Исследовательская творческая деятельность
статья по теме
Развитие интеллектуального потенциала
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская творческая деятельность как развитие интеллектуального потенциала ученика
Уважаемы коллеги! Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к познанию создаёт условия для исследовательского обучения. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя». В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, развитием познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, делающего все для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.
Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Для этого я ставлю ученика в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности, Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.
С огромным удовольствием отмечу, что у нас в школе сложился коллектив профессионалов, которым действительно интересно решать вместе с детьми поставленные задачи
Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Далее - индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, в подборе литературы
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся школы, школьные олимпиады
Итог исследовательской деятельности учащихся - конференция исследовательских работ школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы.
Результаты работы уже видны. Мои ученики принимают участие в школьных, городских, краевых конкурсах
В 2010 году Меджлумян Мариам участвовал в краевом конкурсе исследовательских и творческих проектов с темой Корнями дерево сильно и награждёна дипломом краевого конкурса
В 2012 году Безденежных Мария, Николаева Анна, Бушмелева Катя участвовали в краевом конкурсе « Вожатый, которого я знаю » и заняли призовые места
В 2010-2011 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в Журфесте, конкурсах, проводимых библиотекой.
Безденежных Мария и Черникова Диана защитили на школьной конференции исследовательские работы.
Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы
Уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
Предлагаю вам
Полезные сайты:
http://www.gramota.ru «ГРАМОТА. РУ». На сайте представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы.
http://www.rubricon.ru «РУБРИКОН». На сайте можно получить доступ к электронным версиям российских энциклопедий, словарей.
http://www.gramma.ru «Культура письменной речи». Сайт посвящен правилам русского языка. Здесь излагаются нормы грамматики, орфографии, стилистики и лексики русского языка; разбираются типичные ошибки; приводятся советы по оформлению научных текстов и деловых бумаг.
http://www.philology.ru Русский филологический портал. Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия.
http://www.slova.ru Толковый словарь В.И. Даля. На сайте представлена электронная версия толкового словаря русского языка В.И. Даля. Реализована функция поиска слова по словарю. Также имеются материалы: биография Даля; тексты книг.
http://rifma.com.ru «Русские рифмы». Информационно-поэтический портал содержит огромное количество материалов, связанных с поэзией: словари и справочники; тесты конкурсы по стихосложению; афоризмы великих людей. Представлены образцы классической и современной поэзии.
http://www.slovari.ru «Русские словари». На сайте представлены интерактивные версии русских словарей. Также имеется раздел Служба русского языка, в котором можно задать интересующий вопрос специалистам Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ «Знаете слово?». На сайте более 300 интересных слов русского языка с толкованием, этимологией, иллюстрациями и энциклопедическими сведениями.
http://citihall.novosibirsk.ru/~vlad/names/ «Ономастикон». На сайте сведения о личных именах, их происхождении, значении и этимологии. Дни имен. Библиография.
http://starling.rinet.ru/morphoru.htm «Русские словари и морфология». На сайте компьютерные базы данных по словарям Ожегова, Зализняка и Мюллера, возможность проанализировать любое русское слово.
http://www.cbook.ru/peoples/terms/ «Словарь этнографических терминов». На сайте толкование этнографических терминов.
http://slovar.boom.ru/ «Толковый словарь современной компьютерной лексики». На сайте представлен собой очень подробный словарь-справочник лингвистических терминов и понятий.
http://www.slovari.ru/lang/ru/rls/ «Служба русского языка». На сайте возможность задавать любые вопросы, касающиеся русского языка. Подборка наиболее интересных, а также часто встречающихся вопросов. Полный архив вопросов и ответов.
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru— обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся
www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный...
«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».
Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....
Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...
Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя причины низкого уровня мотивации, я пришла к необходимости определения новых подходо...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете...