«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Фатьянова Евгения Александровна

Система работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_masterklass.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Фатьянова Евгения Александровна, учитель химии и биологии средней школы № 48 г, Белгорода.

Мастер – класс

Тема: «Создание условий для развития самостоятельности учащихся  через формирование умений работы с доступным инструментарием».

Цель: Представить собственную систему работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

Применяемые методы: проблемное обучение, элементы проектной деятельности.

Оборудование: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости кислот, солей и оснований», ряд активности металлов, инструктивные карты.

Тема: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

Цель: 1) Создать условия для усвоения учащимися знаний по строению и классификации  бинарных соединений.

           2) Обеспечивать развитие коммуникативных, информационных компетенций, критического и творческого мышления, самостоятельности учащихся.

           3) Воспитывать культуру умственного труда.

Основные понятия, приобретённые учащимися ранее:

- Строение Периодической системы Д.И. Менделеева (элементы – металлы и элементы – неметаллы, периодичность изменения свойств, высшие оксиды)

- Степень окисления

 - Физические свойства вещества

Класс делится на группы, которые формируются с учётом уровня знаний, организаторских способностей учащихся, определяется руководитель, организующий работу в группе. Учащиеся получают инструктивные карты.

Подготовительный этап: формулировка темы и целей проектной деятельности, выделение подтем, доведение до учащихся конкретных задач.

Тема: «Оксиды».

Цель: собрать информацию и представить отчёт о составе, классификации, свойствах оксидов.

Результаты оформите в таблицу.

Планирование: определяем источник (периодическая система) и способы сбора информации (работа в группе, анализ инструктивных карт, актуализация знаний).

Разработка проекта: Накопление информации.

1 – группа: Общая характеристика.

Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.

  1. Изучите формулы предложенных соединений: CaO, SO3, Al2O3. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания, определите общее название этих соединений.
  2. Определите степени окисления элементов в соединениях. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в этой группе.
  3. Сформулируйте определение и выведите общую формулу.
  4. Можно ли H2O2, K2O2   отнести к вашей группе соединений? Почему?

Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Общая формула

Определение

2 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.

Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию  оксидов по составу в виде схемы.

  1. К какой группе можно отнести  оксиды Be2O3, Al2O3?

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по составу

3 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.

  1. Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию  оксидов по физическим свойствам в виде схемы.

  1. Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по физическим свойствам

Оформление результатов: составление  по группам и общей таблиц.

Презентация: представление результатов выполненной работы.

Оценивание.

Характерис

тики

Данные

Состав, общая формула, определение

ЭxOy-2

Классификация

по составу

            оксиды металлов                                             оксиды неметаллов

                 K2O, MgO, BaO             P2O5,  N2O5, SO3

по физическим свойствам

твёрдые        жидкие            газы

                                                   H2O                                     CO2

SiO2                                                                         

по растворимости в воде

           растворимые                                                           нерастворимые

                   CaO                                  SiO2                        


Характеристи

ки

Данные

Общая характеристика оксидов.

Определение:

Общая формула:

        

Характеристи

ки

Данные

классификация

по составу

        

Характеристи

ки

Данные

классификация

по физическим свойствам


1 – группа: Общая характеристика.

Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.

  1. Изучите формулы предложенных соединений: CaO, SO3, Al2O3. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания, определите общее название этих соединений.

Формируемые знания: актуализация знаний по темам строение периодической системы, простые вещества металлы и неметаллы.

умения и навыки: информационные, коммуникативные.

  1. Определите степени окисления элементов в соединениях. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в этой группе.
  2. Сформулируйте определение и выведите общую формулу.
  3. Можно ли H2O2, K2O2   отнести к вашей группе соединений? Почему?

Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Общая формула

Определение

2 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.

Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию  оксидов по составу в виде схемы.

  1. К какой группе можно отнести  оксиды Be2O3, Al2O3?

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по составу

3 – группа: Классификация оксидов.

Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.

  1. Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.

Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию  оксидов по физическим свойствам в виде схемы.

  1. Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.

          Результаты  внесите  в  таблицу.

Характеристики

Данные

Классификация

по физическим свойствам

Оформление результатов: составление  по группам и общей таблиц.

Презентация: представление результатов выполненной работы.

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.

Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни    человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических  словарей....

«Создание условий для развития исследовательских умений гимназистов на уроках английского языка»

В «Стратегии модернизации содержания образования» указывается, что  происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов   образования, педагогических техно...

Создание условий для проявления самостоятельности и творчества учащихся

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности ученика, а творческая деятельность - это активное взаимодействие ученика с окружающим миром, в результате которого он целенапр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выступление на РМО учителей математики по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮ...

Создание условий для развития детской одаренности в условиях школьной образовательной среды

Обобщение опыта работы ОО по созданию условий для выявления и развития творчески одаренных детей, попытка проанализировать условия и деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)

работа с исторической картой. Этапы в работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Формирование различных умений у учащихся при работе с картой. Фрагменты уроков истории при орг...

Развитие математической грамотности на уроках математики через формирование умения работать с задачей (Бурмистрова Е.Ю.)

Развитие математической грамотности на уроках математики через формирование умения работать с задачей (Бурмистрова Е.Ю.)...