Презентации на уроках русского языка и литературы
статья по теме
В данной статье даны методические и практические рекомендации по использованию мультимедийных ресурсов, созданных в программе PowerPoint, на уроках русского языка и литературы. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире. А также приведены требования к оформлению мультимедийных презентаций и критерии оценивания, по которым ведется мониторинг успешности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentacii_na_urokah.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы
Бородина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 станицы Казанская МО Кавказский район Краснодарского края
В данной статье даны методические и практические рекомендации по использованию мультимедийных ресурсов, созданных в программе PowerPoint, на уроках русского языка и литературы. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире. А также приведены требования к оформлению мультимедийных презентаций и критерии оценивания, по которым ведется мониторинг успешности учащихся.
Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.
Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
По данным анкетирования учащихся МБОУ СОШ №19 70 процентов учащихся имеют дома компьютеры (в 10 классе компьютеры есть у 80 % учащихся); у всех учащихся есть доступ к Интернету. Как показывает статистика (опрос проводился среди учащихся 6, 8, 10 классов), большинство учащихся применяют ПК только для игр, в лучшем случае для распечатки сообщений к урокам. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся получают на уроках информатики. В настоящее время формирование информационной культуры ребенка необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе , а также во внеурочной деятельности.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки та ким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со временные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.
Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.
Цели, преследуемые педагогом, при меняющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным про изведениям, позволяющие образно представить жизнь и лич ность писателя, интерес к учебному материалу. Вторая функция презентации - информатив ная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся воз можность самостоятельно работать с ними.
Как можно использовать презентацию?
Понятие презентации имеет несколько определений.
Презентация - это:
- вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации;
- наглядное сопровождение доклада, выступления;
- средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока.
Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить: что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.
Наиболее распространенная форма использования пре зентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядно го пособия или опорного конспекта). Допустима и индивиду альная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно вы бирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь на зад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы за конспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием. Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить ребят составлять мультимедийные ресурсы к урокам русского языка и литературы и использовать полученные знания вне уроков. Совместно со своими учащимися работаю над созданием своей медиатеки (в фондах медиатеки насчитывается около 130 медиаресурсов, около 75 создано мною и моими учениками). Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации,
Основные правила дизайна при составлении презентации.
Основное назначение презентации - донести информацию до учеников, поэтому излишества в оформлении работы недопустимы, так как они осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше.
Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.
Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:
- выбор темы;
- разработка плана (структуры презентации);
- выбор стиля;
- формирование слайдов;
- настройка и изменение переходов, анимационных эф фектов и ссылок, настройка показа слайдов;
- редактирование;
- подготовка раздаточных материалов;
- демонстрация презентации.
Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов
Уроки изучения художественных произведений
Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения.
Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.
Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов
Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.
Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?
На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.
Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.
Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения, могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для учеников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с лите- ратурными терминами и др.
Цель подобной презентации — не только воздействовать на три канала восприятия, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.
Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут содержать как иллюстративный мате риал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.
Цель презентаций данного вида уроков - способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.
На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.
В соответствии с целями обобщающего урока, презентации могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя.
Для того чтобы совершенствовать практические умения и навыки, эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, поэтому использую презентацию в качестве домашней самостоятельной или исследовательской работы.
Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприятий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили сделать некоторые выводы. Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способствовало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации. В 2009-2010 учебном году с учениками 9а класса работала над проектом «Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы», итоговым продуктом которого стал CD-диск с методическими и практическими материалами, которыми могут воспользоваться как учителя, так и ученики; также были проработаны требования к визуальной и устной презентации и критерии оценивания, по которым ведется мониторинг успешности учащихся.(Приложение 1)
Требования к оформлению мультимедийных презентаций
Оформление слайдов | |
Шаблон | Презентация как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и последнего слайда. Для визуального восприятия разных разделов (бликов) презентации хорошо использовать разные Шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление. Шаблон - это презентация, формат которой и схема цветов могут использоваться для подготовки других презентаций. |
Стиль | Каждый слайд презентации должен соответствовать единому стилю, в котором выполнена вся работа. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Допустимо ис пользование отдельного фона для заглавных слайдов. Фон не должен быть ярким, бросающимся в глаза, он не должен со держать выделяющихся элементов: все внимание зрителя должно быть приковано к тексту или изображению! Поэтому идеальный фон - ровный, без узоров, окрашенный в бледный, ненасыщенный цвет. |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета. Хорошо смотрится светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета. Следует избегать тревожного красного цвета и кислотных, ярких красок. Слайды, на которых цвета используются некорректно; утомляют глаза. |
Контраст | Фон не должен сливаться с текстом или изображением. Существуют два варианта: светлый фон и темный текст, темный фон и светлый текст. Первый вариант предпочтительней, так как сочетание темного фона и светлого текста напрягает зрение и предъявляет особые требования к использованному шрифту (он должен быть «жирным», максимально простым, без лишних деталей). На светлом фоне неплохо будут смотреться тексты, выполненные в черном, темно-синем, темно-сером, темно-зеленом цвете. |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять, анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания на слайде. |
Представление информации | |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями-перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске. Если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации. Не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24. Для информации - не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Во всей презентации текст должен быть набран одним шрифтом. Подойдёт любой простой шрифт вроде Arial или Old Bookman Style. Крайне нежелательно использовать «красивый» шрифт Comic Sans. Для сохранения единого стиля рекомендуется использовать не более двух размеров шрифта. |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Крупный размер будет необходим для обозначения заголовков слайдов. Мелкий - для общей информации. Примечания, дополнительная информация и цитаты могут быть выделены курсивом или набраны более мелким кеглем. Важные сведения (имена, даты, названия произведений) можно выделить жирным шрифтом. В качестве средства разграничения типов информации можно использовать цвет. Но выбранные цвета должны относиться к одной гамме, например: темно-серый и черный, темно-зеленый и зеленый и т. д. |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами; с изображениями. |
Изображение | Для изображения обязательно нужно использовать картинку с хорошим разрешением. Недопустимо «растягивать» изображение плохого качества на весь экран - лучше вообще обойтись без него. Для разграничения изображения и фона можно использовать рамку (если фон темный - белую рамку, если светлый - черную). Рамка ограничивает картинку, выделяет ее из фона. Изображение необходимо обработать, убрав лишние элементы, отрегулировав яркость и контрастность. |
Цветовая гамма и настройка анимации должны соответствовать основному настрою урока, не затруднять восприятие, не отвлекать от содержания урока.
После формирования слайдов и настройки анимации следует подумать о раздаточных материалах, необходимых для организации деятельности учащихся на уроке. Чаще всего это текст (тексты) произведения, если таковой отсутствует в учебной хрестоматии, памятки для организации самостоятельной работы, схемы, таблицы, статьи. Не рекомендуется все это помещать на слайдах презентации, чтобы избежать перенасыщенности информацией и предотвратить быструю утомляемость школьников и снижение их работоспособности.
Когда презентация и раздаточный материал готовы, следует наметить временные рамки каждого этапа работы на уроке и показа каждого слайда.
Демонстрация презентации, как уже сказано выше, может проводиться в начале или в конце урока и проходить без комментариев учителя, с музыкальным сопровождением, а может сопровождать весь урок и служить средством организации деятельности учащихся.
Гигиенические требования.
При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно:
- плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такого рода надо сразу разбивать на более мелкие составляющие и помещать на отдельные слайды;
- демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц и т. п.) должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала;
- если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобно несколько раз копировать их в следующий слайд, выделяя цветом.
Что касается приведенных цифр, относящихся к размеру шрифтов, то данный совет лучше всего подходит для аудитории объемом с обычный школьный класс и экран с диагональю около 2-3 м.
Выделять размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать "в тени"; количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи должны быть исключены, т. к. их просто не видно: рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста. Не стоит увлекаться юмористическими рисунками (прыгающими человечками, порхающими птичками, раскрывающимися цветочками и т. д.) иначе презентация будет своеобразным показом "комикса"; слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст; рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8-1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся.
При показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм - это только сопровождение выступления. Длинные слайд-фильмы утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были.
Критерии оценивания выступления учащихся
Критерии | "5" | "4" | "3" |
Презентация результатов (визуальное сопровождение) | Оформление логично, эстетично, не противоречит содержанию презентации. Презентация логично и уместно поддерживает выступление (сюжетные фотографии, таблицы, схемы, диаграммы, тезисы, цитаты). | Оформление выполнено с нарушением логики подачи материала. Стиль, дизайн отвлекает от содержания презентации. Фрагментарно используются графические способы представления результатов. | Демонстрационный материал использован неэффективно. Оформление нелогично, безвкусно, плохо соответствует содержанию. Нет единого стиля. |
Устная презентация | Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы участники группы демонстрируют глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях. | Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Но обоснование сделанных выводов недостаточно аргументировано. Не хватает умения кратко и полно раскрыть содержание проведенного исследования. В основном, выступление вызывает интерес у аудитории. | Участники группы передают содержание работы, но не демонстрируют умений выявлять главное. Устное выступление воспринимается аудиторией сложно, почти полностью дублирует информацию на слайдах |
Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.
И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов -10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.
Список литературы
- По материалам Модуля 3, «Intel®– обучение для будущего» при поддержке Microsoft
- http://wiki.iteach.ru
- Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., сте реотип. - М: Глобус, 2010.
- Интернет-портал "Сеть творческих учителей".
Приложения:
1. Приложение 1 - 22 КБ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентации к урокам русского языка и литературы 5-9 класс
презентации к урокам...
Создание и использование презентаций к урокам русского языка и литературы
Мне очень нравится использовать на уроках презентации и создавать их вместе с учениками. Потому как, эта совместная работа позволяет глубже изучить материал, а также выявить новые ресурсы для ра...
Презентации к урокам русского языка и литературы в 6 классе
Данные презентации разнообразят урок, помогут просто, ясно и доступно изложить материал....
Презентации к урокам русского языка и литературы в 7 классе
Данные презентации рассчитаны на программу Ладыженской, Баранова (по русскому языку) и Коровиной (по литературе), но они могут использоваться в рамках любого УМК, разнообразив учебное занятие...
Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".
Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...
Использование презентаций на уроках русского языка и литературы
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...
Использование презентаций на уроках русского языка и литературы
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...