Педагогическое мастерство учителя изобразительных искусств
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Кузнецова Надежда Викторовна

 

Сущность педагогического искусства и сферы его проявления

Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителяискусства 

Профессиональные и человеческие качества педагога

Стили деятельности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_masterstvo_uchitelya_izo.docx69.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

« Новые педагогические технологии в преподавании изобразительного искусства в 1 – 9 классах»

КУЗНЕЦОВОЙ НАДЕЖДЫ ВИКТОРОВНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ №1516

ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

УЧИТЕЛЬ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО   ТРУДА»

г. Москва

2010-2011 учебный год

                            Оглавление:

                            I. Введение…………………………………………………………............стр.3

                            II.Теоретическая часть………………………………................................стр.4

Сущность педагогического искусства и сферы его проявления………стр.4

                          Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя

                          искусства…………………………………………………………………стр.5  

Профессиональные и человеческие качества педагога………………..стр.8

                            Стили деятельности учителя…………………………………………..стр.12

  1. Введение

                                     «Педагогом – XXI века является не тот,

                    кто хорошо  учит,  а тот, у кого учатся»

Лиферов Л.А.[1]

                                                      «Ученик это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Пифагор[2]

  Следует помнить, что учитель изобразительного искусства — это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой спо собностью — видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обык новенного человека. Без такой способности не может состояться как художник, так и учитель изобразительного искусства. Готовность учителя к организации и управлению учебным процессом определяют наряду с безусловным владением элементами специальной подготовки (основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства и др.) многие другие компоненты. В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».          

  1. Теоретическая часть

Сущность педагогического искусства и сферы его проявления

Высший уровень совершенства педагогической деятельности при нято называть педагогическим искусством.

Педагогическое искусство (мастерство) учителя — это синтез определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое искусство — это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и на выков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

     Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы и выражается в приме нении системы эффективных методов решения профессиональных задач, в высоком качестве их выполнения, в единстве пауки и искусства.

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим пре подаванием увлечь каждого ученика. Умение наблюдать, анализиро вать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование.

                                

                               

                                 Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя

                            искусства            

Существенной стороной педагогического мастерства является  педагогическое творчество. Ведь педагогический труд всегда творческий, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педаго га, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Специфика педагогического творчества видится в том, что оно способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров[3]):

  1. Регламентированностъ во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, раз работка, реализация смысла и др.) жестко связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности профессионального художника часто необходи мы паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства они практически исключены. Педагог ограничен во времени количеством часов, отво димых на изучение конкретной темы, раздела и др.
  2. Отсроченностъ результатов творческих поисков педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, в готовых работах и оцениваются весьма частично и отно сительно. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных резуль татов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально- педагогической деятельности.
  3. Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимули рующим фактором. Учитель как специалист в области изобразительного искусства в ходе образовательного процесса демонстрирует своим уча щимся творческое отношение к профессиональной деятельности.
  4. Зависимость проявления творческого педагогического по тенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебное оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовлен ность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.
  5. Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может сти мулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Профессиональные и человеческие качества педагога

Можно ли настойчивым обучением, интенсивным «отвергаем себя» компенсировать нехватку педагогических способностей, заменив их профессиональными знаниями, умениями? Какой педагог работает лучше – имеющий от природы задатки и призвание к педагогическому труд или же человек средних способностей и не особенно одарен педагогически, но много, активно и постоянно работающий над своим профессиональным совершенствованием? Конечно, в идеальном случае педагогической деятель ностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но педагогическая профессия стала массовой. Отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и се рьезною отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой. Педагогические способности (задатки, талант, призвание) можно считать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, гак и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педа гогического мастерства.

Педагог — это всегда великий труженик. Поэтому важными про фессиональными качествами педагога мы должны признать трудо любие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, настойчивость, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «об разовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты. Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя искусства случаются забастовки, развивается конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважительного отношения к его мнению, понимания особенностей развития ребенка, из высокой требовательности к его учебной деятельности. Наконец, в искренней заинтересованности в развитии личности ученика.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Про буждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Необходимо это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный ба рометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их на строение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедли вость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения были обоснованны, соответствовали уровню развития школьников.

Воспитатель обязан быть требовательным. Высокие требования учитель, прежде всего, предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педаго гическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: весёлый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подко вырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон.

Один из парадоксов труда учителя заключается в том, что воспита тель - носитель культуры, сложившейся вчера, - обязан воспитывать человека, которому предстоит создавать культуру в будущем. Успешность обучения во многом зависит от  широты взглядов учителя, его терпимости, толерантности.

Основной  формой урока искусства остается диалог при ведущей роли учителя, чье мастерство проявляется во многом в умении инте ресно, артистично изложить материал (то есть дать информацию), хотя учитель» уже давно перестал быть единственным источником этой информации. Это значит, что учитель должен не бояться привлекать к  урокам средства новых информационных технологий (интернет, компьютеры, цифровую фото- и видеотехнику и др.), которые могут оказаться более привлекательными для современ ного молодого человека, чем просто рассказ учителя, даже самый продуманный.

                               Стили деятельности  учителя

Важной характеристикой учебной деятельности является стиль деятельности учителя. Стиль деятельности учителя обусловлен устойчивыми индивидуальными психологическими особенностями учителя и системой приемов, которые он реализует в процессе своей педагогической деятельности.

Одной из принятых классификаций стилей педагогического об щения является их деление на авторитарный,  демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломенский, В.В. Шпалинский, М.КЭ.Кондратьев и др[4].).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллек тива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок,  педагог определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагог дает деловые, краткие распоряжения, запреты формулируются без снисхождения, с угрозой, эмоции не принимаются в расчет. Противодействие школьников властному давлению педагога чаше всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных

ситуаций.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль обще ния характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется желанием снять с себя ответствен ность за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как шко лы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутс твие контроля над деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Дисциплина и успеваемость - неудовлетворительны, в классах таких педагогов.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются оторванность учителя от своих учеников, отсутствие доверия с обеих сторон, явная обособленность, отчужденность учителя, демонс тративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Сотрудничество (демократический) — альтернатива предыдущим стилям общения. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого сти ля — совместное решение проблем. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического обще ния дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демокра тический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать художес твенно-творческие задачи обучения изобразительному искусству.

Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию.  Ительсон Лев Борисович, доктор психологических наук, профессор,  положил  в основу классификации стилей общения, те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог. Выделил, между авторитарным и демократическим стилями, целый ряд промежуточ ных, а также дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

  1. информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.;
  2. друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
  3. диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  4. советчика, если использует осторожное уговаривание;
  5. просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо;
  6. вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отри цательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.

На основе содержательных характеристик стиля (преимуществен ная ориентация учителя на процесс или результат своего труда), его динамических характеристик (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.), результативности (уровень знаний и навыков у учеников, а также их интерес к предмету) был выделен ряд индивидуальных стилей (А.К. Маркова[5]). 

Эмоционально-импровизационный стиль. Учителя такого стиля де ятельности отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала педагог строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с уче никами. Во время опроса он обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. В деятельности учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материа ла, контроль знаний учащихся. Учителя отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для такого учителя характерна интуитивность, часто выражающаяся в неумении проанализировать особенности и ре зультативность своей деятельности на уроке.

Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя искусства

Эмоционально-методический стиль. Для учителя данного стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оператив ность. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя отлича ет высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель эмоционально-импровизационного стиля, этот педагог стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями своего предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планиро вание учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель рассуждающе-импровизационного сти ля проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Этот учитель мало говорит сам, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, этот учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением кол лективных обсуждений. В процессе опроса такой учитель обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание, уделяя слабым детям. Для этого педагога, характерна в целом рефлексивность.

     Данная классификация дает возможность увидеть взаимосвязь индивидуального стиля учителя со спецификой организации им процесса обучения.

В.А. Кан-Калик[6] установил и охарактеризовал такие стили педагоги ческого общения, как: общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устраше ние; общение-заигрывание. Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Достаточно результативным является и стиль педагогического обще ния на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогичес ки сообразной, так как определенная дистанция должна соблюдаться в любом случае и со стороны учителя, и со стороны ученика.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму — общение-устрашение. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организо вать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреб лять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Любой педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, дол жен обращать особенно пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, и формировать стиль общения, органичный, адекватный его психофи зиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответствен ность за них всегда лежит на учителе.

~  ~


[1] Лиферов Лев Абрамович - Профессор, педагог МИОО  http://annakora.livejournal.com/363002.html

[2] Пифагор Самосский ( 570490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

[3] В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров - психологи

[4] А.В. Петровский, Я.Л. Коломенский, В.В. Шпалинский, М.КЭ.Кондратьев -  психологи

[5] Маркова Аэлита Капитоновна доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук.

[6] Ви́ктор Абра́мович Кан-Ка́лик (19461991) — профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено-Ингушского государственного университета. Похищен в 1991 году, убит в 1993 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт учителя изобразительного искусства

В данном документе описан педагогический опыт учителя изобразительного искусства за 2 года работы в Межадорской школе. Основное направление деятельности - национально-региональный компонент....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адап...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства...