Использование технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000..." на уроках английского языка.
статья по теме
Доклад на РМО учителей английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии деятельностного метода обучения « Школа 2000…» на уроках английского языка.
Политические и экономические условия, сложившиеся в нашей стране, а так же стремление России сотрудничать с западными странами предъявляют все новые требования к системе образования. Расширение международных связей существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам и, как следствие, разработкам новых педагогических технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у молодежи следующих основных компетенций:
- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
- мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)
- личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы. На современном этапе наиболее действенным является деятельностный подход. Деятельностный подход или медод активно начал применятся в 80-х годах прошлого столетия, и имел различные названия, например, «Деятельностное обучение», « системно-деятельностный подход», « Развивающее» или «проблемное обучение». Тогда работа велась под руководством профессора П. Я. Гальперина и доцента И. И. Ильясова.
Затем исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации "Школа 2000..." и Центре системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. под руководством Л. Г. Патесон. Изначально эта методика была нацелена на начальную школу и преимущественно на обучение математики, но затем была успешно апробирована и на других предметах, в том числе и иностранном языке.
Исследования по педагогике и психологии, проведенные в рамках этой программы, ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. «Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе». Как показывает опыт, долгое время у учащихся наблюдалась и наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, так как иностранный язык – трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определенные трудности, ведет к снижению интереса к иностранному языку. Поэтому главная задача, которая стоит перед преподавателем - раскрыть творческий потенциал учеников, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность детей и интерес к иностранному языку. Они должны осознать, зачем им нужен иностранный язык, какова его практическая значимость для их будущего.
Применительно к содержанию обучения иностранным языкам необходима проблемная подача материала, демонстрация особенностей нравов, обычаев и культуры людей в нашей стране и в странах изучаемого языка в сопоставлении. Одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям, а также перенос информации во «внутренний план» ребенка (жизненный и речевой опыт учащихся).
Итак, деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Реализация технологии деятельностного метода «Школа 2000» в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой активности.
Благодаря этим принципам деятельностный метод позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.
Технология деятельностного метода обучения английскому языку включает в себя систему деятельностных шагов.
Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:
- Самоопределение к деятельности (орг. момент)
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Одним из эффективных методов деятельностного подхода, который может быть широко использован на уроках английского языка, - метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) урока и самостоятельно открыть новые знания.
Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание учеников и педагога, предоставляет ребятам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Учащиеся становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и информации.
Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть деятельностный метод обучения английскому языку в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
У деятельностной методики обучения английскому языку много специфических черт.
1. Во-первых, создатели этой методики считают, что обучать навыкам организации самой деятельности и навыкам работы с учебным содержанием следует отдельно. Навыки самой деятельности необходимо формировать до того, как начнется само обучение (т.е. работа с учебным содержанием). В деятельностной методике разделяют предварительное овладение языковыми средствами и последующее собственно учебное общение. Создатели деятельностной методики считают неверным обучение языковым средствам в процессе работы с содержанием сообщаемого.
2. Следующей специфической чертой деятельностной методики является выделение так называемых языковых речекоммуникативных единиц. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи. Языковые единицы которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называется языковыми коммуникативными единицами.
3. И последней специфической чертой является использование такого приема, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, но и то, чему их обучают на данном этапе.
Преимущества деятельностного подхода
• У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
• формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
• возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
Деятельностной методике присущи следующие положительные стороны.
Во-первых, это формирование навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность.
Второй положительной чертой является возможность построения системы грамматики по данной методике, используя речекоммуникативные единицы.
Эта методика предполагает также обильную речевую практику.
Недостатком деятельностной методики является то, что цели обучения английскому языку (практические, воспитательные, образовательные и развивающие) недостаточно взаимосвязаны между собой, а также то, что процент самостоятельной познавательной деятельности ниже, чем в других методиках.
Литература
1. Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
5. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы"
Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы ...
Использование технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000..." на уроках английского языка.
Доклад на РМО учителей английского языка....
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...
Использование технологии деятельностного метода на уроках английского языка:построение процесса обучения на основе учебных ситуаций
Выступление на районнойконференции...
Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...
Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.
В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на основе конкретных примеров( УМК Spotlight)...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ
Не секрет, что учителя английского языка зачастую сталкиваются с одной и той же проблемой: после того, как ученики знакомятся с временем Present Continuous, они начинают путать его с Present Simple. Д...