"Пути совершенствования экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями в учебной деятельности."
материал (9 класс) по теме
Матариал для работыс детьми по экологическому направлению. Выступление с обобщением опыта работы на районном методичеком объединении воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в окружающем мире формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Построить свою жизнь в гармонии с природой следует начинать по-возможности как можно раньше. Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе, и наша задача состоит в том, чтобы раскрыть её ребёнком, помочь детям увидеть её, научиться ценить это богатство.
Экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у детей эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Базовым в развитии экологической культуры детей начального звена выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте в дошкольных учреждениях. Так как большинство детей поступающие в нашу школу не посещали дошкольное учреждение, нам приходится начинать формировать экологическое воспитание с самых низших ступеней.
При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека. Способствует формированию положительных моральных качеств.
Источником эстетических чувств является природа. Она выступает в самых ярких, постоянно меняющихся образах, явлениях, картинках. Во всём богатстве форм, звуков. В общий процесс освоения природы обязательно включается элемент познания её красоты, выработка определённого отношения к ней. Я учу детей воспринимать красоту, не столько созданную самой природой, но и трудом людей. При этом у них растёт уважение к человеку, гордость за его труд, но и формируется стремление самих украшать родную землю.
Вместе с познанием красоты природы и её восприятием у детей зарождается чувство бережного отношения к природе, что часто выражается в активной её защите и охране.
На занятиях по внеклассному чтению, читая художественные произведения, я так же учу детей видеть красоту родной природы, всматриваться в неё, приобретать навыки общения с ней, вызвать желание высказать своё отношения к явлениям природы помогают рассказы Бианки. Чтение потешек, скороговорок, пословиц, стихотворений загадывание загадок о природе так же сильно воздействуют на чувства детей, развивают речь, открывает удивительный мир.
После экскурсий на природу, я прошу детей запечатлеть увиденное на листе бумаги, мы рисуем деревья, речку, лес и т.д. Во время экскурсий я веду беседы о том, как вести себя на природе, не загрязнять её, бережно к ней относиться. Мы в разное время года наблюдаем за сезонными изменениями, например в лесу, осенью провожу экскурсию, чтобы показать какие изменения произошли в лесу по сравнению с летом. Зимой идём в лес после сильного снегопада, наблюдаем, как изменились деревья, кустарник, наблюдаем за поведением зимующих птиц зимой, засыпаем корм в кормушки.
Весной во время экскурсии закрепляются знания о деревьях, организуются наблюдения за первыми насекомыми, гнездований птиц.
В конце каждого сезона я провожу беседы. В ходе, которой уточняю представления детей об изменениях в природе, о зависимости сезонных явлений от изменений в неживой природе. Все погодные явления дети отмечают в календаре природы.
Правильно подобранные содержание, задачей, формы ознакомления с природой дают возможность успешно решить задачи всестороннего развития детей.
В своей воспитательной работе я стараюсь использовать разнообразные формы и методы.
Провожу уроки доброты. Целью таких уроков является развитие интереса к природе, формировать положительного эмоционального отношения к ней. Например, такие темы: «Что значит быть добрым по отношению к природе», «Чем красив цветок» и т.д.
Когда провожу практическую деятельность, ставлю такую цель: закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения окружающей среды во всех её взаимосвязях. Мы убираем свои участки, участвуем в трудовых десантах. Например, в уборке городского парка. В разные режимные отрезки времени стараюсь проводить уроки мышления. Например, задаю детям такой вопрос: «Почему птицы улетают в тёплые края?» , Почему деревья сбрасывают листву?» и т.д. Такими вопросами я стараюсь активизировать мыслительную деятельность детей, развивать и активизировать словарный запас.
Прогнозируем погоду по поведенческим реакциям животных и растений. Прогнозирование погоды, позволяет приобщить детей к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
Подводя итог по теме «Пути совершенствования экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями в учебной деятельности» я поддерживаюсь следующей гипотезы: если в учебную деятельность внедрять новые формы и методы работы, то этот процесс будет способствовать совершенствованию экологического образования детей с интеллектуальными нарушениями. У детей качественно повысится уровень экологический культуры, грамотности, сознательности и активности, активируется участие родителей в экологическом образовании детей в семье и в школе.
Своё выступление я хочу закончить словами В.А.Сухомлинского «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...
Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
Презентация к выступлению: "Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рабочая программа по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...
Методическая разработка по внеклассной работе для детей с интеллектуальными нарушениями 5-7 классов на тему «Путь к гармонии».
Методическая разработка по внеклассной работе для детей с интеллектуальными нарушениями 5-7 классов.Подготовила воспитатель ГБОУ №613 Московского района Уфаева Наталия ЮрьевнаТема: Путь к гармонии.Цел...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « Музыка и пение » для «7-9 » классов
Адаптированная рабочая программа обучения детей с УО....