Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
методическая разработка на тему
Семинар для классных руководителе "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми" в трех блоках : теоретический, практический, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения семинара:
- Теоретический блок
- Современное видение одаренности. Одаренный ребенок, какой он? (Рычкова В.В. - доцент кафедры психологии ЗабКИПКРО,
руководитель творческой педагогической лаборатории «Психологическое сопровождение педагога в работе с одаренными детьми»
- Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
( Подкорытова Ж.В., руководитель школьного МО классных руководителей)
- Практический блок
- Самодиагностика классных руководителей «Готовность к работе с одаренными детьми»
- Упражнение «Карусель»
- Разработка раздела воспитательной программы «Работа с одаренными детьми»
- Рефлексия
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа № 47
Районный семинар руководителей методических объединений классных руководителей
«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»
Руководитель МО: Подкорытова Ж.В.
Дата проведения: 13 апреля 2012 год
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных.
К. Юнг.
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий, поэтому наша школа, являясь ресурсным центром по работе с одаренными детьми, ставит цель: Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие детей, одаренных в области естественнонаучных дисциплин, информатики и информационно- коммуникативных технологий,
Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель. Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
принцип помощи, наставничества
принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)
Обратимся к эпиграфу нашего семинара. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных. В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности, в школе. Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны. Для того, чтобы убедиться в этом утверждении я провела опыт, который в свое время предложил знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. На карточках напечатала личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Вот эти качества:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или
официальному руководству.
Пожалуйста, назовите те качества, которые вы цените в учениках. А теперь назовите качества одаренных детей.
Надеюсь, для многих из Вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. При подведении итогов этого небольшого эксперимента выяснилось, что 100% учителей нашей школы имеют представление об особенностях одаренных детей, но предпочитают общение с обычными послушными, организованными коллективистами. Такая картина очевидна не только для нашей школы. Таким образом, проявляется первая проблема одаренных детей: проблема в общении с учителями.
Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Проанализировав проведение нескольких одаренных детей из моего класса, проведя ряд анкет, я четко выделила их основные проблемы — неумение общаться со сверстниками на доступном, привычном для них уровне, трудности обучения в классе, непонимание идей и увлечений одаренного школьника, как детьми, так и взрослыми.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
- способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
- интеллект выше среднего;
- настойчивость и целеустремленность;
- творческое начало;
- профессиональная и эмоциональная зрелость;
- эмоциональная стабильность;
- широкий круг интересов и умений;
- чувство юмора;
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
- Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей
- Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
- Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей (диагностика одаренности)
- Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями предметниками, родителями)
- Развитие одаренности (особенно творческой)
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы работы классного руководителя:
Классные часы.
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи - позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Карты личностного роста.
КТД (совместно с родителями)
- Праздники семьи
- Семейные увлечения.
- «Четыре способа обрадовать маму».
- Песни (сказки) моей бабушки.
- Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
- Талисман семьи. Гороскоп семьи
- Семейная книга рекордов.
- Географическая карта моей родословной.
- Я горжусь своим дедом!
- Я и моя школа.
Творческие мастерские
- «Составление правил для решения наших проблем»
- «Учимся на собственных ошибках»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью»
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
II. Практический блок.
Все мы уже научились составлять воспитательные программы. Эти программы включают разные разделы: работа с родителями, работа с детьми группы риска, индивидуальная работа и т. д. В связи с актуализацией вопросов одаренности в современной школе, при составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). Поэтому рекомендовано включение в воспитательную программу класса раздела «Работа с одаренными детьми».
Я вам предлагаю в течение 15-20 минут разработать такой раздел воспитательной программы, при этом учитывая полученную сегодня информацию.
Через 20 минут группы выступают со своими планами.
- Рефлексия.
В заключение нашей встречи проведем рефлексию. Предлагаю вам написать синквейн, правила написания у вас есть. Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему, идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
В план необходимо включать:
Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);
- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- Создание портфолио одаренных детей;
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- включение детей в работу дополнительного образования;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"
Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогичес...
Памятка для классного руководителя по работе со слабоуспевающими детьми
памятка для классного руководителя...
ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми
Данная памятка предлагает пути и методы работы с проблемными детьми....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Соот...
Роль классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ
Рекомендации классному руководителю...