деятельностный подход как основа развивающего обучения физике.
презентация к уроку по теме
Пример использования деятельностного подхода на уроке физики в 7 классе по теме "Плавание тел"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельностный подход – это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно.
Цель педагогов современной школы : сформировать у ребят основы знаний по своему предмету и подготовить к применению полученных знаний в конкретных жизненных и производственных условиях.
Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Учащиеся являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе
Физика – один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальных выводов Традиционная дидактика деятельности учителя + деятельность ученика. Современная дидактика совместная деятельность учителя и ученика
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость.
Урок физики в 7 классе тема: «Плавание тел» . Цель урока: формирование и развитие у обучающихся учебных действий -компонентов совместной учебной, исследовательской деятельности по определению условий плавания тел. Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД Следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников
Тип урока : Изучение и усвоение новых знаний. Форма урока : Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке. Использованы современные педагогические технологии: ИКТ, технология деятельностного метода, групповая работа по разрешению создавшейся проблемы, методы самооценки и самоконтроля. На уроке осуществлён деятельностный подход в обучении - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. (70 % учебного времени)
На уроке используются активные формы и методы обучения: анализ жизненного опыта; обучение через деятельность; групповая работа; исследовательская деятельность; «оценочная» деятельность обучающихся (результат).
1. Организационный этап. Мотивация. Цели этапа : включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; зафиксировать затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. Как поведет себя тело (камень, кусок пенопласта, лед – имеющие разный объем), если его погрузить в жидкость (воду) ?
2 . Целеполагание Цели этапа : организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется цель и тема урока (А сможете ли вы дать полный ответ на вопрос: при каком условии тела плавают ? Какова ваша цель?) 3. Планирование деятельности Цели этапа: согласовать учебную деятельность, направленную на достижение цели урока; определить задачи учебной деятельности. (1. установить соотношение между Архимедовой силой и силой тяжести при погружении различных тел в жидкость; 2. выяснить зависимость данных сил от других физических величин – плотности вещества)
4. Выполнение деятельности Цели этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона сначала группы работают по индивидуальными заданиями пример. Работа №1. Наблюдение поведения тела при погружении его в воду. Оборудование: сосуд с водой, лед, кусок полиэтилена, парафин Ход выполнения работы: Погрузите тело целиком в воду, отпустите его. Что произошло с телом ? Почему осталось плавать в воде? Сделайте соответствующий вывод о действии на тело силы тяжести и Архимедовой силы. Определите с помощью таблицы плотностей плотность тела и плотность жидкости. Сделайте соответствующий вывод о плавании тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости. Формулируется общий вывод : тело, погруженное в жидкость плавает, если плотность тела равна плотности жидкости.
Учащиеся отвечают на вопросы типа: Яйцо (картофелина) тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему? Почему молоко опускается на дно стакана, когда его подмешивают в чай? Почему нельзя тушить горящий керосин водой? Проверка усвоения знаний - Результат совместной деятельности: Формирование у обучающихся способностей к обобщению и систематизации изучаемого предметного содержания. - Первичная проверка усвоения знаний.
5. Рефлексия На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности В завершение, проверяется, как относятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности 0 6. Оценка Цели этапа: оценить собственную деятельность на уроке по видам деятельности; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; (оценка дается в словестной форме, а не в баллах; на следующем уроке оценку в баллах получит каждый при выполнении лабораторной работы «Выяснение условий плавания тел»)
7. Коррекция На данном этапе устраняются личностные затруднения коммуникативной деятельностью работа с консультантами по следующим вопросам: Определение плотности вещества с помощью таблиц, умение делать правильный вывод. самостоятельно разрешить затруднение, используя текст учебника Стр. 120 – 122 учебника и записи в тетради. 8. Домашнее задание Должны зафиксировать и закрепить приобретенные знания ( § 50, записи в тетради, подготовиться к лабораторной работе )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход как основа развивающего обучения
В статье рассматриваются методы работы с текстовым материалом и иллюстрациями учебника....
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС...
Статья"Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов"
Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творче...
Системно-деятельностный подход как основа развития познавательного интереса на уроках физики
Данная статья рассматривает проблему познавательного интереса в контексте новых образовательных стандартов...
Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....