Использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов
статья на тему
Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shmo_ikt.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов» Колоскова О. А.
Цели и задачи использования ИКТ :
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества через:
- Развитие конструктивного, алгоритмического мышления
- Развитие творческого мышления
- Формирование информационной культуры.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- Повышение качества и эффективности процесса обучения за счёт реализации возможностей информационных технологий
- Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности
Навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации.
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
ИКТ
- Наглядное представление о событиях и фактах.
- Изучение понятий.
- Система тестового контроля
- Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Формы использования ИКТ:
- Готовые электронные продукты;
- мультимедийные презентации;
- ресурсы сети Интернет
Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.
Еще в советское время, была проведена большая работа, по претворению в жизнь идеи ТСО на уроках в школе. Уже тогда было доказано, что технические средства обучения, намного лучше, чем сухое слово учителя, позволяют окунуться в рассказываемый материал ребенку. Каким бы красноречивым и удивительным рассказом не обладал педагог, ТСО уже тогда воспринимались намного лучше и запоминались ребенку на всю жизнь. Потому и споры об ИКТ в нынешнем обществе, также бессмысленны. Используя ИКТ на уроках, я увидел замечательный результат обученности у детей. Восприятие детьми нового материала, идет намного быстрее, когда они видят обсуждаемый объект крупно, видят анимационные карты сражение, которые позволяют им оценить масштаб обсуждаемого сражения или факта истории. Я стараюсь использовать на уроках, все современные возможности компьютерных технологий и использую в своей работе, помимо готовых уроков на дисках, стараюсь по возможности на каждый урок делать презентацию, полностью раскрывающую тему урока. С наглядным материалом, заданиями, вопросами для самоанализа.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.
Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. К настоящему времени у меня накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.
На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации.
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:
- Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
- Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
- Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
- Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-преметник и учитель информатики или другие предметники.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.
С помощью CD – общества «Кирилл и Мефодий» проводятся аудио-и видео уроки, уроки в виде обучающих игр. Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
Отдельно следует остановиться на использовании некоторых компонентов образовательного комплекса непосредственно на уроках истории.
Прежде всего, это – мультимедийная составляющая учебного модуля: интерактивные карты и флэш-задания. В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Создание и разработка собственных курсов, включающих в себя не только мультимедийный ряд, но и тестовые блоки как базовых, так и авторских вопросов. В этом случае образовательный комплекс может стать программной оболочкой для создания целого ряда мультимедийных уроков по различным темам отечественной истории. Кроме того, возможности образовательного комплекса могут использоваться и самими учениками в процессе активного обучения для подготовки собственных презентаций и подборок (метод проектов).
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников. Особо значимо это, при объяснении и закреплении нового материала. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания
Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Обращусь к основным ресурсам ИКТ используемых мною на уроках истории в 8-9-х классах.
Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Уроки отечественной истории 19-20 вв, Уроки Всемирной истории 18-19 вв. на СD. Уроки разработаны соответственно современным требованиям подготовки выпускников 8-9-х классов. В себе содержат 55 готовых уроков, 960 медиаиллюстраций, 1480 энциклопедических статей, более 180 видеофрагментов, 610 тестов, 23 анимации, 480 терминов и понятий. Этот уникальный проект Академии образования, позволил по другому взглянуть на образовательный процесс в целом и преподавание истории в том числе. Используя данное пособие при объяснении и закреплении нового материала, я увидел замечательный результат. Недавно для меня всегда было достаточно сложно спросить у учащихся хронологию сражения, как морского, так и сухопутного. Детям было сложно на карте показать, какими были действия воюющих сторон. Используя с помощью данной программы анимационные карты, я увидел ошеломляющий результат. На картах в этой программе прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. На следующий урок, дети уже без труда на карте указали каждое действо противников. Кроме этого, пособие снабжено подробным учебником по истории России с начала 19 в. до наших дней, излагающим основные этапы и события развития российского общества. Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д. Большое значение я уделяю и использованию иллюстрации при подаче нового материала. Если раньше, чтобы показать какой-то исторический портрет или событие, необходимо было, проштудировать огромное количество разных книг и энциклопедий, то сейчас с использованием презентаций, эта проблема решилась сама собой. При помощи интернета можно найти все что нужно для демонстрации на уроке. Это и портреты исторических личностей и события истории. Важной особенностью, отличительной чертой курса является тот факт, что входящий в его состав электронный учебник является комплексной обучающей программой, мультимедийным самоучителем, реализующим замкнутый адаптивный (индивидуализированный) алгоритм обучения. Он представлен на схеме:
Мои презентации в Power Point
В первой главе рассматривается необходимость создания своих собственных презентаций для проведения уроков. Доказывается их наиболее удобная форма при проведении занятий. Были созданы свои собственные презентации по курсу Истории и обществознания.Рассмотрено их практическое применение в классно-урочной форме. Изучено применение различных технических средств при подготовке и показе презентации. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point. Даны практические рекомендации по созданию и построению плана урока на основе презентаций. Практика показывает, что использование интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых объектов в составе презентации повышает интерес учеников к предмету и улучшает усвоение учебного материала.
Обоснование использования собственных презентаций: к сожалению, не всегда удобно использовать готовые компьютерные программы. Это происходит из-за разных причин:
- Сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке.
- Невозможно задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала, в зависимости от цели урока
- Отсутствует возможность изменения, или дополнения материала учебника с течением времени.
Вот задачи, которые должно решить специализированное программное обеспечение на уроке:
- Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
- Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
- Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)
Всем этим требованиям обладает не готовый продукт, а программа создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office.
Комплект презентаций для проведения урока рассчитан на выполнение санитарных норм по ограничению времени использования ИКТ на уроке с детьми. Я использую современные средства визуального и видео сопровождения, такие как флеш-файлы для проведения проверочных интерактивных заданий и масштабируемых исторических карт. Также с их помощью выводится аудио-пояснения материала и видео поддержка. Для дистанционного доступа я создаю презентации с функциями опорного конспекта, для возможностей изучения его учащимися самостоятельно.
При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра . Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности Power Point позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:
- объяснение нового материала
- закрепление изученного материала
- повторение пройденного материала
Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам.
- это компьютерный диафильм с использованием анимации,
- презентации для уроков обобщения и повторения,
- простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активного обучения в процессе преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ.
1.Общие принципы, которые наиболее характерны для всех форм урока- семинара с использованием ИКТ.2.Формы урока-семинара с использованием ИКТ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...
Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.
Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла...
Использование информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в преподавании школьных предметов.
Использование информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в преподавании школьных предметов. ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА. ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ.
Выступление на школьном методическом объединении....
«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год
Выступление на традиционной августовской конференции района...