"Самостоятельная работа учащихся на уроках истории"
статья по теме
Самостоятельная работа на уроках истории имеет большую практическую пользу при подготовке к ЕГЭ. Предусматривает работу с исторической картой, иллюстрациями , документами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_istorii.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории.
Плохой учитель сообщает истину,
Хороший учит её находить.
Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы учимся.»
В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в современном образовании чрезвычайно важно, чтобы обучение не ограничивалось фундаментальными знаниями предметной области. Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.
Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников. Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в планировании и оценке достижения конкретного результата»
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.
Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.
В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы .
Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории
1. Виды работы с учебником:
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;
- найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
- по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- «сжать» и «развернуть» информацию;
- почитав, рассказать о своих впечатлениях;
- составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
- придумать к данному тексту вопросы;
- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);
- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;
- составить схему.
2. Виды работы с документами:
- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
- сравнить текст документа с содержанием учебника;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- используя документ, доказать тезис;
- выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
- ответьте на вопросы к документу.
3. Виды работы с картой.
- показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;
- найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;
- найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
4. Виды работы с иллюстрациями:
- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
- составить описательный рассказ по картине;
- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
- разместить в хронологической последовательности учебные картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
- озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);
- рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе
картины.
5. Виды работы со статистическими данными:
- словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
- найти статистические данные в тексте, построить графики;
- сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.
6. Виды работы с дополнительной литературой:
- подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;
- составить рассказ, используя несколько источников;
- подготовить сообщение, «цитатник», реферат;
- выполнить творческую работу.
8. Другие виды работы:
- подготовить монологический рассказ;
- решить познавательные задачи;
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
- написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;
- составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;
- составить характеристику исторической личности, события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по
алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:
- выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
- выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
- выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
- выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
- по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
- по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
- Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
- Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
- Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
- Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
- Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
- Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
- Осознание учащимися результатов своих достижений.
Моя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке.
Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Процесс самостоятельной деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей , выявляет их индивидуальные склонности и способности. Завожу на классы специальные дневники, в которых отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ .
Критерии:
- Объем обработанного материала
- Логичность в изложении
- Оформление
- Умение защитить работу
Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Таким образом в ходе самостоятельной работы учащийся может освоить основной теоретический материал по изучаемой теме (написание конспекта, составление словаря опорных понятий, выполнение терминологического диктанта, работа с нормативными документами), закрепить, систематизировать и углубить собственные знания (выполнение рекомендованных заданий в ходе работы с дополнительной литературой), обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания (конструирование вербально-схематических опор); применить полученные знания в практической деятельности (подготовка и участие в учебной дискуссии, написание сочинения-рассуждения, выступление на конференции); формировать собственную мировоззренческую позицию (написание реферата). Кроме того, такая деятельность способствует решению так называемых «сверхзадач», связанных с формированием информационно-коммуникативной компетентности: учащися учится работать с различными источниками информации (специальная учебная и научная литература, Интернет, СМИ и др.); находить, отбирать, структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики выполняемого задания.
Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или проблему, с констуированием вербально-схематических опор, формулированием проблемных вопросов, подготовкой проектов.
Однако, как отмечают респонденты, выполнение именно такого рода заданий вызывает больше трудностей. Это, прежде всего, связано с тем, что для продуктивного выполнения данных заданий необходимо полное погружение в суть вопроса, что требует проработки большого объёма учебной литературы, поиска дополнительной информации и долговременной работы с ней.
Для успешного решения этой и других трудностей при выполнении заданий для самостоятельной работы предлагаю использовать следующие рекомендации:
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели постарайтесь учесть все варианты.
4. Выберите оптимальный вариант, учитывая все обстоятельства и взвесив все условия.
5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность, корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью, учтите сделанные ошибки, чтобы избежать их в предстоящей деятельности.
Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
- Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
- Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
- Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Актуальный педагогический опыт за последние три года работы в системе НПО....
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
актуальный педагогический опыт за последние 3 года работы в системе НПО....
Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"
Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....
Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории
В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....
Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"
В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»
Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...
Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.
Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...