Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
методическая разработка на тему

Подкорытова Жанна Викторовна

Семинар для классных руководителе "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми" в трех блоках : теоретический, практический, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

  План проведения семинара:

  1. Теоретический блок
  1. Современное видение одаренности. Одаренный ребенок, какой он?   (Рычкова В.В. -  доцент кафедры психологии ЗабКИПКРО,

руководитель творческой педагогической лаборатории «Психологическое сопровождение педагога в работе с одаренными детьми»

  1. Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

( Подкорытова Ж.В.,  руководитель школьного МО классных руководителей)

  1. Практический блок
  1. Самодиагностика классных руководителей «Готовность к работе с одаренными детьми»
  2. Упражнение «Карусель»
  3. Разработка раздела воспитательной программы «Работа с одаренными детьми»
  1. Рефлексия

Муниципальное общеобразовательное учреждение:                                                               средняя общеобразовательная школа № 47

Районный семинар руководителей методических объединений   классных руководителей

«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»

Руководитель МО: Подкорытова Ж.В.

Дата проведения: 13 апреля 2012 год

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от                     усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных.

К. Юнг.

Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий, поэтому наша школа, являясь ресурсным центром по работе с одаренными детьми, ставит цель: Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие детей, одаренных в области естественнонаучных дисциплин, информатики и информационно- коммуникативных технологий,

Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И  конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель.  Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом  необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)

принцип помощи, наставничества

принцип индивидуализации воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)

Обратимся к эпиграфу нашего семинара. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от  усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных.   В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности,      в школе. Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны. Для того, чтобы убедиться в этом утверждении я провела опыт, который в свое время предложил знаменитый американский психолог   П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. На карточках напечатала личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.  Вот эти качества:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

 16. Не всегда подчиняющийся большинству или    

официальному руководству.

   Пожалуйста, назовите те качества, которые вы цените в учениках.  А теперь назовите качества одаренных детей.

   Надеюсь, для многих из Вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески.  При подведении итогов этого небольшого  эксперимента  выяснилось, что 100% учителей  нашей школы имеют представление об особенностях одаренных детей, но предпочитают общение с обычными послушными, организованными коллективистами. Такая картина очевидна не только для нашей школы. Таким образом, проявляется первая проблема одаренных детей: проблема в общении с учителями.

   Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое  время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока.  Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.

   Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка  сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.

   Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.

      Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.

   Проанализировав проведение нескольких одаренных детей из моего класса, проведя ряд анкет,  я четко выделила  их  основные проблемы — неумение общаться со сверстниками на доступном, привычном для них уровне, трудности обучения в классе, непонимание идей и увлечений одаренного школьника, как детьми, так и взрослыми.

   Современными родителями их одаренные чада  тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.

    Конечно, в разрешении этих проблем ребенку  должен  кто-то помочь.  И это в первую очередь – классный руководитель.

Психологи выделяют следующие  качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:

  1. чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
  2. способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
  3. интеллект выше среднего;
  4. настойчивость и целеустремленность;
  5. творческое начало;
  6. профессиональная и эмоциональная зрелость;
  7. эмоциональная стабильность;
  8. широкий круг интересов и умений;
  9. чувство юмора;

      При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой  отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы  и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:

   Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)

   Содержательную: применение знаний и умений детей  в  нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)

Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:

  1. Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных  детей
  2. Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
  3. Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.

Этапы работы классного руководителя  с одаренными детьми:

  1. Выявление  одаренных детей (диагностика одаренности)
  2. Поддержка   (создание условий через взаимодействие  с учителями предметниками, родителями)
  3. Развитие одаренности (особенно творческой)

Развитие одаренности школьников возможно

при реализации следующих условий:

1)своевременная диагностика возможностей

2) адекватное содержание воспитания

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии

4) побудительная деятельность учителя

Формы работы классного руководителя:

Классные часы.      

   Классные  часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями.  Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи  - позволяют поделиться конкретным опытом, а также  предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.

Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.

Портфолио  учащихся

«Папки творческого самовыражения»,  в  них накапливаются материалы о достижениях  учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.

Карты личностного роста.

КТД (совместно с родителями)

  1. Праздники семьи
  2. Семейные увлечения.
  3. «Четыре способа обрадовать маму».
  4. Песни (сказки) моей бабушки.
  5. Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

Создание и реализация проектов.

  1. Талисман семьи. Гороскоп семьи
  2. Семейная книга рекордов.
  3. Географическая карта моей родословной.
  4. Я горжусь своим дедом!
  5. Я и моя школа.

Творческие мастерские

  1. «Составление правил для решения наших проблем»
  2. «Учимся на собственных ошибках»

Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.

   Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение  родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью»

     Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя  при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. 

Поэтому  только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.

   Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:

   Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

II. Практический блок.

  Все мы уже научились составлять воспитательные программы. Эти программы включают разные разделы: работа с родителями, работа с детьми группы риска, индивидуальная работа и т. д.  В связи с актуализацией вопросов одаренности в современной школе, при составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание  поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). Поэтому рекомендовано включение в воспитательную программу класса раздела «Работа с одаренными детьми».

Я вам предлагаю в течение 15-20 минут разработать такой раздел воспитательной программы, при этом учитывая полученную сегодня информацию.

Через 20 минут группы выступают со своими планами.

  1.  Рефлексия.

В заключение нашей встречи  проведем рефлексию. Предлагаю вам написать синквейн, правила написания у вас есть. Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  тему, идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

В план необходимо включать:

   Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);

   Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);

- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);

- Создание портфолио одаренных детей;

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;

- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.

- включение детей в работу дополнительного образования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"

Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогичес...

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми

Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Соот...

Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ

Рекомендации классному руководителю...