здоровьесберегающая деятельность в школе
методическая разработка по теме
основные направления работы в школе по сохранению здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_v_shkole.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.
Задачи:
- создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
- предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
- перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.
Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:
- Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья
- Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
- Организация качественного горячего питания
- Организация вспомогательных служб:
– психолого-логопедическая служба
– социально-правовая служба
2. Рациональная организация учебного процесса.
Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
- Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
- Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
Медико-гигиенические технологии:
- Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
- Проведение прививок.
- Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
- Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
Экологические здоровьесберегающие технологии:
- Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
- Обустройство пришкольной территории.
- Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Компенсаторно-нейтрализующие
- Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.
- Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.
- Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.
Стимулирующие
Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Информационно-обучающие
Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.
- Проведение тематических классных часов.
- Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
- Оформление тематических стендов на тему здоровья.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
- Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.
4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
- Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся с обсуждением на педсоветах, доступность данных сведений для каждого педагога.
- Создание системы комплексной педагогической, психологической, социальной помощи детям со школьными проблемами.
- Ритмико-коррекционные упражнения для детей "группы риска".
- « Музыкотерапия» для детей с заболеваниями органов дыхания и школьными проблемами.
5. Просветительско-воспитательная работа
Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:
- Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
- Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.
- Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....
Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....
Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...
СТАТЬЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В современном образо...
«Здоровьесберегающая деятельность в школе»
Реферат на тему «Здоровьесберегающая деятельность в школе»...