педагогическая компетентность
статья по теме

Поповян Наталья Викторовна

Приоритетные направления реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppah_po_teme.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

         

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ДОКЛАД НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ

               учителя МБОУ СОШ №1

                          Поповян Н.В.

Работа в группах по теме: «Компетентностный подход». Диагностика          компетентности педагогов.

     Учителям предлагается ответить на вопрос: какие глубокие изменения произошли в жизни, социуме, культуре, потребовавшие иной компетенции учителей, родителей, учащихся. В ходе обсуждения предложенной проблемы выявляется обусловленность компетентностного подхода.

     Ответы могут быть такими:

   - демократизация общества;

   - гуманизация жизни и образования, востребовавшие личностно-ориентированную модель образования;

   - расширение информационного пространства, доступность знаний, различных видов образования;

   - относительная свобода образовательного учреждения;

   - плюрализм – политический, экономический, культурологический, религиозный, педагогический;

   - востребованность научных достижений;

   - кризис семьи, сужение её педагогического потенциала, её педагогическая слабость, сужение её влияния, некомпетентность, неавторитетность родителей;

   - безответственное родительство, рост беспризорных детей;

   - стихийный рост детьми компенсаторных средств как защиты от растущей деструктивности среды.

     Всё, что было отмечено в группах, позволяет определённым образом диагностировать компетентность педагогов, достигнутые ими знания о мире и стране, развитии региона, своей школы, учащихся и родителей. Таким образом компетентностный подход обусловлен влиянием ряда факторов, которые требуют изменения целей, задач, содержания образования и его технологий,в т. ч.  Контроля и оценки знаний учащихся (организационные формы обучения, методы, средства и способы работы учителя и ученика). Современный человек оказался в потоках разнообразной информации.Учащиеся могут владеть той, о которой, возможно, не знает педагог. Между тем это не учитывается в образовательном процессе.

   Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время даёт огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельности учащихся, реального увеличения доли творческой работы. Однако этому может научить и учитель, если он увлечён и обладает соответствующими умениями. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с компетентностью и компетенциями учителя.

   В ходе обсуждения участники группового решения проблемы называют черты традиционного и инновационного подхода к обучению.

                    Традиционный и инновационный подход к обучению

Традиционная модель

   (когнитивная – знания, умения, навыки)


Инновационная модель

(личностно-развивающая)

- Задача учителя – «передать» знания и опыт предшествующих поколений

- Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых

- Экстенсивный характер образовательного процесса

- Длительность обучения

- Нацеленность на результат

- Результат образования оценивается в основном количественными показателями

- Модель более ориентирована на процесс, чем на результат

- Задача учителя – научить получать знания

- Креативная деятельность обучаемых

- Интенсивный характер образовательного процесса

- Нацеленность на непрерывное образование в течении всей жизни

- Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции)

- Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого

     В современном образовании определения понятий «результаты образования», «качество образования» отличаются рассмотрением необходимых компетенций учащихся, которыми они последовательно овладевают на протяжении всех лет обучения. В разных источниках речь идёт о разных компетенциях:

 - когнитивная (теоретические и практические знания);

 - функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);

 - личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

 - этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Что касается показателей достижений в образовании, нацеленных на результат, то они значительно превосходят традиционные, ориентированные на знания и умения (академические достижения).

   Эти показатели значительно превосходят традиционные знания, умения и навыки:

 - навыки устной и письменной коммуникации;

 - основы математики и естественных наук;

 - умение работать с информационными технологиями;

 - критическое мышление;

 - потребность в непрерывном образовании;

 - умение работать в группах;

 - творчество, инициативность;

 - самодисциплинированность;

 - способность к постоянной работе, требующей значительных усилий;

 - способность получать удовлетворение от своей работы в условиях здоровой конкуренции;

 - культурная восприимчивость;

 - ориентированность на результат;

 - способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

   Перечисленные показатели связаны с инновационной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы учащийся успешно социализировался и идентифицировался как мобильный, конкурентоспособный человек, имеющий желание и умеющий учиться дальше.

             РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В                    

                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ

   Приоритетными направлениями реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении являются:

 а). Управление здоровьесберегающим образовательным процессом:

     - приоритетность сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья подрастающего поколения;

     - пропаганда здорового образа жизни;

     - мониторинг состояния здоровья учащихся и педагогов.

 б).  Достижение нового качества образования:

     - совершенствование учебного плана;

     - укрепление учебно-материальной базы учебных кабинетов;

в). Информатизация образовательного пространства:

   - знание норм и правил различных видов коммуникации;

   - знание информационных технологий;

   - умение применять различные источники информации;

   - определённый уровень коммуникативной компетентности;

   - подготовка учащихся к жизни и профессии в условиях информационного общества;

   - формирование умений применять информационные технологии для решения практических задач.

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

   В связи с необходимостью определения уровней сформированности профессиональной компетентности учителя были разработаны следующие критерии:  

   - постановка и решение педагогических задач;

   - организация учебной деятельности учащихся;

   - осуществление педагогической рефлексии;

   - постановка задач общения;

   - владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками;

   - профессиональная зрелость личности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"

Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к т...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...