Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"
статья на тему
Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к семинару | 116.5 КБ |
текст к презентации | 275.38 КБ |
буклет для участников семинара | 35 КБ |
текст выступления на семинаре | 162.53 КБ |
раздаточный материал для участников семинара | 88.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данным МВД в России: более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковой преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло 600тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% - психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет;
По данным МВД в России: В стране 700 тыс. семей, где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в 60тыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка. Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности.
По данным МВД в России: Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% "несовершеннолетней" преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.
Дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах. Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно.
Результаты социологического обследования показали, что: 1) большинство родителей {93%} использует метод убеждения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание; 2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин); 3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка определяет следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних: несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту; несовершеннолетние обладают комплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления; в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка; особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.
Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками.
Авторитарный , командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется: педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик"; командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные; непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;
подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе; нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость , нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость); монополией учителя и родителей на оценивание деятельности учащихся, негативизмом педагогических воздействий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств); антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении подростков.
Либеральный (стиль чрезмерной опеки - 14%) характеризуется: существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы; подменой взрослыми функций подростков в их общественных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.
Гуманно-личностный стиль включает: внимание к подростку как к личности, индивидуальности, личностное равенство педагога с подростком, уважение прав подростка; исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка; понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи; обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.
Этапы работы с неблагополучными детьми: 1. Анализ первичной информации, определение основных проблем подростка. 2. Создание индивидуальной коррекционно-воспитательной программы. 3 . Организация совместной работы педагогического коллектива. 4. Социальная помощь подростку. 5. Выстраивание жизненной перспективы и помощь в решении личных проблем.
1. Проблемы: отсутствие интереса к учебе; наличие вредных привычек; вовлечение в асоциальнные связи и аморальный образ жизни; инфантильность в отношении к своей жизненной позиции; незанятость в кружках и секциях.
2. Реализация программы. Обучение родителей педагогической реакции на поведение подростка. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с подростками. Распределение семейных обязанностей с участием подростка. Ознакомление родителей с возможным сценарием судьбы подростка. Подключение родителей к решению проблем в обучении, в профессиональном самоопределении, преодолении вредных привычек. Установление еженедельного контакта между родителями и классным руководителем. Организация совместного семейного досуга, обсуждения семейных проблем
3. Задачи: Информирование педагогического коллектива относительно социально-психологических особенностей подростка. Обеспечение индивидуального подхода в обучении. Установление контроля за посещаемостью со стороны классного руководителя. Назначение шефа-наставника из числа педагогов, выполняющего роль посредника между подростком и коллективом школы. Включение подростка в общеклассные и общешкольные мероприятия
4. Задачи: 1. Оказание материальной помощи от органов социальной защиты. 2. Предоставление бесплатного питания в школе. 3. Помощь в адаптации к изменяющимся условиям обучения. Включение в тренинговую группу по развитию способности эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимые изменения в своей жизни. Обучение техникам снятия неблагоприятных состояний.
5. Задачи: Ориентация в выборе профессии. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Формирование навыков, облегчающих социальную адаптацию. Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставление информации по учебным заведениям. Организация индивидуальных консультаций с психологом по коррекции ценностных ориентации. Организация консультации по профориентации.
Статистика по МОУ СОШ № 10 «Пересвет» На конец 2008-2009 учебного года в школе насчитывалось 449 учащихся. Из них: ВШУ – 9 учащихся; ПДН – 8 учащихся; УО – неблагополучные семьи – 3 семьи – 4 детей; Неблагополучные семьи в школе – 7 семей – детей – 8; Подопечных – 10 детей, этих детей также можно причислить к «группе риска»; «Группа риска» насчитывала – 16 человек. Всего – 55 учащихся, это более 12% от кол-ва учащихся в школе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Билль о правах личности ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
| МОУ СОШ №10 “Пересвет» СЕМИНАР «Организация работы социального педагога с семьями и взаимодействие с другими образовательными учреждениями и социальными структурами» 27 октября 2009г., 1000 часов. г. Бердск, 2009г. |
ПРОГРАММА СЕМИНАРА:
| ТЕЗИСЫ: «Для того, чтобы действительно помочь "трудным" детям, требуется совсем иной педагогический подход. Я бы назвала его "жизнедеятельностным", т.к. для его реализации требуется не просто "призыв ко спасению". Прежде всего, учитель должен привнести в жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его внутренний конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в которое ребёнок может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание» «Готовность дать полезный совет или подставить свое плечо в трудную минуту, помочь словом и делом постепенно сможет вывести «трудных» детей из состояния болезненной ущемленности самолюбия, боязни неудачи и недоверия взрослым людям» «Личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с педагогом. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу» . |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя
В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения диагностировать личность школьника и осуществлять...
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей
методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий...
Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.
Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали...
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»Диагностика важна не сама по себе, а...
Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога
В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка....