Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
календарно-тематическое планирование на тему
Календарно-тематический план
Первый год обучения
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
1 | Вводное занятие. | Техника безопасности. Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. |
|
|
2 | Ведение в историю мировой и отечественной анимации.
| История мировой анимации. Сформировать представление об историческом развитии анимации в целом, о разнообразии анимационных технологий (лекция с просмотрами). | Ознакомление с рисованием раскадровки. Рисование раскадровки по сказке «Курочка Ряба», «Колобок». | Рисование раскадровки-это вид входного тестирования: насколько дети понимают специфику анимационного творчества. Рисование раскадровки позволяет увидеть способности и возможности ребенка. |
3 | Особенности языка анимации. Кукольная анимация. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть первая «Друзья из детства» | Разработка сценария анимационного фильма. Распределение ролей в команде. |
|
4 | Разработка сценария анимационного фильма. Кукольная (предметная) анимация. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть вторая «Галерея» | Работа над раскадровкой к анимационному фильму. Подготовка персонажей для работы. |
|
5 | Работа над «пилотным» анимационным проектом. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть третья и четвертая «Петрушка и компания». | Съемка сцен на фото или веб-камеру. | На этом этапе монтаж и работу со звуком выполняет педагог. Это составляет зону ближайшего развития детей. |
6 | История мировой анимации. | Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами). | Рисование фонов. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
7 | Формирование представления о профессии. Функционал аниматора.
| Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть четвертая «Сценарий для Буратино». | Создание короткого анимационного фильма из конструктора «Лего». Использование возможностей. Конструктора. |
|
8 | Принципы и методы «одушевления» предметов. | История отечественной анимации: Владислав Старевич. Демонстрация презентации со слайдами. | Разработка концепции анимационного фильма из подручных материалов. |
|
9 | Инструментарий и материалы «одушевления». | Просмотр. Мультфильмы Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева. | Выбор подручных материалов для работы над анимационным фильмом. |
|
10 | Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг"). | Просмотр мультфильмов У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина. | Съемка сцен с подручными материалами: пенал, ластик, карандаш. Взаимодействие «персонажей». |
|
11 | Этапы развития анимации, виды анимации: двухмерная, трехмерная, рисованная, перекладка, кукольная, пластилиновая, сыпучие материалы. | Просмотр мультфильмов А. Петрова, Нормана Мак-Ларена и других. | Работа с песком: первые пробы. Демонстрация обучающимся возможности песка как материала для создания анимации. |
|
12 | Техники перекладочной анимации. | Просмотр и обсуждение мультфильма Романа Качанова «Варежка» | Создание пластилиновых персонажей на свободную тему. |
|
13 | Особенности пластилиновой анимации. | Инструментарий аниматора. Лекция-беседа. Демонстрация слайдов. | Работа с пластилиновыми персонажами. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
14 | Функциональное значение медиатехнологий в процессе создания мультфильма | Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Photoshop. | Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Photoshop. | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
15 | Природа движения | Лекция на тему «Основные законы анимации» | Практические упражнения на поднятие рук персонажем. Упражнение «мяч». Упражнение «маятник» | На данном занятии происходит ознакомление обучающихся с основными законами анимации. Обучение искусству рисованного мультипликата будет на 2 году обучения. |
16 | Движение в кинематографе | Беседа о советских художниках-мультипликаторах. С.Б. Дежкин: особенности движения персонажей. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Чиполлино», «Птичка тари», «Шайбу!Шайбу!» | Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении. |
|
17 | Механическое движение | Лекция-беседа о природе механического движения в мультипликации. | Упражнение «маятник» |
|
18 | Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура. | Беседа о художниках-мультипликаторов кукол. Оживление куклы. Творчество Дабижа Н.Б. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Севильский цирюльник», «Дерево с золотыми яблоками», «Зимняя сказка». | Знакомство с различными анимационными технологиями. Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях. |
|
19 | Медиатехнологии, анимация, особенности языка анимации. | Обзор медиа-технологий. Программа Edius. | Демонстрация обучающимся возможности программы Edius | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
20 | Анимация в контексте других медиатехнологий, ее преемственность и особенности. | Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Premiere. | Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Premiere. | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
21 | Характер персонажа | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Н.Н.Серебрякова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Отелло», «Превращение». | Разработка сценария анимационного фильма. Рисование выразительных персонажей. | Начало работы над анимационным фильмом |
22 | Действие, реакция, этапы реакции персонажа | Лекция-беседа о творчестве режиссера-анимационного кино, аниматора, О.В.Ужинова. Просмотр анимационного фильма «Жихарка». Обсуждение фильма. | Продолжение работы над сценарием анимационного фильма. |
|
23 | Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. | Лекция-беседа о влиянии музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. | Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма. |
|
24 | Мультипликатор - прежде всего «актер в душе». | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино, аниматора, В.М.Угарова. Просмотр анимационного фильма «Волшебная флейта». Разбор музыкального произведения и визуальной подачи материала. | Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма. |
|
25 | Условность движения. Выразительность движения. | Лекция беседа на тему, каким образом можно достичь максимальной выразительности сцен при лимитированном мультипликате. Просмотр анимационного фильма И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз» | Работа над созданием персонажей анимационного фильма. |
|
26 | Персонаж в анимационном фильме. | Беседа о творчестве В.В. Курчевского. Просмотр фильма «Урок музыки» | Работа над созданием персонажей. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
27 | Аниматик. Чем отличается аниматик от раскадровки. | Лекция с просмотром слайдов на тему «Для чего нужен аниматик. Этапы создания аниматика. Виды аниматика.» Демонстрация аниматика анимационного фильма «Тачки», «Смешарики». | Работа по созданию аниматика фильма. Придумывание названия, имена персонажей и т.д. | Ключевое занятие, целью которого является формирование «мышления режиссера». |
28 | Раскадровка. Комикс. Аниматик. | Лекция-беседа с просмотром слайдов о искусстве «комиксы». Демонстрация комиксов. Просмотр фрагментов анимационного фильма Х.Миядзаки «Летающий остров Лапута». | Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап. |
|
29 | Анимация и иллюстрация. Движение и статика в рисунках. | Лекция-беседа о художниках-мультипликаторах и художниках иллюстраторах. Творчество И.Б. Олейникова. Просмотр анимационного фильма «Подна и Подни». Демонстрация обучающимся книг, иллюстрированных И.Ю. Олейниковым и К.Челушкиным. | Подкладка «чернового звука» в аниматик. |
|
30 | Работа художника-постановщика и режиссера. Задачи, способы самовыражения. Особенности сотрудничества. | Лекция на тему особенностей сотрудничества режиссера анимационного кино и художника постановщика анимационного кино. Ф.С.Хитрук. Просмотр анимационного фильма «Винни Пух идет в гости». | Заключительный монтаж аниматика. |
|
31 | Формирование представления о профессии режиссера анимационного кино. | Лекция на тему творчества режиссера Ф.С. Хитрука. Просмотр анимационного фильма «Каникулы Бонифация». | Съемка сцен. |
|
32 | Формирование представления о профессии художника-постановщика анимационного кино. | Лекция-беседа на тему творчества художника-постановщика В.Н. Зуйкова. Просмотр анимационного фильма «Халиф-аист» | Продолжение съемки сцен. Рисование фонов. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
33 | Основы композиции, законы изображения. | Демонстрация картин, иллюстраций, альбомов репродукций -П. Клее, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Хокусая, Рембрандта и др. - иллюстрации Г. Калиновского, братьев Трауготов и др. | Заключительный этап съемки сцен. |
|
34 | Изображение в кадре. Особенности кадрирования и построения композиции. | Лекция с просмотром репродукций, слайдов и иллюстраций на тему: «Контраст. Яркость. Большая форма.» | Работа в Adobe Photoshop. Кадрирование, цветокоррекция, чистка кадра, инструмент «штамп», работа с ластиком, кисточкой. Работа с графическими планшетами. | На этом этапе обучающимся предлагается соответствующий возрасту и навыкам материал по работе с графическим редактором. В дальнейшем задача будет усложняться. |
35 | Цвет и тон. | Лекция с просмотром слайдов и презентации на тему «Цвет и тон. Монохромное и цветне изображение. Особенности подачи материала в мультипликации» | Работа в Adobe Photoshop. Выделение области. Инструмент «волшебная палочка». Выполнение самостоятельного задания: рисование открытки.
| Монтаж фильма на этом этапе производится педагогом. |
36 | Экранизация анимационного фильма. Принципы экранизации. | Анализ различных подходов к экранизации, демонстрация шедевров анимационной экранизации. | Озвучивание персонажей. Подкладка звука. Сведение звука. Рисование титров. | Конечный просчет материала, заключительный этап работы над анимационным фильмом выполняется педагогом. |
37 | Фильм-экранизация. Итоговая работа. |
| Демонстрация анимационного фильма. Анализ ошибок.
| Демонстрацию анимационного фильма можно приурочить к какому-либо празднику. |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
38 | Тема и идея | Демонстрация мультфильмов Ю.Б. Норштейна «Ежик в тумане», «Сказка сказок» | Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма. |
|
38 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии. | Проведение экскурсии на киностудию «Союзмультфильм» |
|
39 | Техники анимационного кино. Перекладка. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.Ю. Хржановского. Просмотр анимационного фильма «Дм, который построил Джек». | Выбор лучшего сценария для нового анимационного фильма. Дети приносят свои готовые сценарии. Либо берется готовое стихотворение. | Начало работы над новым анимационным проектом. |
40 | Техники анимационного кино. Пластилиновая анимация. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Г.Я. Бардина. Просмотр анимационного фильма «Брэк». | Работа над режиссерским сценарием. |
|
41 | Техники анимационного кино. Песочная анимация. | Лекция-беседа о техниках «сыпучей» анимации. Крупа, кофе, соль, песок и другие материалы. Особенности. Демонстрация анимационных фильмов, созданных с применением сыпучих материалов. | Мастер-класс по песочной анимации. | Песочная анимация рекомендуется детям как развивающая программа. Этот вид искусства помогает детям развивать мелкую моторику, воображение, творческий потенциал, тренирует память и внимание. На данном этапе предлагается только проба материала. |
42 | Техники анимационного кино. Живопись по стеклу. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.К.Петрова. прос-мотр анимационного фильма «Корова». | Рисование раскадровки нового анимационного фильма. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
43 | Техники анимационного кино. «Кальки». | Демонстрация обучающимся презентации по рисованной анимации.
| Работа по созданию аниматика фильма. |
|
44 | Экранизация готового литературного произведения. | Презентация на тему особенностей экранизации готового литературного произведения. Беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.А.Петрова. Показ фрагмента анимационного фильма «Петя и Красная Шапочка» | Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап. |
|
45 | Фильм-состояние. Экранизация на основе музыкального произведения. | Демонстрация анимационных фильмов А.М. Демина. | Подкладка «чернового звука» в аниматик. |
|
46 | Стили анимационного кино. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино М.В. Алдашина. Просмотр анимационного фильма «Рождество». Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Другая сторона», «Букашки».
| Заключительный монтаж аниматика. |
|
47 | Юмор в анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Э.В.Назарова. Просмотр анимационного фильма «Путешествие муравья». Просмотр анимационного фильма А.М Туркуса «Буревестник», получивший приз «За самый смешной фильм» на IX МФАФ «Золотая рыбка» в 2004 году. Просмотр.
| Съемка сцен. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
48 | Классическая советская анимация. Эклер. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Р.В. Давыдова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Сказка о царе Салтане», «Золотая антилопа». | Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop |
|
49 | Заключительный этап производства анимационного фильма. |
| Демонстрация анимационного фильма. Анализ ошибок. |
|
50 | Промежуточный мониторинг. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Бесшабашные таланты» | Промежуточный мониторинг знаний и умений обучающихся. |
|
51 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.
| Проведение экскурсии на киностудию «Кристмас -филмз». |
|
52 | Графический редактор Adobe Photoshop | Демонстрация презентации по работе в графическом редакторе Adobe Photoshop педагогом. | Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop. Создание перекладочного персонажа. |
|
53 | Актерское мастерство. | Презентация на тему «Компьютерный персонаж. Движение по кадрам». | Передвижение перекладочного персонажа, созданного в программе Adobe Photoshop по фону. | Возможна замена экскурсии на другую киностудию. |
54 | Монтажная программа Edius. | Лекция-беседа на тему «Звук. Шумы. Реплики. Музыка. Как создать гармонию звука в анимационном фильме». Демонстрация анимационного фильма А.Д.Ушакова «Про любовь и муху» | «Нарезка» звука в монтажной программе Edius. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
55 | Актерское мастерство. |
| Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по парам. Миниатюры. | Практическое занятие. |
56 | Фон и персонаж. | Лекция-беседа на тему «Как не задавить персонажа фоном». Демонстрация удачных и неудачных в этом плане анимационных фильмов в цветном и черно-белом вариантах.
| Создание монохромного рисунка. «Отбивка» фона и персонажа. Работа с цветовым пятном. |
|
57 | Актерское мастерство. |
| Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам. | Практическое занятие |
58 | Пластилиновая анимация. | Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да». | Разработка сценария для анимационного фильма с применением пластилиновой анимации. | Начало работы над новым анимационным фильмом. |
59 | Особенности разработки раскадровки пластилиновой анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.М.Татарского. Просмотр анимационного фильма «Пластилиновая ворона» | Работа над раскадровкой, монтаж аниматика. |
|
60 | Макет в пластилиновой анимации. Пластилиновая кукла. | Просмотр анимационного фильма «Падал прошлогодний снег» | Работа по созданию макета для пластилиновой анимации. Установка света. Фона. |
|
61 | Движение персонажа в пластилиновой анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино С.С. Меринова. Просмотр анимационного фильма «Куйгорож»
| Работа по созданию пластилиновых персонажей. Съемка сцен. |
|
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
62 | Фон и персонаж в пластилиновой анимации. | Просмотр анимационных фильмов из серии «Гора самоцветов» | Анимация персонажей.Съемка сцен. |
|
63 | Фон и персонаж в плоскости. | Презентация педагогом принципов анимирования плоских пластилиновых персонажей. | Продолжение работы над анимацией персонажей. |
|
64 | Съемка сцен для анимационного фильма. | Лекция на тему: «Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа.» | Заключительныйэтап работы над анимацией персонажей. |
|
65 | Принципы работы с библиотекой шумовых эффектов. | Презентация библиотеки шумовых эффектов. | Запись реплик для анимационного фильма. Подбор музыки и шумов. |
|
66 | Работа со звуковым рядом. | Лекция с прослушиванием материала на тему: «Звук, ритм, график изображения и звука, акценты.» | Монтаж анимационного фильма. Работа со звуком. |
|
67 | Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом. | Раскадровка анимационного фильма «Остров» (Ф.С. Хитрук). | Просмотр фильма. Анализ ошибок Успехи в работе над фильмом.
| Просмотр готового материала. |
68 | Текстура в визуальном ряде. | Лекция-презентация возможностей текстурного оформления визуального материала. | Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях. |
|
69 | Разработка мультипликата на «действие-реакцию». | Лекция о взаимосвязи действия и реакции персонажа, их необходимости в решении актерской задачи; умения по разработке мультипликата на «действие-реакцию».
| Рисование набросков людей в движении. |
|
70 | Актерское мастерство. |
| Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам. | Практическое занятие |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
71 | Лимитированная анимация.[1] | Лекция-беседа на тему «Лимитированная анимация» Просмотр фрагмента анимационного фильма Х. Мядзаки «Тоторо». | Рисование фонов и персонажей. Работа в графическом редакторе. |
|
72 | Сериальная анимация. | Лекция-беседа на тему «Сериальная анимация». Просмотр фрагмента французского анимационного сериала «Букашки». | Придумывание истории «с продолжением». Законченность каждого фрагмента. |
|
73 | Авторская анимация. | Лекция-беседа на тему «Авторская анимация». Просмотр фрагмента анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Шинель» | Рисование небольшой раскадровки собственной идее. |
|
74 | Анимация фотографий. | Лекция-беседа на тему «Анимация фотографий» | Работа с фототехникой. Работа в графическом редакторе. |
|
75 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по школе-студии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.
| Проведение экскурсии в Школу-студию «ШАР» | Возможна замена экскурсии на другую киностудию. |
76 | Итоговое занятие | Подведение итогов в виде зачета по пройденному теоретическому материалу в игровой форме. Коллективный просмотр вместе с родителями мультипликационного фильма (нескольких), созданного в процессе занятий в течение года. | Подведение итогового мониторинга знаний и умений обучающихся, полученных за первый год обучения по данной программе |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_1-1.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
Первый год обучения
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
1 | Вводное занятие. | Техника безопасности. Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. | ||
2 | Ведение в историю мировой и отечественной анимации. | История мировой анимации. Сформировать представление об историческом развитии анимации в целом, о разнообразии анимационных технологий (лекция с просмотрами). | Ознакомление с рисованием раскадровки. Рисование раскадровки по сказке «Курочка Ряба», «Колобок». | Рисование раскадровки-это вид входного тестирования: насколько дети понимают специфику анимационного творчества. Рисование раскадровки позволяет увидеть способности и возможности ребенка. |
3 | Особенности языка анимации. Кукольная анимация. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть первая «Друзья из детства» | Разработка сценария анимационного фильма. Распределение ролей в команде. | |
4 | Разработка сценария анимационного фильма. Кукольная (предметная) анимация. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть вторая «Галерея» | Работа над раскадровкой к анимационному фильму. Подготовка персонажей для работы. | |
5 | Работа над «пилотным» анимационным проектом. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть третья и четвертая «Петрушка и компания». | Съемка сцен на фото или веб-камеру. | На этом этапе монтаж и работу со звуком выполняет педагог. Это составляет зону ближайшего развития детей. |
6 | История мировой анимации. | Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами). | Рисование фонов. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
7 | Формирование представления о профессии. Функционал аниматора. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть четвертая «Сценарий для Буратино». | Создание короткого анимационного фильма из конструктора «Лего». Использование возможностей. Конструктора. | |
8 | Принципы и методы «одушевления» предметов. | История отечественной анимации: Владислав Старевич. Демонстрация презентации со слайдами. | Разработка концепции анимационного фильма из подручных материалов. | |
9 | Инструментарий и материалы «одушевления». | Просмотр. Мультфильмы Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева. | Выбор подручных материалов для работы над анимационным фильмом. | |
10 | Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг"). | Просмотр мультфильмов У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина. | Съемка сцен с подручными материалами: пенал, ластик, карандаш. Взаимодействие «персонажей». | |
11 | Этапы развития анимации, виды анимации: двухмерная, трехмерная, рисованная, перекладка, кукольная, пластилиновая, сыпучие материалы. | Просмотр мультфильмов А. Петрова, Нормана Мак-Ларена и других. | Работа с песком: первые пробы. Демонстрация обучающимся возможности песка как материала для создания анимации. | |
12 | Техники перекладочной анимации. | Просмотр и обсуждение мультфильма Романа Качанова «Варежка» | Создание пластилиновых персонажей на свободную тему. | |
13 | Особенности пластилиновой анимации. | Инструментарий аниматора. Лекция-беседа. Демонстрация слайдов. | Работа с пластилиновыми персонажами. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
14 | Функциональное значение медиатехнологий в процессе создания мультфильма | Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Photoshop. | Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Photoshop. | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
15 | Природа движения | Лекция на тему «Основные законы анимации» | Практические упражнения на поднятие рук персонажем. Упражнение «мяч». Упражнение «маятник» | На данном занятии происходит ознакомление обучающихся с основными законами анимации. Обучение искусству рисованного мультипликата будет на 2 году обучения. |
16 | Движение в кинематографе | Беседа о советских художниках-мультипликаторах. С.Б. Дежкин: особенности движения персонажей. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Чиполлино», «Птичка тари», «Шайбу!Шайбу!» | Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении. | |
17 | Механическое движение | Лекция-беседа о природе механического движения в мультипликации. | Упражнение «маятник» | |
18 | Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура. | Беседа о художниках-мультипликаторов кукол. Оживление куклы. Творчество Дабижа Н.Б. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Севильский цирюльник», «Дерево с золотыми яблоками», «Зимняя сказка». | Знакомство с различными анимационными технологиями. Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях. | |
19 | Медиатехнологии, анимация, особенности языка анимации. | Обзор медиа-технологий. Программа Edius. | Демонстрация обучающимся возможности программы Edius | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
20 | Анимация в контексте других медиатехнологий, ее преемственность и особенности. | Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Premiere. | Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Premiere. | На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе. |
21 | Характер персонажа | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Н.Н.Серебрякова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Отелло», «Превращение». | Разработка сценария анимационного фильма. Рисование выразительных персонажей. | Начало работы над анимационным фильмом |
22 | Действие, реакция, этапы реакции персонажа | Лекция-беседа о творчестве режиссера-анимационного кино, аниматора, О.В.Ужинова. Просмотр анимационного фильма «Жихарка». Обсуждение фильма. | Продолжение работы над сценарием анимационного фильма. | |
23 | Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. | Лекция-беседа о влиянии музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. | Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма. | |
24 | Мультипликатор - прежде всего «актер в душе». | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино, аниматора, В.М.Угарова. Просмотр анимационного фильма «Волшебная флейта». Разбор музыкального произведения и визуальной подачи материала. | Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма. | |
25 | Условность движения. Выразительность движения. | Лекция беседа на тему, каким образом можно достичь максимальной выразительности сцен при лимитированном мультипликате. Просмотр анимационного фильма И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз» | Работа над созданием персонажей анимационного фильма. | |
26 | Персонаж в анимационном фильме. | Беседа о творчестве В.В. Курчевского. Просмотр фильма «Урок музыки» | Работа над созданием персонажей. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
27 | Аниматик. Чем отличается аниматик от раскадровки. | Лекция с просмотром слайдов на тему «Для чего нужен аниматик. Этапы создания аниматика. Виды аниматика.» Демонстрация аниматика анимационного фильма «Тачки», «Смешарики». | Работа по созданию аниматика фильма. Придумывание названия, имена персонажей и т.д. | Ключевое занятие, целью которого является формирование «мышления режиссера». |
28 | Раскадровка. Комикс. Аниматик. | Лекция-беседа с просмотром слайдов о искусстве «комиксы». Демонстрация комиксов. Просмотр фрагментов анимационного фильма Х.Миядзаки «Летающий остров Лапута». | Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап. | |
29 | Анимация и иллюстрация. Движение и статика в рисунках. | Лекция-беседа о художниках-мультипликаторах и художниках иллюстраторах. Творчество И.Б. Олейникова. Просмотр анимационного фильма «Подна и Подни». Демонстрация обучающимся книг, иллюстрированных И.Ю. Олейниковым и К.Челушкиным. | Подкладка «чернового звука» в аниматик. | |
30 | Работа художника-постановщика и режиссера. Задачи, способы самовыражения. Особенности сотрудничества. | Лекция на тему особенностей сотрудничества режиссера анимационного кино и художника постановщика анимационного кино. Ф.С.Хитрук. Просмотр анимационного фильма «Винни Пух идет в гости». | Заключительный монтаж аниматика. | |
31 | Формирование представления о профессии режиссера анимационного кино. | Лекция на тему творчества режиссера Ф.С. Хитрука. Просмотр анимационного фильма «Каникулы Бонифация». | Съемка сцен. | |
32 | Формирование представления о профессии художника-постановщика анимационного кино. | Лекция-беседа на тему творчества художника-постановщика В.Н. Зуйкова. Просмотр анимационного фильма «Халиф-аист» | Продолжение съемки сцен. Рисование фонов. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
33 | Основы композиции, законы изображения. | Демонстрация картин, иллюстраций, альбомов репродукций -П. Клее, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Хокусая, Рембрандта и др. - иллюстрации Г. Калиновского, братьев Трауготов и др. | Заключительный этап съемки сцен. | |
34 | Изображение в кадре. Особенности кадрирования и построения композиции. | Лекция с просмотром репродукций, слайдов и иллюстраций на тему: «Контраст. Яркость. Большая форма.» | Работа в Adobe Photoshop. Кадрирование, цветокоррекция, чистка кадра, инструмент «штамп», работа с ластиком, кисточкой. Работа с графическими планшетами. | На этом этапе обучающимся предлагается соответствующий возрасту и навыкам материал по работе с графическим редактором. В дальнейшем задача будет усложняться. |
35 | Цвет и тон. | Лекция с просмотром слайдов и презентации на тему «Цвет и тон. Монохромное и цветне изображение. Особенности подачи материала в мультипликации» | Работа в Adobe Photoshop. Выделение области. Инструмент «волшебная палочка». Выполнение самостоятельного задания: рисование открытки. | Монтаж фильма на этом этапе производится педагогом. |
36 | Экранизация анимационного фильма. Принципы экранизации. | Анализ различных подходов к экранизации, демонстрация шедевров анимационной экранизации. | Озвучивание персонажей. Подкладка звука. Сведение звука. Рисование титров. | Конечный просчет материала, заключительный этап работы над анимационным фильмом выполняется педагогом. |
37 | Фильм-экранизация. Итоговая работа. | Демонстрация анимационного фильма. Анализ ошибок. | Демонстрацию анимационного фильма можно приурочить к какому-либо празднику. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
38 | Тема и идея | Демонстрация мультфильмов Ю.Б. Норштейна «Ежик в тумане», «Сказка сказок» | Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма. | |
38 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии. | Проведение экскурсии на киностудию «Союзмультфильм» | |
39 | Техники анимационного кино. Перекладка. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.Ю. Хржановского. Просмотр анимационного фильма «Дм, который построил Джек». | Выбор лучшего сценария для нового анимационного фильма. Дети приносят свои готовые сценарии. Либо берется готовое стихотворение. | Начало работы над новым анимационным проектом. |
40 | Техники анимационного кино. Пластилиновая анимация. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Г.Я. Бардина. Просмотр анимационного фильма «Брэк». | Работа над режиссерским сценарием. | |
41 | Техники анимационного кино. Песочная анимация. | Лекция-беседа о техниках «сыпучей» анимации. Крупа, кофе, соль, песок и другие материалы. Особенности. Демонстрация анимационных фильмов, созданных с применением сыпучих материалов. | Мастер-класс по песочной анимации. | Песочная анимация рекомендуется детям как развивающая программа. Этот вид искусства помогает детям развивать мелкую моторику, воображение, творческий потенциал, тренирует память и внимание. На данном этапе предлагается только проба материала. |
42 | Техники анимационного кино. Живопись по стеклу. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.К.Петрова. прос-мотр анимационного фильма «Корова». | Рисование раскадровки нового анимационного фильма. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
43 | Техники анимационного кино. «Кальки». | Демонстрация обучающимся презентации по рисованной анимации. | Работа по созданию аниматика фильма. | |
44 | Экранизация готового литературного произведения. | Презентация на тему особенностей экранизации готового литературного произведения. Беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.А.Петрова. Показ фрагмента анимационного фильма «Петя и Красная Шапочка» | Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап. | |
45 | Фильм-состояние. Экранизация на основе музыкального произведения. | Демонстрация анимационных фильмов А.М. Демина. | Подкладка «чернового звука» в аниматик. | |
46 | Стили анимационного кино. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино М.В. Алдашина. Просмотр анимационного фильма «Рождество». Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Другая сторона», «Букашки». | Заключительный монтаж аниматика. | |
47 | Юмор в анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Э.В.Назарова. Просмотр анимационного фильма «Путешествие муравья». Просмотр анимационного фильма А.М Туркуса «Буревестник», получивший приз «За самый смешной фильм» на IX МФАФ «Золотая рыбка» в 2004 году. Просмотр. | Съемка сцен. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
48 | Классическая советская анимация. Эклер. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Р.В. Давыдова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Сказка о царе Салтане», «Золотая антилопа». | Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop | |
49 | Заключительный этап производства анимационного фильма. | Демонстрация анимационного фильма. Анализ ошибок. | ||
50 | Промежуточный мониторинг. | Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Бесшабашные таланты» | Промежуточный мониторинг знаний и умений обучающихся. | |
51 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии. | Проведение экскурсии на киностудию «Кристмас -филмз». | |
52 | Графический редактор Adobe Photoshop | Демонстрация презентации по работе в графическом редакторе Adobe Photoshop педагогом. | Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop. Создание перекладочного персонажа. | |
53 | Актерское мастерство. | Презентация на тему «Компьютерный персонаж. Движение по кадрам». | Передвижение перекладочного персонажа, созданного в программе Adobe Photoshop по фону. | Возможна замена экскурсии на другую киностудию. |
54 | Монтажная программа Edius. | Лекция-беседа на тему «Звук. Шумы. Реплики. Музыка. Как создать гармонию звука в анимационном фильме». Демонстрация анимационного фильма А.Д.Ушакова «Про любовь и муху» | «Нарезка» звука в монтажной программе Edius. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
55 | Актерское мастерство. | Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по парам. Миниатюры. | Практическое занятие. | |
56 | Фон и персонаж. | Лекция-беседа на тему «Как не задавить персонажа фоном». Демонстрация удачных и неудачных в этом плане анимационных фильмов в цветном и черно-белом вариантах. | Создание монохромного рисунка. «Отбивка» фона и персонажа. Работа с цветовым пятном. | |
57 | Актерское мастерство. | Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам. | Практическое занятие | |
58 | Пластилиновая анимация. | Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да». | Разработка сценария для анимационного фильма с применением пластилиновой анимации. | Начало работы над новым анимационным фильмом. |
59 | Особенности разработки раскадровки пластилиновой анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.М.Татарского. Просмотр анимационного фильма «Пластилиновая ворона» | Работа над раскадровкой, монтаж аниматика. | |
60 | Макет в пластилиновой анимации. Пластилиновая кукла. | Просмотр анимационного фильма «Падал прошлогодний снег» | Работа по созданию макета для пластилиновой анимации. Установка света. Фона. | |
61 | Движение персонажа в пластилиновой анимации. | Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино С.С. Меринова. Просмотр анимационного фильма «Куйгорож» | Работа по созданию пластилиновых персонажей. Съемка сцен. | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
62 | Фон и персонаж в пластилиновой анимации. | Просмотр анимационных фильмов из серии «Гора самоцветов» | Анимация персонажей.Съемка сцен. | |
63 | Фон и персонаж в плоскости. | Презентация педагогом принципов анимирования плоских пластилиновых персонажей. | Продолжение работы над анимацией персонажей. | |
64 | Съемка сцен для анимационного фильма. | Лекция на тему: «Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа.» | Заключительныйэтап работы над анимацией персонажей. | |
65 | Принципы работы с библиотекой шумовых эффектов. | Презентация библиотеки шумовых эффектов. | Запись реплик для анимационного фильма. Подбор музыки и шумов. | |
66 | Работа со звуковым рядом. | Лекция с прослушиванием материала на тему: «Звук, ритм, график изображения и звука, акценты.» | Монтаж анимационного фильма. Работа со звуком. | |
67 | Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом. | Раскадровка анимационного фильма «Остров» (Ф.С. Хитрук). | Просмотр фильма. Анализ ошибок Успехи в работе над фильмом. | Просмотр готового материала. |
68 | Текстура в визуальном ряде. | Лекция-презентация возможностей текстурного оформления визуального материала. | Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях. | |
69 | Разработка мультипликата на «действие-реакцию». | Лекция о взаимосвязи действия и реакции персонажа, их необходимости в решении актерской задачи; умения по разработке мультипликата на «действие-реакцию». | Рисование набросков людей в движении. | |
70 | Актерское мастерство. | Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам. | Практическое занятие | |
№ | Содержание занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Примечания |
71 | Лимитированная анимация.[1] | Лекция-беседа на тему «Лимитированная анимация» Просмотр фрагмента анимационного фильма Х. Мядзаки «Тоторо». | Рисование фонов и персонажей. Работа в графическом редакторе. | |
72 | Сериальная анимация. | Лекция-беседа на тему «Сериальная анимация». Просмотр фрагмента французского анимационного сериала «Букашки». | Придумывание истории «с продолжением». Законченность каждого фрагмента. | |
73 | Авторская анимация. | Лекция-беседа на тему «Авторская анимация». Просмотр фрагмента анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Шинель» | Рисование небольшой раскадровки собственной идее. | |
74 | Анимация фотографий. | Лекция-беседа на тему «Анимация фотографий» | Работа с фототехникой. Работа в графическом редакторе. | |
75 | Экскурсия | Педагог самостоятельно проводит экскурсию по школе-студии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии. | Проведение экскурсии в Школу-студию «ШАР» | Возможна замена экскурсии на другую киностудию. |
76 | Итоговое занятие | Подведение итогов в виде зачета по пройденному теоретическому материалу в игровой форме. Коллективный просмотр вместе с родителями мультипликационного фильма (нескольких), созданного в процессе занятий в течение года. | Подведение итогового мониторинга знаний и умений обучающихся, полученных за первый год обучения по данной программе |
[1] Лимитированная анимация – скупое, упрощенное движение, много диалогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
Образовательная программа "Основы анимационного творчества"является модифицированной. Наиболее оптимальным для освоения данной образовательной программы является возраст детей 9-17 л...
АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙКузнецова Мария ВикторовнаЗайцев Алексей ЯковлевичГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского твор...
Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...
Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения
В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...
Педагогическая и психологическая целесообразность реализации программы "Основы анимационного творчества"
Методическое обеспечение.Программа реализуется по следующим принципам:· принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;·...
Детское анимационное творчество. Делаем мультфильмы с детьми.
Одним из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий в учебную деятельность...
Проект «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении»
Инновационный проект для одаренных детей «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении» (для детей младшего и среднего школьного возраста)....