"Здоровьесберегающая деятельность школы"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Современные условия жизни российского общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физическое здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
- 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
- Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
- 5 % взрослого населения страны хронически больны, а, 95 % - находятся в «третьем состоянии».
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:
- год от года возрастают учебные нагрузки;
- досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.
Всё это приводит к возникновению «школьных болезней»: нарушениям осанки, зрения, пищеварительной системы; о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в феврале 2010 года утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
«Здоровое поколение – будущее государства» - именно эту цель преследует новый тип школы – школы здоровья.
Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:
- во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача;
- во-вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье.
Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы.
Выдвигаемая на передний план категория «качество образования», непосредственно связана с категорией «здоровье» как гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей и подростков, в нём должны присутствовать формы активности, направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Как показывают результаты наблюдений, более чем у половины учащихся школы не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.
Все это ставит следующие задачи:
- объединение усилий школы, учреждений дополнительного образования и родителей по пропаганде здорового образа жизни;
- совершенствование организации медицинской помощи учащимся, повышение эффективности профилактической и оздоровительной работы среди учащихся, учителей и родителей;
- обучение педагогов здоровьесберегающим принципам ведения уроков, мерам первичной профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка;
- медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в адаптационные периоды: при поступлении в школу, при переходе к предметному обучению, в подростковый период.
В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. С ними проводятся тренинги, учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько блоков, в которых используется разный подход к охране здоровья:
I блок. Здоровьесберегающая инфраструктура включает:
- обеспечение оптимальных гигиенических условий;
- наличие медицинского кабинета;
- организация горячего питания (охвачено 100% учащихся);
- проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;
- оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы и близлежащей территории.
II блок. Рациональная организация учебного процесса:
- проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин выделяется на проведение физкультпауз, офтальмологических, динамических пауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- проведение уроков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода;
- организация преподавания всех учебных предметов с интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;
- соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания).
III блок. Организация физкультурно – оздоровительной работы:
- участие в районных спортивных соревнованиях;
- организация работы кружков: «Спортивные игры», «Спортивная лапта», «Мини-футбол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Борьба», «Джиу-джитсу», «Меткий стрелок», «Фитнес-аэробика» и др.
- организация физкультурно – оздоровительной работы (походы, лыжные прогулки, экскурсионная работа);
- организация физкультпауз на уроках;
- профилактические прививки;
IV блок. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности и здорового образа жизни:
- включение в систему работы школы программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся, с учётом их возрастных, психофизических особенностей:
- работа в классах – лекции, беседы, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья согласно воспитательным планам классных руководителей.
V блок. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение квалификации работников и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:
- лекции, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и заседаниях МО классных руководителей;
- приобретение необходимой научно – методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований;
- организация методической копилки “В помощь классному руководителю”.
VI блок. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:
- регулярный анализ и обсуждение на МО, педсоветах, совещаниях данных о состоянии здоровья школьников;
- контроль пропусков уроков по болезни учащимися класса;
- контроль за состоянием здоровьесберегающей деятельности в классах.
Работая по данной модели, коллектив школы вместе с учащимися и их родителями создаёт здоровьесберегающее пространство.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.
Наличие здоровьебсрегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов:
Расположение здания школы;
Наличие транспортного обслуживания (подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей);
Территория общеобразовательного учреждения (выделены следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная);
Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
Наличие учебных мастерских;
Соблюдение размеров мебели;
Воздушно-тепловой режим (соответствие температурным требованиям, проветривание помещений во время перемен) ;
Освещенность мест занятий;
Водоснабжение и канализация;
Наличие спортивного и тренажерного залов, раздевалкок, подсобных помещений;
Спортивное оборудование и инвентарь;
Оборудование спортивной площадки на пришкольной территории и школьного стадиона;
Соблюдаются гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Следующим условием создания школьной полноценной среды является организация медицинского обслуживания обучающихся.
Столовая и ее оснащенность;
Организация качественного бесплатного питания для всех учащихся (горячие обеды);
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В школе введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, соответствующих индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....
Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....
здоровьесберегающая деятельность в школе
основные направления работы в школе по сохранению здоровья учащихся...
Проект здоровьесберегающей деятельности школы
Задачи проекта:1. воспитание у школьников ответственного отношения к своему здоровью.2. формирование понимания, что здоровье- это бесценный дар.3. воспитание...
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе
Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...
Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы".
Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором ...
здоровьесберегающая деятельность школы
формирование здорового образа жизни как одно из направлений деятельности школы...