ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ
статья по английскому языку
Не секрет, что учителя английского языка зачастую сталкиваются с одной и той же проблемой: после того, как ученики знакомятся с временем Present Continuous, они начинают путать его с Present Simple. Данное явление объясняется тем, что в родном для детей языке существует только одно настоящее время, а перевод на русский язык таких глаголов совпадает.
С целью решения данной проблемы эффективным является применение системно-деятельностного подхода, тесно связанного с понятием «универсальные учебные действия» (УУД). Этот термин означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
present_simple_present_continuous.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахременкова Анна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ СЛИ №2
городского округа г. Стерлитамак РБ
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ
Не секрет, что учителя английского языка зачастую сталкиваются с одной и той же проблемой: после того, как ученики знакомятся с временем Present Continuous, они начинают путать его с Present Simple. Данное явление объясняется тем, что в родном для детей языке существует только одно настоящее время, а перевод на русский язык таких глаголов совпадает.
С целью решения данной проблемы эффективным является применение системно-деятельностного подхода, тесно связанного с понятием «универсальные учебные действия» (УУД). Этот термин означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач по поиску удобных, понятных учителю инструментов формирования УУД. Прежде всего, это надпредметный курс «Мир деятельности», который сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного подхода по любому предмету. В начальной школе содержание курса «Мир деятельности» в основном прорабатывается на специально выделенных для этого занятиях, а затем системно применяется и закрепляется на предметных уроках (в том числе, на уроках иностранного языка), а также во внеурочной деятельности.
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: прочнее всего и на более долгое время с человеком остаются знания, «добытые» им самим. Активное получение знаний самим учащимся и создает ту самую мотивацию к учебе, которой часто не хватает школьникам.
Так, перед изучением новой темы (в нашем случае, знакомство с Present Continuous Tense), важно пробудить в учащихся исследовательский интерес. А для этого учителю необходимо:
- предъявлять ученикам доступный для их возраста материал для исследования;
- сформировать устойчивые универсальные познавательные действия, выраженные в следующих исследовательских умениях: поиск аналогов, сопоставление, сравнение с уже известными фактами, нахождение закономерностей, выдвижение и проверка гипотез и т.д.;
- сформировать умения и навыки по формулировке и высказыванию своих предположений, аргументированному их обоснованию, ведению споров, выслушиванию других мнений и совместному нахождению верных решений.
Это непростая задача, особенно если учитель стоит перед необходимостью «пройти» материал в определенные сроки. Но при затрате некоторого дополнительного времени на начальном этапе, результат совместной деятельности ученика и учителя будет гораздо выше, чем при предъявлении формул и правил в готовом виде.
Далее приводим в качестве примера основные этапы урока в 4 классе, целью которого было овладение учащимися знаниями и навыками, необходимыми для использования в речи The Present Continuous Tense.
Этап исследования и составления опоры. Учащиеся получают раздаточные материалы и задания к ним.
Задание 1. Изучить предложения из колонок A и В. Перевести их на русский язык (в начальном звене допускается «помочь» детям картинками). Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Выделить обстоятельства времени, которые употребляются в каждом случае.
Задание 2. Ответить на вопросы: как формируется сказуемое в Present Simple и Present Continuous (FORM). Какие обстоятельства времени используются в каждом случае (TIME WORDS). В каких ситуациях используется каждое из времен (USE). В чем принципиальное отличие между этими временами.
Образец раздаточных материалов может быть таким:
Present Simple | Present Continuous |
А | В |
1а.I usually read books in the evening. | 1b.I am reading an interesting book now. |
2а.Do you wear glasses? | 2b.Why aren’t you wearing your glasses at the moment? |
3а.Birds fly. | 3b.Look! The birds are flying! |
Учащимся предлагается использовать ручки разных цветов, например, синий цвет – для работы с предложениями в Present Simple (ранее уже изученным), красный – для работы с изучаемым временем, текстовыделители разных цветов для выделения обстоятельств времени.
Использование цветов, системы символов, составление схем существенно облегчает процесс усвоения новых знаний, делает работу более творческой, легкой и приятной.
В процессе перевода становится ясно, что все предложения из обеих колонок переводятся на русский язык с использованием глаголов только настоящего времени. Однако, при более внимательном рассмотрении дети замечают что в предложениях 3a и 3b глаголы “fly” и “flying” переводятся «летают» и «летят» соответственно. Данное наблюдение особенно важно, когда учащиеся будут анализировать ситуации использования этих времен. Роль учитель на данном этапе заключается в корректировке (при необходимости) детских переводов, выделении голосом глаголов, помогающих увидеть принципиальное отличие изучаемых времен: Present Simple – это ФАКТ совершения действия в настоящем времени, Present Continuous – это ПРОЦЕСС выполнения действия, как правило в момент речи.
Обучающимся обычно бывает довольно просто перейти к выполнению задания 2. В результате совместного с учителем обсуждения делаются выводы об образовании и использовании обеих форм, которые затем оформляются в опорные таблицы.
Этап материализованных действий. На этом этапе учащиеся получают систему заданий, которые требуют применения формируемых навыков. Задания выполняются с использованием составленных опорных таблиц и записей в грамматических тетрадях, что способствует белее качественному усвоению материала. Количество заданий может варьироваться от 5 до 10. По содержанию задания должны быть максимально разнообразными, проверка результатов выполнения упражнений может осуществляться самими учащимися, но при контроле и помощи учителя.
Этап внешнеречевых действий. Учащимся даются однотипные задания, они составляют, переводят фразы, доказывая верность своего варианта. Учащиеся работают как индивидуально, так и в парах, небольших группах. При подобном подходе к освоению материала автоматизация действий происходит очень быстро.
Этап итогового контроля. На этом этапе обучающимся предлагается контрольная работа, которая выполняется ими самостоятельно. Обычно результаты выполнения тестовых заданий при предлагаемой форме изучения нового грамматического материала бывают высокими.
Технология деятельностного метода обучения может быть использована не только при знакомстве с видовременными формами английских глаголов, но также при изучении таких грамматических тем, как «употребление наречий many – much с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными», «степени сравнения прилагательных», «определенный и неопределенный артикли», «активный и пассивный залог», «прямая и косвенная речь» и мн.др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты "Видо-временные формы английского глагола"
Одной из важнейших частей английской грамматики являются видо-временные формы глагола. Как правило, эта тема вызывает много затруднений в процессе обучения, по...
Видо-временные формы английского глагола (активный залог)
Данные учебные материалы предназначены для учащихся основной школы (5-11 классы), которые только начинают или уже активно изучают такой сложный грамматичесий материал, как формы глаголов. Т.Е. этот ма...
Использование технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000..." на уроках английского языка.
Доклад на РМО учителей английского языка....
Использование технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000..." на уроках английского языка.
Доклад на РМО учителей английского языка....
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...
Использование технологии деятельностного метода на уроках английского языка:построение процесса обучения на основе учебных ситуаций
Выступление на районнойконференции...
«Развитие навыка работы с видо-временными формами английского глагола на шкале времени в промежутке «Настоящее время»
Роль английского языка в современном мире неоценима. Он считается наиболее часто употребляемым языком. Более 450 миллионов людей считают его родным. Еще 600-650 миллионов граждан используют английский...