Модель урока
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Обобщенная модель урока на основе деятельностного подхода.
1. Актуализация знаний.
Основные задачи учителя.
-актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
-формирование умения задавать вопросы;
-развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
-формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обоб- щения |
2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя.
-формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
-овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
-формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет ―конфликтный материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Проявляют познавательную инициа- тиву. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, про-тиворечия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
3. Этап планирования.
Основные задачи учителя.
-формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
-определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
-воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
-формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей дея-тельности, выбор средств, необходимых для открытия ―нового знания. |
4 этап. “Открытие” нового знания.
Основные задачи учителя.
-формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
-овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
-формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
-воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно со-ставленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты реше- ния учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из дру- гих групп. Фиксируют на бумаге, доске свое ―открытие. Оценивают правильность своих выво- дов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. |
5 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи учителя.
-развитие общеучебных умений и навыков;
-развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
-овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
-учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает задания на ―новое знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия ―ведущему (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – ра-боты в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполне- ния типовых заданий. Отрабатывают действия, соот-ветствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах. |
6 этап. Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя.
-формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, запи-санным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, отве-ты учеников. | Определяют степень соответствия пос- тавленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отме- чают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвиже- ния к цели. Отмечают успешные ответы, интерес- ные вопросы одноклассников, участни- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку
Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...
Возможности технологической карты урока как организационной и структурной модели урока
Технологическая карта, и ее использование в структуре урока, методические рекомендации по составлению...
Возможности технологической карты урока как организационной и структурной модели урока (презентация к статье)
Презентация....
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...
Модель урока Урок-семинар «Сны: невозможное возможно»
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами ра...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...