Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.
статья на тему
Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_g.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Выступление на августовской секции
учителей иностранного языка
Зеленоградского округа г.Москвы
Тема: « Обеспечение преемственности образования
между тремя ступенями: начальной, средней и
старшей школы».
Учитель английского языка
ГОУ СОШ № 1912
Курбанова А.В.
Москва
25 августа 2010г.
-1-
Слайд №1
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы.
Слайд №2
Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Слайд №3 Это приводит к увеличению числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода и обеспечение преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено.
Слайд №4
Под преемственностью в обучении понимается последовательность и системность в расположении учебного материала связь и согласованность.
Слайд №5
Современное состояние преемственности обучения в педагогике начальной и средней школой характеризуется разносторонностью охвата многих вопросов. В педагогической литературе система преемственности разделена на отдельные компоненты.
Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применение определённых методов, организационных форм и средств обучения. В процессе обучения необходимо также обеспечить контроль, регулирование, оценивание и получение определённых результатов.
Слайд №6-7
Рассогласованность этих компонентов вёдёт к возникновению проблемы дезадаптации учащихся начальных классов при переходе в среднее звено. Причины возникновения рассматриваемой проблемы можно разместить в схеме.
Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности, выделяют основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Слайд №8
1) Преемственность в становлении личности.
Результатом образования, т.е. совокупности процессов обучения, развития и воспитания, является личность. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы.
2) Преемственность в содержании обучения предполагает опору на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, так и приобретение новых, основанных на изучении отобранной и зафиксированной в учебном материале учебной информации. Этому способствуют линии учебников, которые используют в работе учителя, работающие в начальных классах и учителя среднего и старшего звена.
Например, учебники «Enjoy English», автор Биболетова М.З., издательства «Титул» 2-11 кл.;
Учебники «Millie», автор Азарова, издательства « Титул» 2-11кл.
Учебники «Spotlight», авторы Быкова, Дули, Поспелова, Эванс, издательства «Просвещение» 2-11кл. для общеобразовательных классов.
Учебники Верещагиной и Афанасьевой для классов с углублённым изучением английского языка.
3) Преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения проявляется в рациональности выбора методов и форм обучения, в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся.
Большим подспорьем в работе по организации преемственности являются единые методические дни, где учителя наглядно знакомятся со стилем работы своих коллег, и педсоветы, где обсуждаются насущные вопросы преподавания и воспитания. Таким образом, при переходе из начальных классов в среднее звено дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.
Слайд №9
Вашему вниманию предлагается адаптационная программа, на основе которой ежегодно составляется план по преодолению проблемы дезадаптации.
Адаптационная программа
Администрация | Учащиеся | Родители | Учителя | Социально-психологическая служба |
1.К январю определить преподавателей-предметников с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе. | 1.Изучение кабинетной системы. | 1.Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. | 1.Изучение методов работы учителей нач. классов и средней школы Знание программ обучения Подбор оптимальных методов и форм обучения | 1. Изучить психологические особенности детей 4 классов. |
2. В апреле провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами. | 2. Выполнение правил для учащихся. | 2. Тесная связь с учителями и классным руководителем. | 2. Выполнение единых требований к учащимся (ЕОР, правила поведения, нормы выставления оценок.) | 2. Ознакомить учителей-предметников с психологическими особенностями пятиклассников |
3. В марте определить классного руководителя в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов. 4. Организация мониторинга успешности пятиклассников, выявление проблем, работа по их ликвидации. | 3. Выполнение требований учителей-предметников | 3. Поддержка требований школы. 4. Помощь классному руководителю во внеклассных делах. | Не ставить отрицательных оценок в течение месяца. Не превышать объём д/з. Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика. Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса. Классному руководителю 5-го класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения. | 3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов. 4. Помощь в ликвидации проблем адаптации. 5. Помощь классному руководителю в работе с "трудными детьми и семьями". |
Данная адаптационная программа по некоторым пунктам подходит и к переходу учащихся в старшую школу.
К концу обучения в основной школе (8-9 кл) усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:
- продолжить ли образование в полной средней школе (10-11 кл) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме);
-если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне – базовом или профильном;
- если на профильном уровне, то какой профиль выбрать?
Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей и способностей. Ещё большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения.
Обучение на старшей ступени полной средней школы обеспечивает преемственность с основной школой. Старшая школа является последним этапом, на котором завершается формирование целостной картины мира, овладение способами познавательной и коммуникативной деятельности, умениями получать из разных источников информацию, перерабатывать и применять знания.
На данном этапе обучения продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета « иностранный язык». В частности, углубляется понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Слайд №10
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.
Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...
Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....
Выступление на педсовете "Обеспечение преемственности при введении ФГОС начальной и средней школы"
Описание слайдов....
Принцип преемственности в обучении математике в средней и старшей школе.
Рассматривается применение принципа преемственности для создания единого образовательного пространства, обеспечения преемственности в алгебре, использование последовательного систематического углублен...
Презентация "Принцип преемственности в обучении математике в средней и старшей школе".
Последовательная реализация преемственности придает обучению перспективный характер, позволяет рассматривать изучаемую тему с опорой на предыдущие знания и с широкой ориентировкой на последующие темы....
Программа дополнительного образования по английскому языку для средней и старшей школы (5-10 классы) MY ENGLISH SUCCESS
Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку для средней и старшей школы (5-10 классы) MY ENGLISH SUCCESS /МОИ УСПЕХИ В АНГЛИЙСКОМ/Подготовка учащихся к сдаче международных экзам...