РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
статья

Васильева Вера Александровна

Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

        В.А. Васильева

Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. 

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся методисты справедливо обращали и обращают внимание на эффективность использования игр в процессе обучения (Д.Б. Эльконин, О.А. Колесникова, М.А. Ариян, Е.Н. Соловова). И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников игры. Но что касается детей, для них, прежде всего, - это увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужой язык, а также благотворно сказывается на результате обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

Мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Ей является ролевая игра. В этом возрасте, т. е. в 7-11 лет, ведущей деятельностью становится учение. Для этого возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности. 

Современный учебный процесс рассматривается как особым образом организованное общение, важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом.

Основным и системообразующим принципом обучения иностранному языку в начальной школе является его личностно-ориентированная направленность:

  • на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;
  • развитие способности ученика к межкультурному общению.

Кроме того, обучение иностранному языку имеет деятельностную основу: язык усваивается детьми как средство межкультурного общения, что выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учеников. Ученики не просто овладевают еще одним средством общения, у них формируется картина мира. Обучать языку – значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие ученика.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

К ролевой игре методика преподавания английского языка проявляет интерес достаточно давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и восприятие языкового материала. Применение ролевой игры помогает развивать навык общения, способствует эффективному восприятию языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения, помогает изложить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса в школе. Ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Основной формой ролевой игры на начальном этапе обучения будут преимущественно так называемые performing memorized dialogues (воспроизведение диалогов, выученных наизусть). Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения иностранному языку уровень владения учащихся этим языком еще недостаточен, чтобы составить собственный диалог и импровизировать его.

Главной задачей при проведении ролевых игр для учителя становится сформированность умения учащихся воспроизводить диалоги, не сидя за партой, а проигрывая соответствующие роли с добавлением невербального общения, правильного интонационного и фонетического оформления реплик.

Ребята должны научиться входить в социальное положение предложенных им персонажей, оценивать их эмоционально-психологическое состояние и в соответствии с этим действовать как актеры. Здесь важно обращать внимание на строгую последовательность реплик, на логическое построение диалога с точки зрения этикета, на интонационный рисунок и фонетически верное произнесение фраз. Эти умения необходимо доводить до автоматизма, так как на последующих этапах обучения они должны иметь прочный закрепившийся характер.

За многие годы работы с детьми младшего школьного возраста, мы можем уверенно сказать, что игра обладает большими образовательными и воспитательными возможностями. Использование ролевых игр на уроках иностранного языка – очень эффективный метод обучения, который способствует повышению мотивации, снижению утомляемости, а также увеличению темпа ведения урока. Ролевая игра – это такая деятельность, которая способствует развитию навыков общения у учащихся, развитию их творческой деятельности, формированию независимого мышления, умению обмениваться репликами, а так же созданию рабочей атмосферы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению

В разработке представлена методика работы и пример ролевой игры на уроке английского языка в 10 классах по теме:"Самоуправление в школе"....

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.

Статья о том, как ролевая игра помогает решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

"Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению школьника"

В  работе раскрываются: обучающие  возможности  ролевой  игры  на  уроках  английского  языка, даются  примеры  из  опыта  работы, функции, ...

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...