Статья "Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС".
статья по теме

Кирова Анна Михайловна

Данный материал раскрывает основные аспекты одареннотси детей в начальной школе в условиях современного образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь классному руководителю.

Статья.

«Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения».

Учитель: Кирова А.М.

Главной задачей педагога на сегодняшний день является выявление детей с признаками актуальной или потенциальной общей одаренности, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит з рамки традиционной программы обучения.

Основными признаками одаренности служит высокий уровень интеллектуальных и творческих  способностей детей и такие их личностные особенности, как высокая любознательность, увлеченность задачей, открытость к новому, неизвестному. Особое внимание при разработке методов изучения каждого ребенка в отдельности, особое внимание необходимо уделить отбору заданий, интересных для детей и позволяющих оценить их качества незаметно, в ходе игры и общения, без строгих проверок и экзаменов.

Важную роль в системе оценки интеллектуальных качества ребенка играет предварительное проведение родительского собрания, на котором родителям подробно нужно объяснить основные цели и задачи, особенности процесса обучения, так как показывает практический опыт, отсутствие у взрослых необходимой информации часто приводит к несовпадению ценностей, интересов и планов семьи с направленностью и требованиями школьной программы. Не менее важным является также ознакомление родителей с характеристиками той категории одаренных детей, для которых предназначена программа обучения.

На собрании представители администрации школы, учителя и психологи подробно должны объяснить родителям основные этапы обследования, привести примеры всех видов используемых заданий и критериев оценки их выполнения, дают советы, как лучше подготовить ребенка к собеседованию, и отвечают на все вопросы по организации обучения в школе.

Таким образом, на начальном этапе учителю совместно с администрацией образовательного учреждения необходимо предоставить информацию, на основе которой они могли бы решить, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а также с возможностями и интересами ребенка.

Педагогом-психологом на начальном этапе проводится экспресс-оценка ряда показателей готовности детей к обучению в школе и развития их интеллектуальных (логических) способностей. Для этого используются специально разработанные и апробированные в школах методики диагностики, позволяющие ориентировочно оценить разные аспекты интеллектуального развития. Примером такой методики может служить МЭДИС (Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей). Диагностику необходимо проводить в группах по 5-6 человек в спокойной и доброжелательной обстановке и одним-двумя ассистентами, обеспечивающими понимание объяснений индивидуально каждым ребенком. Одновременно ведется наблюдение за поведением детей, их реакция на ситуацию и объяснения.

Второй этап предполагает обследование ребенка в  игровых занятиях для группы из 5-8 человек. Создание непринужденной обстановки игры, принятие и поощрение ответов детей имеют особое значение для поддержания их интереса и стимуляции творческой активности. Этот этап является  основным для общей оценки интеллектуального развития детей, их творческого мышления и мотивационно-личностных особенностей.

В целом групповое занятие занимает примерно 30 минут. При предъявлении пяти заданий учитель стремится к тому, чтобы все дети дали достаточное количество ответов. За каждый правильный ответ ребенку выставляют отметку по пятибалльной системе каждым из наблюдателей.

После окончания работы с группой результаты ее участников обсуждаются всеми наблюдателями и на основе этого обсуждения каждому ребенку выставляются согласованные отметки по отдельным видам заданий и в целом по всему этапу. При оценивании ответов специальное внимание уделяется личностным (прежде всего мотивационным) характеристикам детей, их отношению к умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети в начальной школе и особенности работы с ними.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задач...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС

Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Современные подходы к преподаванию иностранных языков в начальной школе в условиях ФГОС

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...

«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации ФГОС ООО»

Представлена авторская программа С.М. Поповой «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках ре...


 

Комментарии

Терешкевич Оксана Валерьевна

Одарённости ставят отметки. Правильно ли это?

Кирова Анна Михайловна

Отметки, в данном случае, рассматриваются не как балл для оценивания, а как характеристика показателя, с помощью которой мы делаем вывод о степени развития того или иного качества личности ребенка.