Положение об учебно-методическом комплексе
методическая разработка по теме

Бабичева Татьяна Ивановна

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УПР

____________Т.Н.Арланова

«______»_____________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе

1.Общие положения

1.1.Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность нормативной, организационной и учебно-методической документации, взаимосвязанной единой методологией и организацией преподавания конкретной учебной дисциплины дисциплины, междисциплинарного курса, учебной практики .

1.2.УМК позволяет определить цели изучения конкретной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной практики, дидактически обоснованную последовательность, методы и средства формирования (развития) у студентов знаний и умений (способностей), а также профессиональных и общих компетенций.

         1.3.Положение разработано на основании   Федерального  закона 29.12.2012

№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», Федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям и профессиям, устава техникума и иных локальных нормативных (правовых) актов техникума.

         2.Цели и задачи работы преподавателей по созданию УМК

2.1.Работа по созданию способствует:

-повышению уровня преподавания дисциплины, профессионального модуля;

-обеспечению технологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса;

-формированию системы качества образования и подготовки специалистов;

-созданию благоприятных возможностей для широкого обмена передовым педагогическим опытом;

-обеспечение технологического подхода к организации учебного процесса с применением электронного обучения  и дистанционных образовательных технологий;

-обеспечение учебного процесса к организации учебного процесса по индивидуальному учебному плану;

-повышение квалификации педагогов.

           2.2. Внедрение системы УМК в практику работы техникума позволяет систематизировать и свести к необходимому минимуму нормативные, методические, стандартореализующие документы, обеспечивающие подготовку выпускника по специальности (профессии), а также определить основные цели, пути и средства достижения целей в деле качественной подготовки специалиста.

3.Участники разработки УМК

3.1. УМК разрабатывается каждым преподавателем, мастером производственного обучения техникума по преподаваемым дисциплинам, междисциплинарным курсам , учебной практики в соответствии с рекомендованным перечнем (Приложение 1).

4.Структура УМК

4.1.Учебно-методический комплекс включает:

1.Регламентирующую документацию.

2.Учебно-методическое обеспечение.

3.Средства контроля.

4.Электронные материалы.

4.1.1.К регламентирующей документации относятся:

  1. Выписка из учебного плана.
  2. Фрагмент из ФГОС СПО -  требования к обязательному  уровню подготовки.
  3. Примерные и рабочие программы.
  4. Рабочая программа учебной практики.
  5. Рабочая программа производственной практики.
  6. Календарно-тематический план и перспективно-тематический план.
  7. Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятии.

     4.1.2.Раздел 2 «Учебно-методическое обеспечение» является основным и содержит требования и рекомендации по изучению теоретического материала, проведению лабораторных ипрактических занятий, курсовому проектированию, учебной практики, производственной практики, а также обеспечивает условия для организации проектной деятельности и самостоятельной работы обучающихся. Материал разрабатывается, исходя из требований к знаниям, умениям и практическому опыту по темам занятий, что обеспечивает наиболее рациональное использование времени преподавателя и мастера производственного обучения на занятии и максимальную активизацию, развитие способностей  студентов.

    4.1.3. К разделу 2 «Учебно-методическое обеспечение» относятся следующие материалы:

  1. Поурочные планы занятия, инструктивно-технологические карты с методическим обеспечением занятия (комплект иллюстрированного раздаточного материала, ТСО и т.д.).
  2. Материал для организации самостоятельной работы студентов:

- курс лекций;                                                                                                                       - рабочая тетрадь;                                                                                                                        - методические рекомендации по выполнению внеаудиторной   самостоятельной работы для студентов;

-методические рекомендации по выполнению и защите рефератов, исследовательских работ, проектов;

-методические рекомендации по проведению семинарских занятий по разделам междисциплинарного курса и дисциплины;

-комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях (варианты) и др.

-методические рекомендации по исследовательской (проектной) деятельности;

-образцы исследовательских работ, проектов.

  1. Материалы по обеспечению лабораторных и практических занятий.                                         -перечень тем  для выполнения лабораторных (практических) работ (выписка из рабочей программы или КТП).

-методические указания (рекомендации) для обучающихся  по выполнению практической или лабораторной работы.

-сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений и приобретения практического опыта;

-практикум и др.

  1. Материалы по организации и обеспечению курсового проектирования.                    

-выписка из рабочей программы.

-перечень тем курсовых работ (проектов).                                                                    

-перечень литературы, нормативно-технологической и справочной документации, средств вычислительной и оргтехники, рекомендуемых к использованию обучающимися.        

-методические рекомендации (указания) по выполнению курсовой работы (проекта).                                                                                                                               -образцы выполнения курсовой работы (проекта).                                                                                    -критерии оценки выполнения курсовой работы (проекта).                                    

-график контроля за выполнением курсовой работы (проекта).  

  1. Методические разработки, обобщающие опыт преподавателя.

-методические разработки уроков по темам (разделам);

-методические разработки внеклассных мероприятий и др.

     4.1.4. Раздел 3 «Средства контроля» содержит материалы, обеспечивающие контроль усвоения студентами предметного содержания учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной практики (уровня развития способностей) по всем видам контроля: текущему, промежуточному и итоговому.

4.1.5.  К разделу 3 относятся следующие документы :

  1. Комплект заданий для текущего контроля по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля (карточки опроса, тесты, карточки-задания и др.);
  2. Перечень вопросов, практических заданий,  индивидуальных заданий выносимых на зачёт по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля.
  3. Комплект вариантов обязательных итоговых контрольных работ (по учебному плану);
  4. Перечень экзаменационных вопросов, тем, экзаменационно-практических задач.
  5. Контрольно-оценочные средства по дисциплине, профессиональному модулю.
  6. Экзаменационные билеты.
  7. Перечень таблиц, схем, моделей, макетов, допущенных для использования на экзамене (зачёте).
  8. Критерии уровня знаний содержания дисциплины, профессионального модуля.

4.1.5 В Раздел 4 относятся следующие документы : электронные образовательные ресурсы учебно-методического комплекса учебной дисциплины, междисциплинарного курса , учебной практики:

-УМК на электронных носителях (компакт-диски),

-презентации по темам (разделам) программы;

-видео-уроки по темам (разделам) программы,

-электронные учебные издания, созданные педагогом;

-пакет тестов, введенные в автоматизированную систему;

-обучающие программы.

5.Требования к составлению УМК.

5.1.Учебно-методический комплекс   дисциплины, междисциплинарного курса , учебной практики должен удовлетворять следующим требованиям:

-систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала;

- ясность, точность и лаконичность изложения;

-четкость формулировок, правил и определений;

-ориентация на усвоение профессиональных и общих компетенций;

-соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношениях;

-методическая целесообразность педагогических идей и технологий;

-достаточность практических упражнений и их целесообразность;

- направленность изложения на развитие творческих способностей обучающихся;

-соблюдение общепринятой терминологии и символики.

РАЗРАБОТАНО

Методист                                                                                                   Т.И.Бабичева

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «_____»____________20____г.


 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемая структура учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса)

1

Титульный лист

2

Выписка из учебного плана.

3

Фрагмент из ФГОС СПО -  требования к обязательному  уровню подготовки.

2

Примерные и рабочие программы дисциплины.

3

Календарно-тематический план.

4

План-конспект урока.

5

Курс лекций по разделам (темам) дисциплины.

6

Методические разработки уроков.

7

Методические рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ.

8

Сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений.

9

Комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях (варианты).

10

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.

11

Методические рекомендации по выполнению и защите рефератов, исследовательских работ, проектов.

12

Образцы исследовательских работ, проектов

13

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по разделам учебной дисциплины

14

Методические указания по выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения).

15

Методические рекомендации (указания) по выполнению курсовых работ.

16

Перечень тем курсовых работ (проектов).                                                                    

17

Перечень литературы, нормативно-технологической и справочной документации, средств вычислительной и оргтехники, рекомендуемых к использованию обучающимися при выполнении курсовой работы.

18

Образцы выполнения курсовой работы (проекта).                                                                                    

19

Критерии оценки выполнения курсовой работы (проекта).  

20

График контроля за выполнением курсовой работы (проекта).  

21

Контрольно-оценочные средства по дисциплине.

22

Экзаменационные билеты.

23

Контрольно-диагностические материалы для оценки степени усвоения учебного материала по темам (разделам) реализуемой программы учебной дисциплины.

(тесты, карточки-задания, карточки-опросники и др.)

24

Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятии.

25

Комплект иллюстрированного раздаточного материала

26

Методические разработки внеклассных мероприятий по дисциплине.

27

Задания олимпиады по дисциплине.

28

Электронные материалы (УМК в электронном виде, презентации, видео-уроки и т.п.)

29

Другие методические материалы

Рекомендуемая структура учебно-методического комплекса

учебной практики

1

Титульный лист

2

Выписка из учебного плана.

3

Фрагмент из ФГОС  СПО -  требования к обязательному  уровню подготовки.

4

Примерные и рабочие программы профессионального модуля.

5

Рабочая программа учебной практики.

6

Перспективно-тематический план

7

Перечень учебно-производственных работ по учебной практике.

8

План-конспект урока.

9

Методические разработки уроков.

10

Сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений.

11

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.

12

Образцы исследовательских работ, проектов.

13

Инструкционные карты

14

Критерии оценки выполнения заданий на учебной практике.

15

Сборник заданий для освоения, закрепления, приобретения умений.

16

Комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях  учебной практики (варианты).

17

Методические рекомендации по оформлению портфолио.

18

Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю.

19

Экзаменационные билеты.

20

Контрольно-диагностические материалы для оценки степени усвоения учебного материала по темам (разделам) реализуемой программы учебной практики. (тесты, карточки-задания, карточки-опросники, практические задания и др.)

21

Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятиях учебной практики.

22

Комплект иллюстрированного раздаточного материала.

23

Методические разработки внеклассных мероприятий по профессиональному модулю.

24

Задания олимпиады по профессиональному модулю.

25

Другие методические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методических комплексах дисциплин

Положение об учебно-методическом - комплексе дисциплины регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в Канашском педагогическом колледже...

Положение о проведении конкурса учебно-методических комплексов ФГОС

Представленный материал позволит методисту   в образовательном учреждении среднего профессионального образования провести конкурс учебно-методических комплексов по дисциплине и профессиональному ...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...