Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"
статья на тему

Зибарева Людмила Николаевна

Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми

Слайд 2

По данным МВД в России: более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковой преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло 600тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% - психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет;

Слайд 3

По данным МВД в России: В стране 700 тыс. семей, где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в 60тыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка. Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности.

Слайд 4

По данным МВД в России: Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% "несовершеннолетней" преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.

Слайд 5

Дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах. Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно.

Слайд 6

Результаты социологического обследования показали, что: 1) большинство родителей {93%} использует метод убеждения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание; 2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин); 3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.

Слайд 7

Конвенция ООН о правах ребенка определяет следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних: несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту; несовершеннолетние обладают комплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления; в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка; особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

Слайд 8

Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками.

Слайд 9

Авторитарный , командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется: педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик"; командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные; непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;

Слайд 10

подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе; нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость , нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость); монополией учителя и родителей на оценивание деятельности учащихся, негативизмом педагогических воздействий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств); антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении подростков.

Слайд 11

Либеральный (стиль чрезмерной опеки - 14%) характеризуется: существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы; подменой взрослыми функций подростков в их общественных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.

Слайд 12

Гуманно-личностный стиль включает: внимание к подростку как к личности, индивидуальности, личностное равенство педагога с подростком, уважение прав подростка; исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка; понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи; обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.

Слайд 13

Этапы работы с неблагополучными детьми: 1. Анализ первичной информации, определение основных проблем подростка. 2. Создание индивидуальной коррекционно-воспитательной программы. 3 . Организация совместной работы педагогического коллектива. 4. Социальная помощь подростку. 5. Выстраивание жизненной перспективы и помощь в решении личных проблем.

Слайд 14

1. Проблемы: отсутствие интереса к учебе; наличие вредных привычек; вовлечение в асоциальнные связи и аморальный образ жизни; инфантильность в отношении к своей жизненной позиции; незанятость в кружках и секциях.

Слайд 15

2. Реализация программы. Обучение родителей педагогической реакции на поведение подростка. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с подростками. Распределение семейных обязанностей с участием подростка. Ознакомление родителей с возможным сценарием судьбы подростка. Подключение родителей к решению проблем в обучении, в профессиональном самоопределении, преодолении вредных привычек. Установление еженедельного контакта между родителями и классным руководителем. Организация совместного семейного досуга, обсуждения семейных проблем

Слайд 16

3. Задачи: Информирование педагогического коллектива относительно социально-психологических особенностей подростка. Обеспечение индивидуального подхода в обучении. Установление контроля за посещаемостью со стороны классного руководителя. Назначение шефа-наставника из числа педагогов, выполняющего роль посредника между подростком и коллективом школы. Включение подростка в общеклассные и общешкольные мероприятия

Слайд 17

4. Задачи: 1. Оказание материальной помощи от органов социальной защиты. 2. Предоставление бесплатного питания в школе. 3. Помощь в адаптации к изменяющимся условиям обучения. Включение в тренинговую группу по развитию способности эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимые изменения в своей жизни. Обучение техникам снятия неблагоприятных состояний.

Слайд 18

5. Задачи: Ориентация в выборе профессии. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Формирование навыков, облегчающих социальную адаптацию. Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставление информации по учебным заведениям. Организация индивидуальных консультаций с психологом по коррекции ценностных ориентации. Организация консультации по профориентации.

Слайд 19

Статистика по МОУ СОШ № 10 «Пересвет» На конец 2008-2009 учебного года в школе насчитывалось 449 учащихся. Из них: ВШУ – 9 учащихся; ПДН – 8 учащихся; УО – неблагополучные семьи – 3 семьи – 4 детей; Неблагополучные семьи в школе – 7 семей – детей – 8; Подопечных – 10 детей, этих детей также можно причислить к «группе риска»; «Группа риска» насчитывала – 16 человек. Всего – 55 учащихся, это более 12% от кол-ва учащихся в школе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Билль о правах личности

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

  1. ...иногда ставить себя на первое место
  2. ...просить о помощи и эмоциональной поддержке
  3. ...протестовать против несправедливого обращения или критики
  4. ...иметь свое собственное мнение или убеждения
  5. ...совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
  6. ...предоставлять людям право решать caмим свои проблемы
  7. ...говорить: “Спасибо, НЕТ”, “Извините, НЕТ”
  8. ...не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
  9. ...побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
  10. ...иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
  11. ...менять свои решения или изменять образ действий
  12. ...добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

  1. ...быть безупречным на 100%
  2. ...следовать за всеми
  3. ...делать приятное неприятным Вам людям
  4. ...любить людей, приносящих Вам вред
  5. ...извиняться за то, что Вы были самим собой
  6. ...выбиваться из сил ради других
  7. ...чувствовать себя виноватым за свои желания
  8. ...мириться с неприятной Вам ситуацией
  9. ...жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
  10. ...сохранять отношения, ставшие оскорбительными
  11. ...делать больше, чем Вам позволяет время
  12. ...делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
  13. ...выполнять неразумные требования
  14. ...отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
  15. ...нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
  16. ...отказываться от своего “Я” ради чего-бы то ни было или кого-бы то ни было.

МОУ СОШ №10 “Пересвет»

СЕМИНАР

«Организация работы социального педагога с семьями и взаимодействие с другими образовательными учреждениями и социальными структурами»

27 октября 2009г., 1000 часов.

г. Бердск,  2009г.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

  1. Регистрация в 9-30, каб. 116, учительская.
  2. Начало семинара в 10.00, кабинет №309.
  3. Выступления участников с докладами:
  • Зибарева Л.Н. «Организация работы социального педагога с семьями и взаимодействие с другими образовательными учреждениями и социальными структурами»
  • Башкирцева Н.А. «Стили общения с трудными подростками».
  • Подлипалина Т.Н. «Вовлечение детей группы риска в общественную деятельность».
  • Шабалова О.А. «Работа с семьями трудных подростков».
  • Лямцева О.Я. «Работа с классным коллективом».
  • Анакина К.Г. «Вовлечение «трудных» в проектную и практическую деятельность».
  1. Перерыв.
  2. 11.40 - Круглый стол.

ТЕЗИСЫ:

«Для того, чтобы действительно помочь "трудным" детям, требуется совсем иной педагогический подход. Я бы назвала его "жизнедеятельностным", т.к. для его реализации требуется не просто "призыв ко спасению". Прежде всего, учитель должен привнести в жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его внутренний конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в которое ребёнок может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание»

«Готовность дать полезный совет или подставить свое плечо в трудную минуту, помочь словом и делом постепенно сможет вывести «трудных» детей из состояния болезненной ущемленности самолюбия, боязни неудачи и недоверия взрослым людям»

«Личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с педагогом. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу»

.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей

методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий...

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»Диагностика важна не сама по себе, а...

Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка....