (его личностный запрос,
ответственный за процесс) ответственность за результат)
Объяснительный способ обучения – самый малоэффективный способ организации деятельности, так как не затрагивает глубоких внутренних пластов личности. При этом способе обучения у обучающихся рождается неверие в себя, они боятся допустить ошибку, тормозится самостоятельность.
Так зачем мы учим ? Что важнее ? Знания или формирование умения действовать со знанием дела.
Побуждение к деятельности
Внешние факторы Внутренние факторы
- стимулы ради награды; мотивация самого процесса получения
- желание родителей, чтобы глубоких знаний;
у ребенка были «4» и «5» ощущение собственной компетенции
Деятельностный подход как раз превращает учебный процесс в средство развития личности.
Почему же у нас преклонение перед знаниями ? Почему «знание – сила» ? Ответы на эти вопросы просты. Потому знание и сила, что они – необходимое средство для выполнения практических дел. Разве можно что-то сделать, не зная, как это делается ?
Умственные действия – это всегда преобразованное знание, а усвоенное знание – это не то, которое просто запомнилось, а то, что превратилось в умственное действие, в умение практически действовать.
Согласно деятельностному подходу вначале необходимо особым образом спроектировать учебную деятельность, затем ее организовать и только потом осуществить. Обучающий становится менеджером, он управляет процессом учения, учебной деятельностью.
Это осознается не всеми учениками, педагогами, и учителя по-прежнему борются за запоминание некоторой системы знаний. (Поэтому многие отличники после школы много что помнят, но мало что умеют.)
Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения:
Объяснительный способ | Компоненты деятельности | Деятельностный способ |
Задается педагогом. | 1. Цель – модель желаемого будущего. | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели деятельности. |
Объяснительный способ | Компоненты деятельности | Деятельностный способ |
Используются внеш-ние мотивы деятель-ности. | 2. Мотивы – побудители к деятельности. | Опора на внутренние мотивы деятельности. |
Выбираются педаго-гом, используются | 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность. | Совместно с учащимися выбор средств обучения. |
Организуется учителем. | 4. Действие – основной элемент деятельности. | Вариантные действия, создание ситуации выбора. |
Внешний результат: уровень усвоения. | 5. Результат – материальный и духовный продукт. | Внутренние позитивные изменения личности в процессе |
Сравнение результата с общепринятым эталоном. | 6. Оценка – критерии достижения цели. | Самооценка на основе индивидуального эталона. |
Основа деятельностного подхода – личностное включение школьников в процесс, деятельность ими самим направляемую и контролируемую. В результате обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и учеников, снижение конфликтных ситуаций. Повышается культурная подготовка – это форма трансляции социального опыта через усвоение не только предметного мира, умений, но и образцов поведения.
Семинар проходил в форме «круглого стола». Ему предшествовали открытые уроки и классные часы, проводимые опытными учителями.
План проведения семинара:
Деятельность организаторов семинара | Деятельность участников семинара |
Чтобы узнать, о чем пойдет речь, обратимся с эпиграфу. Созданы проблемные группы, прочтите задания каждой группы, вспомните, что вам известно по данной теме. (Обращение к собственному опыту). | 1 группа. Реалисты: указать базовые понятия, дать определения методов, форм, формулировка идей. П группа. Оптимисты: выявить положительные и интересные стороны данного подхода. Формулировка идей. Ш группа. Пессимисты: сформулировать «недостатки», которые удается найти при изучении проблемы. Обосновать, почему это недостаток. Формулировка идей.
|
1. Почему назрела необходимость использования новых подходов в обучении. 2. В чем принципиальная разница между традиционными технологиями и развивающими. | 1. Обсуждается в группах. 2. Аргументация своих рассуждений. Мнение группы. |
(ПОПС). | 1. Доказательства, рисунки, схемы, мнение и оценка экспертной группы. 2. Выработка рекомендаций. |
Каждая группа участников семинара получила свои задания. В течение 20 минут они должны будут подготовить ответы на данные задания и суметь не только показать теоретические знания, н и творчески выразиться. В помощь были назначены консультанты.
Пример карточки-задания, предложенной каждой группе:
Группа № 1 «Реалисты»
«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Г. Спенсер
- Указать базовые понятия деятельностного подхода.
- Дать определения.
- Методы. Формы.
«Недостаточно знать себе цену –
надо еще уметь себя реализовать».
Чтобы участникам этих групп было проще высказать свои мысли и выполнить задание, была всем им предложена на заметку формула обоснования мысли: ПОПС (формула обоснования мысли)
П – позиция (я считаю, что …)
О – обоснование (потому что …)
П – пример (например …)
С – следствие (следовательно …)
Выступление – защиту своей позиции каждая группа провела ярко, содержательно, со знанием и осмыслением своей собственной деятельности и эмоционально.
Группа «Ассоциация» отвечала за аналитический модуль семинара. Их деятельность имела четкую цель: сформулировать позитивные и негативные моменты в работе 3 групп. Дать оценку. Выработать резюме и рекомендации для дальнейшего применения деятельностного подхода в работе педагогов МБОУ СОШ № 1.
Вот некоторые основные положения деятельностного подхода, которые тезисно были предложены экспертной группой:
- Процесс учения – это учебная деятельность.
- Задачей обучения является обучение не знаниям, а умению организовывать и осуществлять свою деятельность.
- Знать – это не просто помнить «знания», а выполнять определенную деятельность.
- Знание – не цель обучения, а средства.
На семинаре присутствовали гости. Они тоже были не просто зрителями, а участниками действия. Им были предложены задания творческого характера. Например:
Задание № 1. Используя данные слова, выразите свои ощущения, переживания в стихотворной форме: интерактивное, эффективное, обучение, применение, ребенок, учитель, развитие, мастерство.
Рефлексией (осмыслением) результативности семинара было ставшее традиционным написание короткого 10-минутного эссе «О чем меня не спросили, но я хочу сказать…»:
- Я считаю, что время требует от меня перестройки в работе. Буду стараться !!!
- Тема актуальная, важная. Ребенок должен не только получать знания, умения, навыки, а должен быть подготовлен к жизни, а подготовить его может только учитель, организующий и координирующий деятельность обучающего.
- Я думаю, что полностью перейти на деятельностный подход невозможно. Очень много трудностей: нехватка времени, оборудования, но вот использовать на определенных уроках буду. Семинар мне очень понравился ! Все молодцы ! Всем спасибо.
- Спорить и рассуждать, надо ли применять деятельностный подход, уже не приходится. Конечно, надо. Но я хочу, чтоб мне самой не было за себя стыдно, что я не в состоянии качественно подготовить любой и каждый урок. Мне хочется, чтобы у меня хватило времени на все: уроки, методическая работа, моя семья.
- Современный мир требует применения новых технологий, жизнь доказывает, что надо действовать, быть активным, чтобы стать успешным в жизни, а успешности надо обучаться со школьной скамьи, чтобы в школьной жизни увидеть успехи и промахи, а ликвидация промахов настроит учеников на самостоятельную работу и перешагнуть новую ступень будет не так страшно. Интерактивные формы необходимы.
- Было комфортно и уютно, в душе какой-то странный подъем. Может быть, все еще раз начать сначала ? Ведь жизнь – это борьба старого с новым, а в итоге побеждает новое. Да здравствует жизнь !
И т о г :
Данные семинары показали, что применяя современные педагогические технологии, технологии личностно ориентированного обучения, деятельностный подход, происходит прорыв и в развитии содержания обучения, и возрастает потенциал учителя. Наши педагоги находят новые возможности в работе, умеют нестандартно креативно мыслить. Креатив-ность – один из факторов, который раскрывает возможности учителей, позволяет им находить оригинальные решения, учит творчески мыслить в любых сферах межличностного общения.
Знания
Опыт репродуктивной деятельности
(умения, навыки)
Опыт творческой деятельности (предметная составляющая)
Опыт эмоционально-ценностной деятельности
(от когнитивной к креативной, умение договариваться,
умение жить вместе)
П Р О Б Л Е М А
КОРЕНЬ ПРОБЛЕМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н.
В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными о...
Опыт работы учителя технологии МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области Чуприной Т.В.
В данной работе обобщён опыт работы учителем технологии в общеобразовательной школе за пять лет. В работе освещёны разделы:1. Результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.2. Ре...
«Опыт разработки Образовательной программы МБОУ «Лицей №124»
Выступление на семинаре для слушателей Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования...
Презентация "Опыт работы отряда ЮИД МБОУ гимназии № 12 г. Каменск - Шахтинский по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма"
Опыт работы отряда ЮИД МБОУ гимназии № 12 г. Каменск - Шахтинский по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма"...
Опыт работы учителей математики МБОУ СШ №23 по подготовке к ЕГЭ
Это выступление на городском МО математиков, где обобщен опыт работы учителей математики по подготовке к ЕГЭ...
Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций
Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций...
выступление на семинаре ": Опыт проведения уроков математики в 5-9 классах в формате электронного обучения и дистанционных образовательных технологий "
Организация образовательной деятельности в нашей школе проходит, используя такие электронные ресурсы, как Дневник.ру и средства месенджераWatsapp....