педагогическая компетентность
статья по теме
Приоритетные направления реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_gruppah_po_teme.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ДОКЛАД НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ
учителя МБОУ СОШ №1
Поповян Н.В.
Работа в группах по теме: «Компетентностный подход». Диагностика компетентности педагогов.
Учителям предлагается ответить на вопрос: какие глубокие изменения произошли в жизни, социуме, культуре, потребовавшие иной компетенции учителей, родителей, учащихся. В ходе обсуждения предложенной проблемы выявляется обусловленность компетентностного подхода.
Ответы могут быть такими:
- демократизация общества;
- гуманизация жизни и образования, востребовавшие личностно-ориентированную модель образования;
- расширение информационного пространства, доступность знаний, различных видов образования;
- относительная свобода образовательного учреждения;
- плюрализм – политический, экономический, культурологический, религиозный, педагогический;
- востребованность научных достижений;
- кризис семьи, сужение её педагогического потенциала, её педагогическая слабость, сужение её влияния, некомпетентность, неавторитетность родителей;
- безответственное родительство, рост беспризорных детей;
- стихийный рост детьми компенсаторных средств как защиты от растущей деструктивности среды.
Всё, что было отмечено в группах, позволяет определённым образом диагностировать компетентность педагогов, достигнутые ими знания о мире и стране, развитии региона, своей школы, учащихся и родителей. Таким образом компетентностный подход обусловлен влиянием ряда факторов, которые требуют изменения целей, задач, содержания образования и его технологий,в т. ч. Контроля и оценки знаний учащихся (организационные формы обучения, методы, средства и способы работы учителя и ученика). Современный человек оказался в потоках разнообразной информации.Учащиеся могут владеть той, о которой, возможно, не знает педагог. Между тем это не учитывается в образовательном процессе.
Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время даёт огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельности учащихся, реального увеличения доли творческой работы. Однако этому может научить и учитель, если он увлечён и обладает соответствующими умениями. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с компетентностью и компетенциями учителя.
В ходе обсуждения участники группового решения проблемы называют черты традиционного и инновационного подхода к обучению.
Традиционный и инновационный подход к обучению
Традиционная модель (когнитивная – знания, умения, навыки) | Инновационная модель (личностно-развивающая) |
- Задача учителя – «передать» знания и опыт предшествующих поколений - Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых - Экстенсивный характер образовательного процесса - Длительность обучения - Нацеленность на результат - Результат образования оценивается в основном количественными показателями - Модель более ориентирована на процесс, чем на результат | - Задача учителя – научить получать знания - Креативная деятельность обучаемых - Интенсивный характер образовательного процесса - Нацеленность на непрерывное образование в течении всей жизни - Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции) - Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого |
В современном образовании определения понятий «результаты образования», «качество образования» отличаются рассмотрением необходимых компетенций учащихся, которыми они последовательно овладевают на протяжении всех лет обучения. В разных источниках речь идёт о разных компетенциях:
- когнитивная (теоретические и практические знания);
- функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);
- личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
- этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Что касается показателей достижений в образовании, нацеленных на результат, то они значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения (академические достижения).
Эти показатели значительно превосходят традиционные знания, умения и навыки:
- навыки устной и письменной коммуникации;
- основы математики и естественных наук;
- умение работать с информационными технологиями;
- критическое мышление;
- потребность в непрерывном образовании;
- умение работать в группах;
- творчество, инициативность;
- самодисциплинированность;
- способность к постоянной работе, требующей значительных усилий;
- способность получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конкуренции;
- культурная восприимчивость;
- ориентированность на результат;
- способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Перечисленные показатели связаны с инновационной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы учащийся успешно социализировался и идентифицировался как мобильный, конкурентоспособный человек, имеющий желание и умеющий учиться дальше.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ
Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении являются:
а). Управление здоровьесберегающим образовательным процессом:
- приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья подрастающего поколения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов.
б). Достижение нового качества образования:
- совершенствование учебного плана;
- укрепление учебно-материальной базы учебных кабинетов;
в). Информатизация образовательного пространства:
- знание норм и правил различных видов коммуникации;
- знание информационных технологий;
- умение применять различные источники информации;
- определённый уровень коммуникативной компетентности;
- подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества;
- формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В связи с необходимостью определения уровней сформированности профессиональной компетентности учителя были разработаны следующие критерии:
- постановка и решение педагогических задач;
- организация учебной деятельности учащихся;
- осуществление педагогической рефлексии;
- постановка задач общения;
- владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками;
- профессиональная зрелость личности учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к т...
Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"
quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"...