Активные методы обучения
статья на тему

В своём выступлении на методическом объединении учителей русского языка и литературы  по теме "Активные методы обучения" я пояснила, как важно в своей работе применение различных методов для активизации мыслительной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Активные методы обучения.
                                                                                            Услышишь –забудешь.                                                              

                                                                                            Увидишь – запомнишь.            

                                                                                             Построишь – поймешь.                                      

                                                                                                               (Конфуций).

        Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы , почувство- вали интерес к предмету.

         Понятия компетентный - способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений. Очевидно, что переход от обучения «ЗУН» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса. Переход к компетентностному подходу – это использование активных методов обучения в учебном процессе. 

         Активные методы обучения – что это?
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей.
          Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает

            Классификация методов активного обучения.

  Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки

        Среди множества активных форм обучения мне хочется остановиться на групповой форме работы. В условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются. Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу.

                Обычно игровые моменты по группам я включаю в конце урока. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее». Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях.

       В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа представляла свою служебную часть речи. Они и должны были «встать на место».

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть (не) скудеющая сила,

Есть и (не) тленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет (не) земных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них


              Активные методы обучения применяют  для повышения учебной мотивации, для активизации познавательной активности учащихся, развития способности к самостоятельному обучению, выработки навыков работы в коллективе, коррекции самооценки учащихся, формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

             Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
             Доводами  «за» считаю то, что практически исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.  Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

             Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Снимается нервная нагрузка школьников, есть  возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы  темы занятий.   Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка.

Ученик не должен переставать удивляться … Но каждый учитель должен помнить, что использование игровых форм эффективно только в том случае,  когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью и не умоляет значение сути того, что должны изучить дети.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...