Доклад "Выявление педагогического мастерства учителя"
статья по теме

Пономарева Татьяна Викторовна

    Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._vyyavlenie_pedagogicheskogo_masterstva.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление педагогического мастерства учителя.

Доклад учителя химии Пономарёвой Т.В.

2012-2013 учебный год.

    Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры.

    Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием понимаются следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у школьников положительной установки на занятие; обладание чувством юмора, умением управлять настроением всего класса.

    В современной России выделяют пять категорий педагогов:

1.Педагоги-новаторы. Так определили учителей, вносящих новизну во все элементы педагогической системы.

2.Творческие учителя. Так обозначили педагогов, вносящих новизну в способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов, способов обучения детей доминируют в профессиональных способностях этой категории учителей.

3.Большинство учителей отнесены к категории добросовестно работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной модели функционирования школы к инновационной.

4.Учителя-формалисты, как правило, отторгаются новой системой обучения и оказываются неспособными работать в инновационном режиме.

5.Случайные люди.

     Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.

 

     Изучение деятельности и личности педагога – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Методическая работа призвана помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении  детей. Выполнить эту задачу можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого педагога. Диагностический подход позволяет:

– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;

– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

– наметить программу роста педагогического мастерства каждого педагога путем совершенствования учебно-воспитательной работы всего коллектива;

– учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости в создании микрогрупп и школ передового опыта;

– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой воспитателей, с повышением их общего культурного кругозора;

– обеспечить  оптимальное  планирование  методической  работы в детском саду, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления;

– систематизировать всю работу школьных учреждений.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Основы
классификации

Методы

Содержание

По степени «вмешательства» в поведение воспитателей:

1. Наблюдение

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики
человека через изучение его поведения

Пассивные

2. Анкетирование

Метод социально-психологического исследования с помощью анкет

3. Тестирование

Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные воп-
росы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий

4. Интервьюирование

5. Сбор косвенных данных о воспитателе

6. Анализ документации

Метод получения информации с помощью устного опроса.

Отзывы о воспитателе со стороны детей,
родителей, коллег
.

Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.

Активные

1. Диагностический эксперимент

2. Создание ситуаций (например, ситуаций методического развития воспитателя):

Естественный эксперимент с постановкой диагностической дели

а) «выбора приоритетов»;

В ходе проигрывания ситуации нос-питатель сопоставляет варианты решении, останавливается на главном

б) «профессионального диалога»;

Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон

в) «отказа от

стереотипов»

Поиск творческих вариантов, неординарных выходов

3. АКС (анализ конкретных ситуаций)

Поиск оптимальных вариантов путем коллективной  мыследеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Педагогическое мастерство учителя изобразительных искусств

Сущность педагогического искусства и сферы его проявленияПедагогическое мастерство и специфика деятельности учителяискусства Профессиональные и человеческие качества педагогаСтили деятельно...

Профессионализм и педагогическое мастерство учителя

Сегодня педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений.  Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач п...

Сценарий проведения конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2012"

Сценарий посвещен Году Российской истории и содержит интересные сценарные находки, театрализацию ключевых моментов развития образования в России....

Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ

Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...